Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМА В ВУЗЫ

Милосердов Н.С. Пустовалова И.Н.

Всеобщая декларация прав человека декларирует право каждого на образование, подчеркивая важность одинаковой доступности высшего образования для всех на основе способностей каждого [1, ст. 26]. Это право получило свое законодательное закрепление в Конституции Российской Федерации. Государство, гарантируя гражданам высшее образование, провозглашает, что: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» [2, ст. 43]. Однако, для российского законодательства характерны отступление от конституционного принципа равноправия. Не обошли исключения и сферу образования, где также установлены льготы и преимущества для определенных категорий граждан. По данным Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки, в настоящее время льготами при поступлении в вузы пользуются 153 категории граждан РФ [3]. Статья 16 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 03.12.2011) «Об образовании» содержит перечень из 19 групп лиц, имеющих право на поступление вне конкурса, преимущественное право на поступление и поступление без вступительных испытаний. В этой связи следует вспомнить еще и лиц, поступающих по целевому приему и негласные преимущества, которые устанавливают отдельные вузы для тех абитуриентов, кто не нуждается в общежитии и тех, кому оно требуется и т.д.

Не слишком ли много субъектов наделено преимуществами, при гарантированном Основным Законом Государства, равенстве прав? Безусловно, особые заслуги, достижения в определенной сфере должны поощряться и стимулироваться предоставлением льгот отдельным гражданам. Нельзя оставить без внимания и социально-незащищенную часть населения. В тоже время, столь широкий перечень льготников не может быть оправдан и требует своей корректировки.

Федеральный закон Российской Федерации от 16 ноября 2011 г. № 318-ФЗ внес определенные изменения в правила приема в вузы, оставив льготникам только один шанс воспользоваться своим правом при подаче документом единовременно в несколько вузов. Согласно новым правилам приема, количество мест для целевиков на каждое направление подготовки не должно превышать 15 % от общего числа первокурсников.

Но исправит ли это ситуацию при таком огромном перечне льготников? И справедливо ли то, что среди целивиков, не редко оказываются лица, сумма баллов которых едва превышает или равняется минимальному порогу. Чем, интересно руководствуются организации, направляемые таких абитуриентов на учебу и оплачивая обучение не особо стремящихся к знаниям специалистов, заранее обрекая на пополнение своего кадрового состава такого рода «профессионалами»?

Существующее ныне положение заставляет задуматься о тех коррупционных факторах-лазейках, которые продолжают присутствовать в правовых нормах, регламентирующих отношения в сфере образования. Может быть, стоит установить фиксированное количество бюджетных мест, так называемых квот для всех лиц, которым закон предоставляет льготы и преимущества при поступлении и предусмотреть порядок их поступлений отдельно от абитуриентов, не пользующихся такими преимуществами? Это даст возможность льготникам исходя из количества поданных заявлений, объективно оценить свои возможности на поступление и не упустить свой единственный шанс. Одновременно такой порядок уравняет в правах с ними и других лиц, поступающих на общих основаниях. Стоит, наверное, задуматься и о сокращении круга лиц, определенных законодателем как имеющих преимущества на реализацию своего права на образование.

Условиями приема должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности [5, ст. 11]. Критерием для зачисления, должны стать знания и умения, а конституционное право на образование должно быть обеспечено через юридические гарантии его реализации и меры защиты.

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 05.04.1995.
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. - № 237.
  3. Кто имеет льготы при поступлении? [Электронный ресурс]. - URL: http://moeobrazovanie.ru/lgoti_postup.html.
  4. Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования: приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2011 №2895// Российская газета. - 27.01.2012. - № 17.
  5. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 35, ст. 135.

Библиографическая ссылка

Милосердов Н.С., Пустовалова И.Н. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМА В ВУЗЫ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 211-212;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30009 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674