Развитие принципиально новых задач социально-экономического развития регионов требует качественно новых подходов к организации природопользования, основанных на биосферосовместимости.
В общем комплексе проблем экологизации особое место занимает экологизация научно-технического развития. Иными словами, необходима радикальная перестройка экономического базиса на принципах максимально возможной взаимообусловленности звеньев кругооборота вещества и энергии.
Кстати сказать, об актуальности создания новой отрасли экономической науки, как экологическая экономика, вызванная потребностью практики в новых методах и механизмах, обеспечивающих переход к устойчивому развитию, писал еще профессор Литовка О.П.1
При этом следует отметить, что концепция устойчивого развития, выдвинутая мировым сообществом, основана на обобщении опыта преимущественно стран с развитой рыночной экономикой с высоким уровнем и качеством жизни и располагающих развитой производственной, социальной и экологической инфраструктурой. Поэтому сегодня для них вполне приемлемо только ограничение потребления ресурсов на основе невысоких темпов экономического роста. Между тем наша страна в ближайшей перспективе не может позволить себе роскошь ограничиться стабилизацией темпов экономического роста, ибо она нуждается в ускоренном развитии.
В действительности речь идет о переходе к эколого-экономической сбалансированности, которая предполагает существенные изменения содержания методов и форм регулирования экономического и научно-технологического базиса, в которой экономика, организация и управление региональным хозяйственным комплексом должны рассматриваться с экоинновационных позиций, связанных преимущественно не с утилизацией вредных отбросов, а с разработкой и исполнением новых технологий не допускающих эти отбросы.
Такая методология основана на принципах системного подхода в соответствии с которым «общество-технология-природа» рассматриваются как единая система. Как известно, экономическая политика представляет собой систему законодательных, экономических, социально-психологических гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового участия, экономической самостоятельности и предпринимательства. Поэтому в нынешних условиях становления и развития рыночной системы хозяйствования современная региональная политика должна строиться на главных приоритетах социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, когда человеческий потенциал, и трудовой потенциал, в частности, становится основой инновационной политикой государства. Более того, акцент делается на то, что современная молодежь во многом предопределяет будущий человеческий потенциал, являясь экономически активной частью населения, которая определяется уровнем образования и профессиональной подготовки, нравственностью, демографической и медико-биологической характеристикой и т.д. Поэтому формирование единой государственной ювенальной политики должна стать важнейшей составляющей региональной политики.
Необходимо подчеркнуть, что всесторонняя оценка качества жизни включает и проблему анализа экологической ситуации региона. Стратегическое значение экологического фактора сегодня уже не требует доказательств в силу того, что он оказывает всестороннее влияние на все сферы жизнедеятельности населения и, прежде всего, на состояние здоровья. В связи с этим остро встает проблема комплексной оценки влияния экологии на состояние здоровья населения, на экономическое и градостроительное развитие региона.
Необходимость усиления экологического регулирования на всех уровнях управления предопределено чрезмерно длительным периодом игнорирования экологического фактора в процессе социально-экономического развития общества. Следует отметить, что процесс экологического регулирования особенно актуален на региональном уровне, так как концентрация загрязнений как результат хозяйственной деятельности проявляется в первую очередь на конкретной территории. Вряд ли сегодня нужны особые аргументации к тезису, что именно экологизация экономического и технологического развития является главным средством сохранения природно-ресурсного потенциала и эколого-экономической сбалансированности.
Однако, осознание этого (в условиях нарушения экологического равновесия) вот уже несколько десятилетий не дает основания констатации наличия современной научно-методической базы, которая позволила бы разработать эффективную политику в области инвестиционного обеспечения экологизации регионального социально-экономического развития. Кстати, модернизация экономики в этом направлении может быть связана с поиском технологических решений по сохранению ресурсных расходов с повышением уровня экологизации процесса регионального регулирования, направленный на усиление стратегии ограничения потребления, что позволит сохранить сбалансированный механизм работы природных систем. Фактически речь идет о переходе на интенсивный путь развития, в основе которого должен быть заложен принцип сохранения экосистемы. Иначе говоря, основой концепции устойчивого развития региона является создание экономически эффективных технологических систем, ядром которых всегда должна быть эколого-экономическая сбалансированность.
Таким образом, критерий ресурсной обеспеченности региона – это существующий уровень технологического развития, так как именно применяемая технология определяет для общества, что есть ресурс, а что – нет. Уровень социальной стабильности определяется: объективно – соответствием общественного устройства специфике функционирования природной среды на данной территории, субъективно – степенью доверия населения к власти.
Для реализации интересов общества внутри региона два этих фактора должны находиться в прямо пропорциональной зависимости – чем выше ресурсная обеспеченность региона, тем выше социальная стабильность. Именно уровень технологического развития определяет степень использования природного потенциала региона, что в итоге означает уровень социального развития или эффективность использования ресурсного потенциала для общественного развития.
Следовательно устойчивость регионального развития связана с параметрами хозяйственной деятельности на территории и применяемыми технологиями. Для устойчивого регионального развития необходима организация такой системы управленческих и экономических механизмов, которая на основании достоверной оценки доступного природно-ресурсного потенциала привела бы имеющуюся в регионе промышленную и технологическую структуру к виду, обеспечивающему достаточный уровень социальной стабильности и необходимый уровень экономического роста.
Говоря об экологизации экономического и технологического укладов, как объективной составляющей новой парадигмы регионального социально-экономического развития, следует подчеркнуть, что решение принципиально новых задач экономического и социального развития региона требует и качественно новых подходов к организации природопользования основанных на внедрении адекватных форм хозяйствования, использующих саму возможность формирования отрицательных эффектов, выходящих за пределы хозяйственной емкости биосферы. Для выполнения этих условий возникает необходимость в разработке соответствующего инструментария – экологического регулирования природохозяйственной и природоохранной деятельности, результатом чего станет формирование нового типа природопользования, совместимого с биосферой (биосферосовместимого).
Однако это не означает, что биосферосовместимость является самоцелью. Более того, решение этой задачи является необходимой предпосылкой формирования среды обитания человека – более главной проблемы. Все составляющие среды обитания должны формироваться на экологически целеполагающей основе, а не являться результатом решений, принимаемых только с точки зрения экономической эффективности размещения производств, рентабельности использования природных ресурсов или тем более, диктуемой рынком выгодности хозяйственной деятельности в данном регионе.
Иными словами, дальнейшее развитие технологического базиса за счет природы, когда в результате загрязнения природной среды нарушается динамическое равновесие биосферы и, как следствие, истощаются природные ресурсы, более неприемлемо.
Поэтому стратегия взаимодействия природы и общества должна быть такой, чтобы деятельность человека органически «вписывалась» в природные процессы. Предпосылкой экологизации технологического развития является формирование экологически ориентированной технологической культуры на основе синтеза технологического и гуманитарного знания. Сердцевиной такой культуры становится осознание того факта, что человек является не царем природы, а органической составляющей биосферы, а потому его природопреобразующая технологическая деятельность ограничена её пределами.
Таким образом, биосферосовместимость технологического развития и экотехнологическое регулирование является ядром концепции устойчивого экоинновационного развития региона. Этот процесс требует сознательного государственного регулирования и должен рассматриваться как одна из долгосрочных стратегических целей как научно-технической, экономической, экологической, так и структурной политики, в том числе и на региональном уровне.
1 Литовка О.П. Экологическая экономика как новая отрасль. Экономика. Политика. Инвестиции. 1998 г.
Библиографическая ссылка
Гонова М.С. Методологические основы экологизации экономического и технологического развития регионов // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 12. – С. 129-131;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31219 (дата обращения: 23.11.2024).