В современных социально-экономических условиях отмечаются факты ухудшения состояния здоровья детей. Россия относится к числу стран, где здоровье детей и взрослого населения постоянно ухудшается, что представляет реальную угрозу безопасности страны и эта проблема касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. В научных исследованиях поднимается вопрос о необходимости коррекции педагогического процесса с целью его положительного влияния на здоровье и формирования здорового образа жизни учащихся (Т.Ф. Орехова, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева) с применением методических приемов ведения учебного процесса (Г.И. Атаманова), средств и технологий обучения (Т.А. Антонова, И.В. Наливайко, З.И. Тюмасева) и возможностей образовательной среды (Н.С. Лопаева, М.П. Добрынкина, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева). Одним из главных условий разрешения проблемы обеспечения здоровья и формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся, на наш взгляд, является соответствующая подготовка будущего учителя биологии.
Основная цель здоровьесберегающих технологий обучения является обеспечение школьника возможностью сохранения своего здоровья во время образовательного процесса, формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Анализ Госстандарта специальности 050102 «Биология» с дополнительной специальностью 050101 «Химия» показывает, что когнитивный компонент готовности к ЗОЖ формируется в процессе изучения обще-профессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки таких как: «Возрастная физиология, анатомии и гигиена», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Анатомия человека», «Физиология человека и животных», «Биологическая химия».
По мнению Н.К. Смирнова, рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы [1].
Нами было проанализировано 50 уроков студентов с позиции рациональной организации по Н.К. Смирнову. Уроки были проведены в МОУ СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени сестер Харитоновых г.о. Самара и каждый урок был оценен по критериям гигиенических требований. Пример анализа некоторых уроков представлен в табл. 1.
На основании характеристик уроки биологии студентов были распределены на уровни гигиенической рациональности уроков, и их количество отражено в табл. 2.
Анализ табл. 2 показывает что, применяя знания дисциплины «Теория и методика обучения биологии» студенты проводят уроки в большей степени, являющиеся недостаточно рациональными, так как такая задача и не ставилась перед ними согласно программе педагогической практики.
Таблица 1 Характеристика уроков биологии студентов
Ф.И.О. |
Студент 1 |
Студент 2 |
Студент 3 |
Тема урока |
Историческое прошлое человека (8 кл) |
Значение водорослей (7 кл) |
Значение опорно-двигательной системы (8 кл) |
Факторы урока |
|||
Плотность урока |
67% |
85% |
89% |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
|
Число видов учебной деятельности |
5 |
3 |
2 |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Нерационально |
|
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
7-8 мин |
13-15 мин |
15-18 мин |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Нерационально |
|
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
Смена через 7-8 мин |
Смена через 14-15 мин |
Смена через 15 мин |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
|
Чередование позы |
Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Недостаточно рационально |
Рационально |
Недостаточно рационально |
|
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Нерационально |
Нерационально |
Нерационально |
|
Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции |
Преобладают положительные эмоции |
Урок эмоционально Индифферентный |
Рационально |
Рационально |
Недостаточно рационально |
|
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
Через 30-31 мин |
Через 35-37 мин |
Через 30-32 мин |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
Таблица 2
Количество уроков студентов по уровням гигиенической рациональности
№ п/п |
Факторы урока |
Рациональный |
Недостаточно рациональный |
Нерациональный |
1 |
Плотность урока |
11 |
26 |
13 |
2 |
Число видов учебной деятельности |
14 |
22 |
14 |
3 |
Средняя продолжительность различных видов деятельности |
18 |
17 |
15 |
4 |
Частота чередования различных видов учебной |
16 |
15 |
19 |
5 |
Наличие эмоциональных разрядок (число) |
31 |
11 |
8 |
6 |
Чередование позы |
18 |
16 |
16 |
7 |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкульминуток |
3 |
1 |
46 |
8 |
Психологический климат |
20 |
23 |
7 |
9 |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
15 |
27 |
8 |
На наш взгляд, подготовка будущего учителя биологии к формированию здоровьесберегающей компетенции учащихся должна осуществляться через введение в стандарт образования специальных курсов (курсов по выбору) и ставится в задачи педагогической практики.
Список литературы
1. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
Библиографическая ссылка
Абрамова Н.П., Наливайко И.В. АНАЛИЗ УРОКОВ БИОЛОГИИ В АСПЕКТЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 6. – С. 207-208;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30595 (дата обращения: 21.11.2024).