Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

Бегалиева С.Б.
В статье рассматривается роль педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя. Использование педагогических технологий в учебном процессе вуза способствует четкому определению конечной цели, разработке объективных методов контроля, проект учебного процесса, определению структуры и содержанию учебно-познавательной деятельности учащихся.
На современном этапе развития казахстанского образования, концепции высшего образования провозглашен сегодня принцип мобильности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных казахстанских условиях целостных педагогических систем прошлого.

Г.К.Селевко выделяет следующие направления в совершенствовании современного образования:

1. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

2. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

3. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

4. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий [1, с. 5].

Профессиональная подготовка будущего учителя осуществляется с помощью различных средств в целостном педагогическом процессе вуза. В последние годы в республике проделана значительная работа по обновлению содержания и технологий подготовки будущего учителя новой формации.

В Концепции педагогического образования (2000 г.), разработанной рядом авторов КазНПУ им. Абая (Т.С. Садыков, Н.Д. Хмель, К.К. Жампеисова, С.И. Калиева, А.А. Бейсенбаева, Н.Н. Хан, С.А. Узакбаева, А.Н. Ильясова), отмечается, что среди разнообразных качеств учителя ведущая роль отводится творчеству - «... стратегическим ориентиром реформирования педагогического образования должна стать идея воспитания будущего учителя с инновационным, творческим типом мышления» [2, с. 5].

В Концепции и в разработанном теоретико-методическом обеспечении (программы, учебники, пособия), намечены основные ориентиры формирования готовности будущего учителя к творческой деятельности с учащимися: «...необходимая степень готовности к творческой деятельности будущего учителя возможна при высоком уровне теоретической подготовки в вузе по всему циклу социально-гуманитарных наук, в том числе и психологическому и овладения педагогической технологией использования социально-гуманитарных знаний для:

а) исследования различных педагогических явлений и оценки их роли в формировании конечных результатов учебно-воспитательной работы;

б) диагностирования состояния целостного педагогического процесса;

в) конструирования целостного педагогического процесса по организации деятельности ее участников в условиях реального учебного заведения, структуры научных педагогических дисциплин;

г) реализации сконструированного педагогического процесса в конкретных условиях учебного заведения» [2, с. 9].

Таким образом, следует, что овладение студентами педагогическими технологиями является важнейшим условием формирования творческой активности будущего учителя.

Необходимость внедрения в школьную и вузовскую практику педагогических технологий обусловлена переходом:

а) от учения как функции запоминания к учению как к процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

б) от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

в) от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

г) от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции [1].

Одной из причин появления педагогических технологий является укоренившаяся традиционная система обучения, которая направлена, в основном, на подготовку послушных исполнителей без собственной активности в учебной, в дальнейшем трудовой деятельности, что не соответствует вызовам современной жизни, требованиям рыночной экономики.

Проблемы педагогических технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. Разнообразие подходов к определению понятия «педагогическая технология», многочисленность их разновидностей, концептуальных основ и характеристик вызывают необходимость сосредоточить внимание на анализе сущности этого феномена, как в теоретическом, так и практическом плане.

Впервые термин «педагогическая технология» упомянут в 20-е годы прошлого столетия в работах по педагогике, рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский). В это же время распространилось и другое понятие - на четкую и эффективную организацию процесса обучения - «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии 30-х годов определялась как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию процесса обучения. К педагогическим технологиям было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия. В воспитательной работе широко известна педагогическая техника, применяемая А.С. Макаренко.

В середине 50-60-х годов, когда началось внедрение технических средств обучения, появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по применению различных средств ТСО, модифицировался в «педагогические технологии».

В эти же годы содержание этого понятия широко обсуждалось в педагогической печати и на международных конференциях (США, Англия, Япония, Франция, Италия, Венгрия), где выкристаллизовалось два направления его толкования. Сторонники первого утверждали необходимость применения технических средств и средств программированного обучения. Представители второго направления главное видели в том, чтобы повышать эффективность организации учебного процесса и для этого предлагали, эти средства называть «технологиями обучения».

К 70-80 годам, вследствие развития техники и начавшейся за рубежом компьютеризации обучения, понятие «технология обучения» все чаще стала осознаваться как система средств и методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.

Следует отметить, что в истории педагогической науки неоднократно ставился вопрос о необходимости и возможности применения педагогических технологий. Некоторые полагали, что ребенок, ученик -
«живой организм» и прикасаться к нему с помощью каких-то технологий абсурдно. В защиту позитивного подхода к применению педагогических технологий можно привести высказывание Я.А. Коменского. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только при этом условии его работа будет высокорезультативной. Школа - мастерская, она «живая типография», которая печатает людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами воспитания, образования людей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу» [3, с. 189]. В настоящее время нет никаких сомнений в том, что необходимо использовать педагогические технологии, информационные, компьютерные технологии. Многие ученые и педагоги видят в применении педагогических технологий явные преимущества. К их числу можно отнести:

  • основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной методике обучения цель определяется неточно, «на глазок». В педагогической технологии цель рассматривается как центральный компонент, что позволяет определить степень ее достижения более точно;
  • технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностика), позволяет разрабатывать объективные методы контроля;
  • технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспериментам в поиске приемлемого варианта;
  • в отличие от ранее использованных поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности практически любого числа учащихся [4, с. 7].

Очевидно, могут быть выявлены и другие преимущества педагогических технологий как для воспитания учащихся, так и совершенствования профессионализма учителя.

Исследователи, занимающиеся современными педагогическими технологиями, останавливаются на понятии этого феномена (Г.К. Селевко, Н.Д. Хмель, Г.Т. Хайруллин, А.Е. Берикханова, С.К. Исламгулова, Е.Н. Гусарова, Г.М. Кусаинов и др.). И так как в научно-педагогической литературе имеются различные точки зрения на сущностную характеристику этого понятия, то в нашем исследовании мы также предпринимаем анализ данного понятия, и пытаемся высказать свой взгляд на эту дефиницию.

Остановимся вкратце на этимологии понятия «технология», которое вошло и прочно утвердилось не только в производственной сфере, но и в педагогической теории и практике.

Слово «технология» в переводе с греческого языка (techne - искусство, мастерство + logoc - учение) означает:

а) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ;

б) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства [5, с. 30].

Понятие «технология» - одно из фундаментальных научных понятий. В Словаре русского языка это понятие характеризуется следующим образом: «Технология - совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [6, с. 650].

Все разработанные и используемые технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.

К промышленным относятся технологии переработки природного сырья (нефти, руды, древесины и т.д.) или полученных из него полуфабрикатов (готовых металлов, проката, отдельных деталей и узлов любых изделий и т.п.).

Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром измерения - одно или несколько его свойств. Социальные технологии принципиально отличаются от технологий, используемых в производстве. Основное отличие заключается в том, что промышленная технология представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологических процессов и операций. Замена одного процесса другим, а также изменение последовательности влечет за собой снижение результативности.

Социальные технологии более гибкие, не так жестко детерминированные. «... Человек - многофакторная система, на него оказывают влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, поэтому заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. Поэтому социальную технологию нельзя назвать строго определенным набором точно подобранных процессов» [4, с. 8].

Ведущими характеристиками социальной технологии являются обратная связь, гибкость. Педагогические технологии относятся к социальным, так как реализуются в системе «человек - человек». Следовательно, педагогические технологии должны учитывать уникальность каждой личности, каждой ситуации, в которой она участвует.

Список литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М., 1998. - 256 с.
  2. Концепция педагогического образования / Программы университетов и педагогических институтов. - Алматы: МОиН РК, АГУ им. Абая, 2000. - 115 с.
  3. Коменский Я.А. Живая типография: Изб. пед. соч. - М., 1982. - С.189.
  4. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств. - М.: АПКиППРО, 2005. - 176 с.
  5. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1980. - 624 с.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57 тыс. слов. / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 2-е изд. стереотип. - М.: Рус. яз., 1988. - 750 с.

Библиографическая ссылка

Бегалиева С.Б. РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 7. – С. 84-87;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30294 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674