Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Черкесов Б.А. Лобода О.Б.
В статье поднимается проблема миграционных процессов и состояния рынка труда в Северо-Кавказском федеральном округе, освещаются вопросы занятости населения и эффективного их использования, рассматриваются основные стабилизирующие факторы и пути возможного их решения. Подчеркивается необходимость проведения грамотной и эффективной молодежной политики в сфере трудовых отношений и пути решения этих проблем политическими методами.

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.

Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям в половозрастной и социальной структуре населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения.

Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.

Значения и долговременная динамика большинства основных социально-демографических показателей в Северо-Кавказском федеральном округе (далее СКфо) существенно отличаются от соответствующих значений и динамики показателей в среднем по Российской Федерации.

В последнее десятилетие в результате возросшей рождаемости, снижающейся смертности и интенсивных миграционных процессов общая демографическая ситуация стабилизировалась. В СКфо численность населения с конца 1990 до начала 2012 года увеличилась на 1,68 млн. человек и составляет около 10 млн. человек. По итогам прошлого года естественный прирост населения составил 75,6 тыс. человек.

Характерной тенденцией последнего десятилетия является резкое сокращение доли русского населения в СКфо вследствии уменьшения рождаемости и увеличения миграционного оттока в другие регионы Российской Федерации.

Одновременно отмечается устойчивый рост численности представителей титульных наций в республиках СКфо как за счет более высоких демографических показателей, так и за счет оттока русского населения.

Такие процессы приводят к существенным изменениям в структуре населения субъектов РФ, входящих в состав СКфо. Наиболее заметно это проявляется в Чеченской республике, в которой доля нечеченского населения уменьшилась в несколько раз, а также в республике Ингушетия, что позволяет некоторым экспертам говорить об их республиках как о моноэтнических.

По показателям рождаемости округ занимает 1-е место в стране. Что касается динамики, то в последние годы траектория изменения значения показателя рождаемости в СКфо совпадает с траекторией изменения значения этого показателя в целом по стране, но на более высоком уровне (до 2000 года - падение, после - устойчивый рост). Высокие показатели рождаемости в СКфо формировались в основном за счет показателей Чеченской республики (более 29 новорожденных на 1000 человек населения), республики Ингушетия и республики Дагестан (более 18 новорожденных на 1000 человек населения).

Высокий уровень рождаемости предопределяет увеличение доли детей в общей численности населения этого федерального округа (18,6 процента), а также увеличение доли молодежи в общей численности лиц трудоспособного возраста. Особенно заметно увеличилась доля молодежи в Чеченской республике (32,9 процента), республике Ингушетия (28,9 процента) и республике Дагестан (25,4 процента).

Показатель смертности в регионе самый низкий по Российской Федерации - 8,7 человек на 1000 человек населения (в среднем по РФ - 14,6 человек).

Самые низкие показатели смертности на 1000 человек населения зафиксированы в республике Ингушетия (3,7 человека), Чеченской республике (5,3 человека), республике Дагестан (6,1 человека). В остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКфо, значение этого показателя также ниже среднероссийского.

Значение показателей продолжительности жизни населения СКфо также является самым высоким по стране. Если в целом по Российской Федерации с 1995 по 2006 год происходила естественная убыль населения, то достаточно высокий уровень рождаемости и относительно низкий уровень смертности в СКфо позволили обеспечить положительную динамику показателя естественного прироста населения. Самые высокие показатели естественного прироста населения наблюдались в этот период в Чеченской республике, республике Ингушетия и республике Дагестан. В Карачаево-Черкесской республике прирост населения начался в 2004 году, в республике Северная Осетия - Алания - в 2006 году, а в Ставропольском крае - в 2008 году.

Традиционная сельскохозяйственная специализация СКфо предполагает низкий уровень урбанизации населения округа. Доля сельского населения в этом федеральном округе - 51,2 процента (в среднем по РФ - 26,9 процента). В республике Дагестан, республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской республике сельское население составляет 56-57 процентов всего населения этих республик, а в Чеченской республике - 64,7 процента. Большинство сельских жителей проживают на территориях, имеющих слабо развитую транспортную инфраструктуру, что затрудняет развитие трудовой мобильности населения и обуславливает сравнительно низкий уровень жизни населения.

В республике Дагестан и Карачаево-Черкесской республике численность сельского населения продолжает расти. Такая ситуация, с одной стороны играет позитивную роль в условиях высокой безработицы, которая значительно легче переносится в селе, чем в городе. С другой стороны, эта структура предполагает низкий уровень налоговых поступлений и, как следствие, дотационность региональных бюджетов.

Еще одной негативной тенденцией в СКфо стала миграция, в том числе вынужденная. Горячие точки, военные конфликты в ближнем зарубежье, сложные межэтнические отношения, с одной стороны, и благоприятные климатические условия, с другой стороны, сделали эту территорию перекрестком миграционных потоков.

После распада СССР субъекты РФ, входящие в состав СКфо, покинули около 300 тыс. русских.

Конец XX и начало XXI веков являются периодом быстрой смены этномиграционной ситуации не только в СКфо, но и в Ставропольском крае - центре округа. На Ставрополье происходит деруссификация миграционного прироста. Изменения в этнической структуре миграционного потока в крае происходят более интенсивно, чем в стране в целом и имеют кавказский характер, отражающий остроту этнополитических процессов в регионе. Кроме этнической структуры миграционного потока очень резко снизилась доля края в общероссийском миграционном приросте русских, и он все больше оказывается в стороне от еще пока мощного миграционного потока русских в Россию.

Отмечается снижение привлекательности как постоянного места жительства Ставрополья для русских. Особенностью данного периода является развитие этого процесса не только в сельских районах, но и в городах. В последнее время в крае появляются территории с высоким коэффициентом миграционного потока русских. В целом в 45% районов отмечается миграционная убыль русских. Особую тревогу вызывает появление тенденции миграционного оттока русскоязычного населения не просто в городах, а в основных экономических и культурных центрах Ставрополья. Таким образом, в начале XXI века на территории края образовалась обширная зона миграционного оттока русских, включающая наряду с большим числом сельских районов и урбанизированные территории.

Управление миграционными процессами в СКфо требует активного участия федерального центра в части разработки и реализации обширной программы, предусматривающей комплекс административных, социальных, экономических и культурных мер по количественной и пространственной регуляции миграционных потоков, а также по обеспечению процесса взаимной адаптации мигрантов и принимающих их территорий. Для решения проблемы избытка трудовых ресурсов СКфо ежегодные размеры трудовой миграции должны составлять 30-40 тыс. человек. В приеме мигрантов требуется задействовать десятки регионов РФ.

Кроме того, на наш взгляд, важной задачей является работа по привлечению для постоянного проживания на территории СКфо русского населения из других районов РФ и из государств - участников СНГ, прежде всего высококвалифицированных специалистов.

Общественно-политическая и социально-экономическая значимость предотвращения оттока русского населения и создания условий для его возвращения и безопасного и комфортного проживания на территории СКфо была обозначена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, а также общественными лидерами этого округа 19 мая 2010 года в г. Ессентуки на заседании Совета по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, посвященном ситуации на Северном Кавказе.

Сегодня прекращение оттока и возвращение русского населения на территорию СКфо является стратегической задачей. Русское население для региона не только важнейший фактор стабилизации этнополитической ситуации, но и источник высококвалифицированных кадров, необходимых для обеспечения устойчивого развития этого федерального округа и достижения его инвестиционной привлекательности.

Более одной трети общей численности населения СКфо составляет молодежь, поэтому в данном округе и в каждом субъекте РФ, входящем в его состав, должна проводиться грамотная и эффективная молодежная политика по следующим направлениям деятельности:

  • развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность (трудовые объединения, студенческие отряды, молодежные биржи труда и др.), совершенствование нормативно-правовой базы для привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов, а также реализация программ поддержки молодежного предпринимательства;
  • решение вопросов обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов;
  • поддержка талантливой молодежи (проведение творческих фестивалей и конкурсов, учреждение премий и грантов, создание современных молодежных творческих коллективов, пропаганда традиций народов, проживающих на территории округа и РФ в целом);
  • поддержка общественных объединений молодежи (анализ деятельности молодежных объединений, организация работы с положительно настроенными общественными организациями и их лидерами, оказание им организационной, методической и финансовой поддержки, в том числе выделение финансовых средств на реализацию программ, выделение помещений и т.д.);
  • модернизация материально-технической базы учреждений по работе с молодежью и расширение их сети;
  • формирование межрелигиозной терпимости (взаимодействие с религиозными организациями и их лидерами, имеющими влияние на молодежь, привлечение их к системной работе с молодежью);
  • создание условий для занятий спортом и организации отдыха молодежи (развитие спортивной базы, подготовка тренеров-педагогов для работы с молодежью, разработка специальных программ по привлечению молодежи к занятию спортом, создание мест отдыха молодежи);
  • проведение мероприятий, направленных на интеграцию молодежи СКфо в социально-экономическую и общественную жизнь страны;
  • создание молодежных средств массовой информации (газеты, журналы, телепередачи и др.);
  • ведение научной и кадровой работы (подготовка кадров для работы с молодежью, системный мониторинг положения молодежи).

В осуществлении указанных направлений деятельности важнейшую роль играет трудовое воспитание молодежи как составная часть стратегии молодежной политики.

Положительным примером в этом может служить Ставропольский край.

Около 60 лет назад Ставрополье выступило пионером в России по созданию такой формы воспитания молодежи, как организация ученических производственных бригад (УПБ). И сейчас, она не только не потеряла своей актуальности, но и продолжает набирать популярность по всей стране.

Как свидетельствует многолетний опыт, работа в УПБ - это не игра в труд, а настоящее дело, эффективная форма участия подростков в сельскохозяйственном производстве. Внедряемые в образовательный процесс программы и технологии профессионального и профильного обучения сельской молодежи обеспечивают реальную подготовку их к жизни, воспитывают в них самостоятельность и активность, способствуют эффективному развитию профессиональной карьеры, формированию гражданской позиции и личностных качеств.

Сегодня в крае действует 192 трудовых объединения школьников и 155 УПБ, в которых состоит более 40 тысяч сельских детей. Еще до поступления в высшее или среднее специальное учебное заведение ребята получают допрофессиональную теоретическую и практическую подготовку по основным сельскохозяйственным специальностям, востребованным в аграрных районах Ставрополья.

В арсенале юных тружеников - около 20 тыс. гектаров земли, более 500 единиц сельхозтехники. Многие образовательные учреждения, на базе которых работают ученические производственные бригады, располагают собственными земельными участками, теплицами, сельхозмашинами. Другим - материально - техническую базу предоставляют ведущие предприятия края.

Основным видом деятельности УПБ является растениеводство. Школьники приходят на подмогу аграриям в самый разгар посевной и уборочной компании, наравне со взрослыми, снабжая край качественными натуральными овощами, фруктами и зерном. В прошлом году, несмотря на губительную для посевов жару, ребятам из ученических бригад удалось вырастить и реализовать сельхозпродукцию более чем на 16 млн. рублей.

Продемонстрировать свои умения участники молодежного трудового движения могут на краевом слете ученических производственных бригад, который проходит ежегодно. За свой труд школьники обязательно получают достойные награды. Призовой фонд слета составляет около 2 млн. рублей. Победители конкурсов приглашаются для дальнейшего обучения по сельхозспециальностям в Ставропольский государственный аграрный университет. В 2011 году по итогам 43 краевого слета УПБ поступить на бюджетные места в СтГАУ смогли более 100 выпускников из сельских школ - победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства.

Поощряются и школы, в которых вырастили лучших юных аграриев. За последние 5 лет по итогам краевых смотров - конкурсов на лучшую ученическую бригаду сельские образовательные учреждения Ставрополья получили за счет средств краевого бюджета 3 комбайна, 14 тракторов, 20 единиц сельхозтехники.

Еще одна возможность оценить свои знания и дальнейшие перспективы у школьников из производственных бригад появилась год назад благодаря проведению специальных олимпиад для этой категории учащихся. Их организаторами выступили СтГАУ при поддержке министерства образования СК. Основная цель олимпиады - поддержка одаренных детей, развитие интереса к научно-исследовательской деятельности и профессиональной ориентации.

В олимпиаде 2011 года приняли участие около 400 сельских школьников. Им предстояло выполнить задания по общеобразовательных предметам, а также поучаствовать в одном из 18 конкурсов профессионального мастерства. После успешной сдачи ЕГЭ 152 выпускника стали студентами аграрного университета.

Наряду с миграционными процессами одной из важнейших социальных проблем во всех субъектах РФ, входящих в состав СКфо, является проблема занятости населения. Общее количество безработных граждан (по методологии Международной организации труда) в регионе составляет 18% численности экономически активного населения (в среднем по РФ - 8,2%). Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Ингушетии - 53%, Чеченской республи- ке - 42% и республике Дагестан - 17,2%.

При этом уровень безработицы на селе значительно выше уровня безработицы среди городского населения. Более половины безработных составляет молодежь. Доля продолжительности безработицы в СКфо (более 1 года) превышает среднюю по Российской Федерации и составляет 27,7% (по РФ - 12,2%).

Сложный характер проблем в социально-экономической сфере СКфо определяет необходимость целенаправленной политики государства по этому вопросу.

Ключевые направления мероприятий в области развития рынка труда включают:

  • стимулирование создания новых рабочих мест, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса;
  • создание условий, способствующих повышению качества рабочей силы (образовательные программы профессиональной подготовки и переподготовка кадров и безработных граждан, поддержка трудоустройства и обеспечение стажировок молодежи);
  • создание условий для развития территориальной мобильности граждан (трудоустройство жителей СКфо в других регионах Российской Федерации);
  • повышение эффективности функционирования специальных институтов на рынке труда (развитие центров занятости и ресурсных центров в СКфо, улучшение координации с центрами занятости в других регионах РФ).

В целях максимального удовлетворения потребностей экономики СКфо в кадрах необходимо разработать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы потребности рынка труда в профессиональных кадрах (рабочих местах), а также предпринять необходимые меры по использованию потенциала и опыта профильных ведущих высших учебных заведений и учебных заведений среднего профессионального образования РФ приоритетных для указанного федерального округа секторах - туризме и сервисе, строительстве и сельском хозяйстве.

В СКфо, в частности, в Ставропольском крае накоплен определенный опыт по снижению напряженности на рынке труда.

По словам полпреда Президента в СКфо, вице-премьера правительства РФ А. Хлопонина, «в округе уникальный ресурс трудовой рабочей силы, который не используется...

Если еще два года назад в сегменте бизнеса в РФ работал план работодателя, фактически диктовавшего условия для наема рабочих, то сегодня ситуация иная - дефицит рабочих профессий, это рынок работников, рабочих. И акцент должен быть сделан на получение нашими молодыми людьми реально востребованных специальностей. Принципиально новый посыл, который выдвигает перед нами экономика».

И в этом отношении большую положительную роль должен сыграть созданный в Пятигорске Межрегиональный ресурсный центр, основная функция которого - организация взаимодействия с работодателями на территории РФ, оказание содействия в трудоустройстве граждан, проживающих на территории округа и других районах.

Задачей Межрегионального ресурсного центра также должен стать проект подготовки предложений, как грамотно готовить специалистов, востребованных, квалифицированных. А для этого требуется опираться на стратегические планы развития производства по всем отраслям: энергетике, металлургии, нефтяной промышленности. В этих планах указано - что, где и в какие сроки будет строиться, расширяться, модернизироваться. Стратегии утверждены, огромные средства выделяются на развитие агропрома, отечественной техники оборонного значения, судостроения. И исходя из этих стратегий понятно, какие профессии будут востребованы.

В СКфо достаточно благоприятная почва для того, чтобы создавать условия для обеспечения занятости. Совместно с Рострудом и аппаратом полпреда проведены большие ярмарки вакансий в Чеченской республике и республике Ингушетия, где присутствовали представители более 100 работодателей из 9 регионов Сибири, Урала и Центральной части России, только в Ингушетии на соискание было выставлено более 4 тыс. вакансий. Этот инструмент должен как можно быстрее быть задействован, он хорошо принят и дает результат. Таких ярмарок должно быть больше.

Только в Ставропольском крае за прошлый год около 4 тыс. человек получили содействие в организации собственного дела - 92% из них состоялись как предприниматели и поныне продолжают свой бизнес. Более 1,5 тыс. человек, находившихся под угрозой увольнения, смогли пройти опережающее переобучение и сохранить в итоге работу. С 2011 года власти Ставрополья расширили набор мероприятий программы, в частности, опережающее переобучение работников предприятия, реализующих инвестпроекты по модернизации производства, тем самым оказав поддержку в подготовке необходимых кадров, проводится профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, но планирующих вернуться к работе. В целом в 2011 году мероприятиями программы были охвачены более 5 тыс. человек, а ее финансирование составило около 170 млн. рублей.

Как показывает опыт, самый высший показатель стабильности развития экономики государства - мобильность населения. Чем оно мобильнее, тем меньше проблем с занятостью.

Список литературы

  1. Колпачев В.В. Педагогика межнационального общения: учебное пособие. - Ставрополь, 2008.
  2. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. - М.: Юнити, 2004.
  3. Токаренко И.И., Попова А.С. Инвестиционное обеспечение устойчивого развития региона. - Ставрополь, 2009.
  4. Шевченко И., Чепурко Ю. Интеграционные модели развития регионального социально-экономического потенциала / Известия Высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - 2011. - № 6.
  5. Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. - М., 2006.

Библиографическая ссылка

Черкесов Б.А., Лобода О.Б. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 3. – С. 74-78;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29814 (дата обращения: 21.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074