Земля как планета является уникальным космическим объектом по своему биоразнообразию, внимание к сохранению которого мировым сообществом привлечено в Десятилетие биоразнообразия. Негативные процессы, происходящие в земной биосфере под влиянием массовой культуры общества, ориентированного на потребление, породили общественные и научные инициативы и движение, известные как «зеленая» экономика. На-чало космической эры, 50-летие развития пилотируемой космонавтики внесли кардиналь-ные перемены в философию мира. Стал очевидным факт, что наша прекрасная планета с экваториальным радиусом всего лишь 6 378 км – маленький и хрупкий общий дом человечества в бескрайнем космосе. Полет первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина изменил культуру и мышление людей и поставил новые задачи в сфере образования школьников и молодежи. Выступая перед японскими студентами, почетный президент Всероссийской молодежной аэрокосмической организации ВАКО «Союз», летчик-космонавт СССР А.А. Серебров подчеркнул следующее. «Все мы жители планеты Земля, фактически являемся членами одной команды космического корабля с общими запасами воздуха, воды, энергетических ресурсов. …Пора освоить космическую философию общего дома Земля.» [1]. Роль аэрокосмического образования в формировании экологической культуры высоко оценена. В его истоке стояли «Уроки из космоса» А.А. Сереброва с околоземной орбиты для старшеклассников как одна из ключевых программ ВАКО «Союза», включенные ЮНЕСКО в Десятилетие культуры.
В год российской космонавтики Дальневосточным центром аэрокосмического образования Некоммерческой автономной организации развития и экологии семьи НОМАРЭС проведен опрос в форме анкетирования 553 учащихся 7-11 классов 4-х муниципальных общеобразовательных школ г. Владивостока. Цель опроса – определение отношения школьной молодежи к сохранению планеты, природных ресурсов, восстановлению ее природного капитала. Конкретными задачами в соответствии с поставленной целью были моделирование возможных предлагаемых решений и определение потенциальной готовности молодежи реализовывать их в жизнь
На вопрос «Считаешь ли ты обязательным признаком разумности человека способность беречь свою планету?» ответило «да, конечно» абсолютное большинство старшеклассников – 85,5 %, «нет» сказали 5,4 %, «не знаю»- 5,8 %, не ответили 3,3 %. На вопрос «Сколько человек способна прокормить Земля?» 47,4 % респондентов ответили «десятки млрд», 20,6 % – «сотни млрд человек», 16,8 % считают, что наша планета способна прокормить 1 млрд человек. Среди старшеклассников «меньше 1 млрд» ответили только 4,2 %, «500 млн» – 3,6 %, «еще меньше» – 2,2 %. Не ответивших на этот вопрос было 5,2 %. В третьем вопросе «Считаешь ли ты обязательным считать баланс/соотношение ресурсов планеты и потребностей человека?» предлагалось возможное решение. Большинство респондентов – 46,1 % ответили «да, конечно», 26,4 % – « скорее да», предполагали эту возможность 15,2 %. Группа здравомыслящих учащихся составила 87,7 %. Гораздо меньше респондентов ответили «нет» – 2,7 %, «не знаю» – 8,0 %, не ответили –1,6 %.
Следующий вопрос «На твой взгляд, сможет ли человечество обеспечить себя, создавая необходимые себе ресурсы без ущерба для природы Земли?» явно дифференцировал целевую аудиторию. Ответы распределились следующим образом. Из респондентов 10,1 % ответили «да, конечно, уже сейчас», 14,2 % – «да, лет через 10». Вторая группа приняла ответственность на свое поколение, т.к. через 10 лет выпускники школ будут молодыми специалистами. Третья группа, отвечая «да, через 50 лет», передает эстафету нерешенных проблем поколению своих детей – 13,6 %, четвертая выбрала ответ «лет через 100, не раньше», передавая ответственность внукам и правнукам, если такие будут – 18,8 %. Решительно ответили «нет, это утопия» 14,1 %, «не знаю» – 11,8 %, не ответили 16,8 %! Это свидетельство не просто дефицита знаний, это неготовность принять ответственное решение и определить свою позицию на прямой вопрос. Он относится к категории нравственности, а не морали общества потребителей. Воспитание ответственности и творческого потенциала у молодого поколения – важнейшая задача системы образования, семьи и государства.
Парадоксально, но ни один регион России не рассчитывает такой интегральный показатель как баланс ресурсов территории и потребностей человека, собирая ежеквартально балансы с каждого предприятия, даже малого. Тоже можно сказать и о странах. Имея такие расчеты, можно искать и находить возможные решения, обобщая и развивая опыт человечества на основе международного сотрудничества по созданию целевых банков данных. При выполнении таких интегральных расчетов на уровне регионов, стран, континентов, планеты значительную роль сыграет использование результатов космической деятельности. Фактически, в международный совет при ООН от каждой страны потребуется координатор-эколог, объединяющий трех специалистов национального совета: экономиста, математика и программиста.
Библиографическая ссылка
Щеглова И.К., Щеглова И.К., Щеглов В.В., Щеглов В.В., Серебров А.А., Серебров А.А. Формирование экологического мировоззрения школьной молодежи в период перехода к «зеленой» экономике // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 11-2. – С. 66-67;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31171 (дата обращения: 23.11.2024).