Общепринятого определения государственно-частного партнерства (ГЧП) на данный момент не существует, но наиболее подходящая формулировка гласит, что государственно-частное партнерство - это долгосрочные и среднесрочные отношения бизнеса и государства, созданные для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях [1].
Государственно-частное партнерство имеет давнюю историю, как во всем мире, так и в России, но его актуальность возрастает с каждым годом. На пике популярности на сегодняшний момент находится ГЧП в сфере лесного комплекса, которое получило принципиальную поддержку со стороны правительства и экономических ведомств, так как потенциальные возможности российского леса огромны. Количество лесов, принадлежащих Российской Федерации - это четвертая часть запасов древесины в мире. Но имеется множество нерешенных проблем и трудностей. Они связаны, во-первых, с накопленной за многие годы организационно-технологической отсталостью по всей цепочке - от лесохозяйственных работ до работ по заготовке и переработке древесины. Во-вторых - с недореформированностью отрасли. Но в одиночку государство с имеющимися проблемами справиться не может, поэтому привлекаются частные инвесторы.
Экономическая сущность государственно-частного партнерства в лесном секторе представлена на рисунке.
Концептуальная схема государственно-частного партнерства в лесопользовании [3]
Существуют несколько форм государственно-частного партнерства:
-
государственные контракты;
-
арендные отношения;
-
государственно-частные предприятия;
-
соглашение по разделу продукции;
-
концессионные соглашения [2].
Наиболее часто встречающаяся форма - это арендные отношения, которые уже давно стали основной формой лесопользования. Для государственно- частного партнерства применяется лишь долгосрочная аренда, так как только она способна перестраивать морально и физически устаревшую производственную базу, осваивать новые эффективные технологии и достижения научно технического прогресса в сфере глубины переработки древесины и т.д.
Суть дела в том, что в государственно-частном партнерстве заинтересованы обе стороны, как государство, так и инвесторы. Государство не может и не должно брать на себя функции предпринимателей, оно реализует стратегические планы развития отрасли и повышает уровень использования лесных ресурсов. Инвесторы же вкладывают финансовые ресурсы и преумножают их.
В заключении, хотелось бы отметить, что государственно-частное партнёрство является наиболее эффективным инструментом поддержки лесной отрасли в России, которое следует всесторонне развивать.
Список литературы
-
Государственно-частное партнёрство http://ru.wikipedia.org/wiki.
-
Панкратов А.А. Государственно-частное партнерство в современной практике. Основные теоретические и практические проблемы: учебник. - 1-е изд., перераб. и дополн. - М.: Дело и сервис, 2009. - 464 с.
-
Экономическая сущность государственно-частного партнерства http://csfm.marstu.net/elearning/Chernyakevich/text.
-
Зиновьева И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2008: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Т. 10. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 73-75.
Библиографическая ссылка
Сотникова Т.В., Кобыльская К.И., Зиновьева И.С. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 194-195;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29994 (дата обращения: 14.12.2024).