Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Зарецкий А.Д. Иванова Т.Е.
Категория «корпоративная социальная ответственность» - это феномен, который присущ только рыночной экономике. Нужно отметить, что впервые понятие корпоративной социальной ответственности - КСО (Corporate Social Responsibility) существует с начала 1950-х гг., когда американский ученый Г. Боуен в 1953 г. опубликовал работу «Социальная ответственность бизнесмена». В этой монографии, которая принесла автору славу «отца корпоративной социальной ответственности» были определены принципиальные подходы по проведению КСО. Г. Боуен определил концептуально проблему, заключающуюся в том, что бизнес - это часть общества перед которым он несет ответственность.

В бывшем СССР предпринимательство, как вид деятельности, было запрещено, все средства производства были в общенародной собственности и, соответственно, проблемы социальной ответственности бизнеса не было. Государство в Советском Союзе было единственным легитимным предпринимателем, которое решало все социально-экономические проблемы общества. В связи с тем, что в современной России, Конституцией РФ, введена частная собственность на средства производство и имущество, граждане получили право заниматься любым разрешенным законодательно видом предпринимательской деятельности, то возникла проблема поиска путей решения проблем социальной ответственности бизнеса.

В рыночной экономике успешность бизнеса зависит от разных обстоятельств, в том числе от складывающейся конъюнктуры, предпринимательского профессионализма, интуиции и просто везения. И те компании, которые оказались в определенный момент времени более удачливыми, чем другие, должны в первую очередь понимать, что в целях сохранения определенной сбалансированности и устойчивости в обществе, им необходимо проявлять корпоративную социальную ответственность перед обществом. Вначале XXI в. ООН сформулировала десять принципов Глобального договора, обращенные к предпринимательскому сообществу:

  •  Оказывать поддержку соблюдению прав человека, провозглашенных международным сообществом.
  •  Обеспечить свою непричастность к нарушениям прав человека.
  •  Поддерживать свободу ассоциаций и признавать право персонала на заключение коллективных договоров.
  •  Выступать за уничтожение всех форм принудительного труда.
  •  Выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.
  •  Выступать за полное искоренение детского труда.
  •  Способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду.
  •  Проявлять инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.
  •  Содействовать развитию и распространению экологически чистых технологий.
  •  Противодействовать коррупции во всех ее формах, включая вымогательство и взяточничество.

По сути, эти десять принципов являются концептуальной основой для проведения КСО каждой фирмой и предприятием в мире. Нужно отметить, что многие мировые и отечественные корпорации присоединились к Глобальному договору ООН. В 2004 г. в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей была одобрена Социальная Хартия российского бизнеса. В этом документе определены общие морально-этические принципы социальной деятельности отечественного бизнеса, которые соответствуют Глобальному договору ООН.

Формальное определение КСО предполагает обязанность менеджмента организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой компании. КСО предполагает ответственность компании, работодателя, делового партнера, гражданина, члена сообщества на уровне собственного предприятия (создание для работников необходимых условий труда и отдыха), муниципального образования, района, региона, страны, мира).

В России создана и функционирует Ассоциация менеджеров России (АМР), которая дает такое, несколько узкое, определение КСО: «КСО - это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций» [1].

В объединенной Европе понятие (политика) КСО определяется как «Концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой» [2] и охватывает такие направления:

  • формирование и укрепление имиджа и деловой репутации;
  • корпоративное развитие - проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей от высшего менеджмента компаний, их персонала и общественных организаций;
  • корпоративная этика;
  • экологическая политика и использование природных ресурсов;
  • политика в отношении персонала;
  • здоровье, безопасность и охрана труда, соблюдение прав человека;
  • взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;
  • социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг;
  • PR-обеспечение перечисленных направлений.

Социальная ответственность корпорации делиться на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя социальная ответственность - это, прежде всего, деловая практика по отношению к собственному персоналу, которая включает такие направления деятельности:

  •  безопасность (в том числе пожарная, экологическая и промышленная безопасность) и охрана труда;
  •  стабильная выплата заработной платы;
  •  поддержание социально значимой заработной платы;
  •  дополнительное медицинское и социальное страхование работников;
  •  развитие человеческого капитала работников через различные обучающие программы, подготовку и повышение квалификации;
  •  помощь в критических ситуациях.

Внешняя социальная ответственность включает в себя:

  •  спонсорство и корпоративная благотворительность;
  •  участие в экологических программах государства, региона, муниципального образования;
  •  взаимодействие с местным сообществом;
  •  готовность корпорации участвовать в кризисных ситуациях;
  •  выпуск качественной продукции.

Во второй половине ХХ в. и начале ХХI в. КСО стала парадигмой стратегического управления бизнесом. КСО предполагает устойчивый баланс корпорации между ее интересами в экономике, охраной окружающей среды и решением текущих социальных вопросов внутри корпорации и за ее пределами. Как итог такие усилия приводят к устойчивому развитию бизнеса. Необходимо отметить, что в развитых странах мира понятие «устойчивое развитие» прочно вошло в саму философию корпоративного управления. Устойчивое развитие корпорации - это современная управленческая философия, которая предполагает, что любое управленческое решение принимается с учетом экономического, социального и экологического эффекта. Наиболее удачной формой реализации устойчивого развития и является корпоративная социальная ответственность.

Корпорации, которые пытаются уклоняться от КСО, как правило, в развитых странах не имеют перспективы успешного развития, не обладают необходимым имиджем, не пользуются повышенным спросом товары и услуги, производимые такими корпорациями. К сожалению, в современной России не все топ-менеджеры корпораций пока понимают важность и необходимость ведения деловой практики КСО в своей деятельности. В стране пока наблюдается общий интерес компаний к проведению КСО, но устойчивых подходов по ее проведению пока не сложилось. Хотя все более популярным становится готовить социальную отчетность, но в то же время многие компании направляют свои усилия по КСО в основном на благотворительность, не затрагивая многих важных вопросов, охватываемых концепциями этой деятельности о которых мы отмечали выше.

По инициативе Всероссийской организации качества (ВОК), разрабатывающей стратегические подходы к повышению качества жизни и стоящей на позиции перехода от дискуссий и призывов к реальной качественной практике, в 2007 г. был разработан и введен в действие стандарт ВОК-КСО - 2007 «Социальная ответственность организации. Требования». Этот стандарт не имеет аналогов за рубежом и в России, т.к. охватывает основные составляющие социальной ответственности, за исключением показателей «добросовестной практики ведения бизнеса» и «финансовой прозрачности» [3].

Таким образом, корпоративная социальная ответственность для современной отечественной бизнес-элиты является актуальной проблемой, которая пока не имеет устойчивой философской основы и нуждается в исследованиях, поиске наиболее предпочтительных путей выполнения перед обществом этой ответственности. Для этого необходимо использовать имеющийся опыт проведения КСО в наиболее развитых странах мира.

Список литературы

  1. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 г. / под общ. ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2004. - С. 9.
  2. Бурчакова М.А. Становление системы социальной корпоративной отчетности: международный опыт и Россия // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 8(137). - С. 36-43.
  3. Зарецкий А.Д. Корпоративная социальная ответственность: от благотворительности к имиджу // Экономика: теория и практика. - 2011. - № 1 (21). - С. 9-14.

Библиографическая ссылка

Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 91-93;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29033 (дата обращения: 27.06.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074