Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИНФРАСТУКТУРА КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Трубецкая О.В.

В статье рассмотрены концепции исследования инфраструктуры, дана ее классификация.

Инфраструктура как подсистема экономики сложилась в результате исторического развития товарного производства, причиной ее выделения как самостоятельной сферы стало общественное разделение труда.

Основная функция инфраструктуры состоит в удовлетворении потребностей общества и создании условий для осуществления процесса производства.

В зарубежных исследованиях существует несколько концепций исследования инфраструктуры и определения роли, которую она играет в экономике:

  1. Концепция накладных расходов (П. Самуэльсон, Д. Кларк). Под инфраструктурой понимают основные мощности, без которых невозможно функционирование производства.
  2. Институциональная концепция (Р. Иохимсон и др.) согласно которой под инфраструктурой понимают систему взаимодействующих агентов сферы обращения, обеспечивающих связь между фазами производства и потребления.
  3. Концепция экономического роста (У. Ростоу, У. Артура Льюиса, Р. Нуркса и др.) [1]. Инфраструктура рассматривалась как инструмент, способствующий сокращению издержек обращения, быстрому росту внешней торговли и созданию капитала и тем самым удовлетворяющий все возрастающие потребности населения.
  4. Маркетинговая концепция. Согласно этой концепции под инфраструктурой понимается совокупность видов деятельности, способствующей реализации товаров на рынке и формированию нового спроса на товары и услуги.
  5. Распределительная концепция определяла инфраструктуру определенные виды деятельности, которые вызывают движение потоков товаров от производителей к потребителям.
  6. Логистическая концепция. Представители этого направления полагают, что инфраструктура обслуживает процессы физического перемещения товаров через финансовые и информационные потоки.

В отечественной экономической литературе существует несколько терминов, из которых наиболее часто встречаются «инфраструктура», «рыночная инфраструктура».

Появление термина «рыночная инфраструктура» связано с экономическими преобразованиями в российской экономике. Длительное время отечественные ученые рассматривали инфраструктуру преимущественно с точки зрения отраслевого подхода. При этом признавалась главенствующая роль стадии производства. Введение термина рыночная инфраструктура позволило расширить область исследований, так как произошло смещение акцента со сферы производства в сферу обращения.

Под рыночной инфраструктурой понимают подсистему рыночного хозяйства, обеспечивающую устойчивость его воспроизводства в процессе обмена видами деятельности и ресурсами, регулирующую поведение хозяйствующих субъектов и их агентов в условиях неопределенности, генерируемыми циклическими и конъюнктурными колебаниями рынка [2].

В западной экономической литературе используется термин «инфраструктура», так как рынок рассматривается как целостная экономическая система.

В российской экономической литературе преимущественно исследуют рыночную инфраструктуру, так как с переходом к рыночной экономике содержание понятия инфраструктура подверглось трансформации, и приоритеты исследования переместились с сферы производства в сферу обращения.

Инфраструктура может также подразделяться на отраслевую и специализированную. В свою очередь в составе отраслевой выделяют производственную, социальную и институциональную инфраструктуру.

Назначение производственной инфраструктуры заключается в оказании материальных, энергетических, информационных слуг во всех стадиях воспроизводственного процесса и обеспечения нормального функционирования и развития отраслей народного хозяйства, а также самого инфраструктурного комплекса.

Институциональная инфраструктура призвана оказывать услуги научного, управленческого, правоохранительного характера на уровне всего общества в целом и также обеспечивать повышение эффективности общественного производства.

С помощью социальной инфраструктуры создаются материальные, бытовые и культурные условия воспроизводства жизнедеятельности населения.

Специализированную инфраструктуру составляют отрасли, которые могут применяться во всех сферах деятельности экономических субъектов.

Таким образом, инфраструктура призвана обеспечить определенные условия для осуществления эффективного производственного процесса, который обеспечит экономический рост и приведет к повышению уровня жизни населения. В настоящее время наибольших интерес представляет исследование рыночной инфраструктуры так как акценты сместились со сферы производства в условиях командной экономики в сферу обращения в условиях рынка.

Список литературы

  1. Lewis W.A. The Theory of Economics Growth. - London, 1955. Nurkse, R. Problems of Capital Formation in Undeveloped Countries. - Oxford, 1955.
  2. Русскова Е.Г. Методология системного исследования структуры рыночной экономики // автореф. дис . ... д-ра экон. наук. - Волгоград, 2006. - 50 с.

Библиографическая ссылка

Трубецкая О.В. ИНФРАСТУКТУРА КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 100-101;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29038 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674