Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ефимов В.Ф. Измайлова Р.Г.
Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе.
компетентности
учебно-воспитательный процесс
общеучебные умения и навыки

Идея совершенствования общего образования была отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней записано: «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования - готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. Отсюда - основным результатам образовательного учреждения (школы) должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор предметных и ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. То есть, в настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе.

Начальная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть как предметные, так и ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Речь в данном случае идет о развитии сформулированной еще в 60-е годы прошлого века идеи об общих учебных умениях, как фундаменте, на котором вырабатываются специальные умения. Данный фундамент закладывается прежде всего в начальной школе. Эта мысль отражена и в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (2004 год). В нем сказано: «Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». В соответствии со стандартами второго поколения 2008 общеучебные умения следует понимать как универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

Разные теоретики педагогической науки по-разному группировали общеучебные умения. Одна классификация предложена Татьянченко Д.В. и Воровщиковым В.Г. Они делят общеучебные умения на три группы:

  1. Учебно-управленческие. Под учебно-управленческими умениями можно понимать общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
  2. Учебно-информационные. Под учебно-информационными умениями подразумеваются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
  3. Учебно-логические. Учебно-логические умения - это общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Данная классификация общеучебных умений характеризует знаниевый подход к образованию.

Для начальной школы считалось целесообразным использовать такую классификацию общеучебных умений и навыков:

Учебно-организационные.

Учебно-интеллектуальные.

Учебно-информационные.

Учебно-коммуникативные.

Раскроем некоторые аспекты трактовки приведенных групп умений подробнее применительно к начальной школе.

Учебно-организационные умения.

Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьёзные успехи в овладении знаниями. Вот почему учебно-организационные умения должны закладываться на начальной стадии образования. К ним в частности относятся умения: организовать своё рабочее место, соблюдение единого орфографического режима, правила поведения в школе. Кроме того, к данным видам умений можно отнести:

Планирование (определение целей и средств их достижения).

Организация (создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов).

Контроль (сбор информации о процессе выполнения намеченных планов).

Регулирование (корректировка планов и процесса их реализации).

Анализ (изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов) и т.д.

Учебно-интеллектуальные.

Учебно-интеллектуальные - вторые по значимости общеучебные умения, необходимые для успешного овладения знаниями из различных областей наук. Эти умения формируются учителями в процессе учебного труда. Умение анализа и синтеза, наличие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, владение способами действий для определения и решения проблем, усвоение приёмов самоконтороля и т.д.

Учащиеся должны усвоить определённые способы учебной деятельности, которые становятся умениями и составляют понятие « умение учиться».

Если ребёнок получает неплохие отметки, это не говорит о том, что он умеет учиться. Неумение учиться необязательно приводит к неуспеваемости и поэтому не всегда обращает на себя внимание. Гораздо чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой очень тяжёлого труда. Такие ученики не привлекают внимание педагога и , будучи предоставленными самим себе, не приобретают рациональных учебных навыков .

Учителя имеют ясное представление о результатах усвоения учениками учебного предмета. А процесс самостоятельной работы над материалом скрыт от учителя и протекает вне его наблюдения.

Обучение школьников умению учиться становится управляемым процессом. Появляется возможность заранее планировать, в каком классе, при изучении какого учебного материала, будет разъяснён тот или иной учебный приём, на каких последующих уроках умение применять его будет закрепляться и совершенствоваться. Возникает возможность разработки и реализации межпредметной программы формирования интеллектуальных приёмов. Да и сами ученики получают возможность более активно управлять своей учебной работой: так, усвоив несколько приёмов самоконтроля, они в каждом конкретном случае смогут правильно выбрать наиболее подходящий способ.

Учебно-информационные.

Исходя из информационного подхода в качестве основания для группировки учебно- информационных умений, необходимо выбрать ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в процессе обучения являются тексты и реальные объекты. Тексты, в свою очередь, можно разделить на устные (вербальные) и письменные (документальные).

В связи с этим, можно выделить три группы учебно-информационных умений:

  • умение работать с письменными текстами;
  • умение работать с письменными текстами;
  • умение работать с реальными объектами как источниками информации.

Учебно-коммуникативные.

К учебно-коммуникативным относятся умение работать в группе, вести диалог, умение организовать данную работу, умение строить своё поведение в зависимости от создающихся условий. Сюда же можно отнести и умение аргументировать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Все вышеперечисленные трактовки общеучебных умений являются необходимым условием успешного обучения, и их формирование является задачей каждого педагога. В настоящее время такое понимание общеучебных умений не достаточно, они становятся составляющими ключевых компетенций.

Работа научных школ по изучению ключевых компетенций была завершена к 2010 году. В одном из итоговых текстов по этому поводу утверждается, что успешное участие в жизни, на работе, в окружающем обществе, в семье и других социальных сферах требует от индивида компетентности. Три широкие категории ключевых компетенций были выделены на основе специальной литературы междисциплинарного подхода. Этими категориями ключевых компетенций являлись: автономное действие, интерактивное использование инструментов и функционирование в социально неоднородных группах. Они образовали понятийную основу для описания и дальнейшей концептуализации выделенных ключевых компетенций. У каждой из выделенных компетенций есть свои особенности. «Автономное действие» сфокусировано на относительной самостоятельности и идентичности субъекта. «Интерактивное использование инструментов» касается взаимоотношения индивида с миром посредством физических и социокультурных инструментов (включая язык и традиционные академические дисциплины). Категория «функционировать в социально неоднородных группах» подчёркивает взаимодействие индивида с другим, отличным от него.

Британские учёные относят к ключевым компетенциям: коммуникативную компетентность, умение решать реальные задачи, умение сотрудничать, способность к самообучению. Существуют классификации общеучебных умений, созданные в 80 годах прошлого века в трудах Ю.К. Бабанского, Н.А. Лошкаревой и др.

Самообучение и самообразование невозможно без постоянного формирования умения учиться. Данное умение д.п.н. Лошкаревой Н.А. трактуется как «свободное владение знаниями о способах познавательной (самообучающей, взаимо обучающей) деятельности и самими способами». В «умение учиться» Лошкаревой Н.А. включаются, прежде всего, базисные общеучебные умения и навыки, наиболее значимые для познавательной деятельности, но легко и естественно переносимые в другие виды деятельности человека.

В объем понятия «базисные общеучебные умения, навыки» входят такие их виды как: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Раскроем их смысл в трактовке Лошкаревой Н.А.

Учебно-организационные умения и навыки состоят в овладении учеником:

  • а) способами выполнения каждого компонента учебной деятельности (учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, учебно-личностная рефлексия: самоконтроль, самооценка, саморегуляция, самокоррекция); а также способами перехода от одного компонента или этапа учебной работы к другому;
  • б) способами внешней организации, планирования своей учебной работы (культурой рабочего места, рациональным порядком занятий, режимом дня и др.);
  • в) способами передачи знаний соученикам, умением нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, умением осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Учебно-информационные умения и навыки заключаются в овладении учеником способами самостоятельного приобретения знаний, новой дополнительной информации, а также способами смысловой переработки, запоминания информации, ее хранения.

Учебно-интеллектуальные умения, навыки состоят в овладении учеником способами выполнения мыслительной деятельности, постановки и решения проблем, а также приемами логического (на основе формальной и диалектической логики) и гуманитарного мышления.

Учебно-коммуникативные умения и навыки состоят в овладении учеником способами построения устной и письменной речи в зависимости от целей и условий общения с другим человеком (учителем, сверстниками) в ходе учебной работы.

Таким образом, из описания приведенных взглядов ученых на проблему формирования компетенций, видно, что само понятие, выражаемое словосочетаниями «умения учиться», «способность к самостоятельному приобретению знаний» и т.п. имеет тенденцию к укрупнению своего объема и привнесению черт, способствующих усилению личностной ориентированности ЗУНов.

Словосочетание «личностно-ориентированное обучение» и тем более «личностно-ориентированное образование» содержат тавтологию. Образование, обучение всегда, изначально ориентированы в той или иной мере на развитие некоторых сторон личности. В традиционной парадигме образования это ориентирование в большей степени на когнитивные процессы, знаниевую составляющую образования личности. В этом смысле традиционное образование также является личностно-ориентированным, в котором личность понимается более узко, не целостно, как в гуманистической парадигме образования, в котором предусматривается создание условий для самореализации личности каждого образовывающегося, в том числе через самообучение и самообразование.

Отметим, что основным способом усвоения ЗУНов (единственно значимой и в целом достаточно полно реализуемой цели традиционного образования), в течение прошлого необозримого времени его развития, являлось запоминание учебного материала. В то же время в научной дидактике всегда отмечалось, что качественные знания и умения должны обладать рядом признаков - правильностью, гибкостью, прочностью, точностью, полнотой, действенностью др. Именно действенность и является основным признаком «знаниевой» компетентности.

Общепризнанным считается понимание ключевых компетентностей как универсальных надпрофессиональных, надпредметных знаний и умений. Их исследованием занимались В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.В. Сериков. А.В. Хуторской и др. Все классификации компетентностей опираются на предложенные Советом Европы (политические и социальные, связанные с жизнью в многокультурном обществе, с владением речью, с возрастанием информатизации общества, со способностью учиться на протяжении жизни). Переход к компетентностному подходу в образовании, особенно в профессиональном образовании граждан, обозначает усиление требования прагматичности, четкой функциональности и ответственности государства в образовательной политике.

В то же время поскольку, личность формируется в деятельности, а деятельность развивает личность от привычного зуновского, в стандартах начального образования второго поколения намечен переход не столько к компетентностному, сколько переход к компетентностно-деятельностному подходу.

Компетентность младших школьников, по нашему мнению - это готовность, способность ученика успешно применять полученные ЗУНы в нестандартных ситуациях. В свою очередь нестандартными мы считаем ситуации, отсутствовавшие в опыте учащегося, но для решения которых он обладает необходимыми знаниями и способами действия. Нестандартные ситуации могут быть как обучающими, так и диагностическими.

Достижение цели достижения различных компетенций в стандартах начального образования второго поколения представлено в предметных, метапредметных и личностных результатах; в УУД (Универсальных учебных действиях): регулятивных, учебно-познавательных, коммуникатитвных, информационных; в предметных и ключевых компетенциях, к которым относятся:

  • а) ценностно-смысловая;
  • б) коммуникативная;
  • в) общекультурная;
  • г) учебно-познавательная (когнитивная);
  • д) социально-трудовая;
  • е) информационная;
  • ё) личностного самоусовершенствования.

Данная классификация значительно расширяет границы и глубину образованности как черты личности младшего школьника. Это позволяет считать планируемые результаты в ФГОС личностно гуманитарно-ориентированными и компетентностно-деятельностными.


Библиографическая ссылка

Ефимов В.Ф., Измайлова Р.Г. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 11. – С. 40-43;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29128 (дата обращения: 22.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074