Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

О СТОХАСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Гомзякова Л.Ф. Чикунова О.И.

В соответствии со стандартом в обязательный минимум содержания основных образовательных программ входят элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Соответствующие задачи включены также в контрольно-измерительные материалы итоговой аттестации. Очевидно, что их решение требует стохастической грамотности.

Под стохастической грамотностью мы, вслед за Е.В. Эргле, будем понимать совокупность стохастических представлений и действий со стохастическими понятиями, без которых человек не может успешно существовать в окружающем мире, учиться и работать.

Поскольку в профессиональной деятельности каждому человеку приходится принимать решения в ситуациях неопределенности, имеющих вероятностно-статистическую природу, то, исходя из современных потребностей общества в различных видах деятельности человека, определен состав стохастической грамотности. Ее элементами являются, например, группировка данных по определённому признаку; целенаправленный и организованный перебор вариантов; составление и подсчет всевозможных комбинаций из нескольких элементов; оценка вероятности событий; анализ таблиц, диаграмм, полигонов, схем и другие.

В открытом банке ГИА содержится 374 задачи, в открытом банке ЕГЭ - 1354 задачи по комбинаторике, статистике и теории вероятностей. Например, задачи о выборе наилучшего счетчика для оптимального расхода электроэнергии, об оптимальной цене продуктового набора, об оптимальной стоимости вещей при наличии сертификата или скидки, о покупке валют в различных банках, об оптимальном времени загрузки файлов на компьютере и другие. Решение этих задач не требует применения комбинаторных, вероятностных и статистических формул, оно основано на целенаправленном и организованном переборе вариантов. Решение таких задач можно предлагать пятиклассникам и даже учащимся начальной школы. Это подтверждает нашу мысль о том, что стохастическую грамотность можно и нужно развивать еще в начальной школе, а уж с 5 класса в курсе математики - развивать целенаправленно и не только с началом программного изучения элементов комбинаторики с 7 класса.


Библиографическая ссылка

Гомзякова Л.Ф., Чикунова О.И. О СТОХАСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 84-85;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30112 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674