Борьба с потерями нефтепродуктов – один из важных путей экономии топливно-энергетических ресурсов, играющих ведущую роль в развитии экономики [3]. По различным оценкам ежегодно в атмосферу планеты выбрасывается от 50 до 90 млн. т. углеводородов. Значительная часть этих выбросов приходится на предприятия нефтеперерабатывающей и нефтегазодобывающей отраслей промышленности.
Большая часть применяемых в настоящее время устройств для сокращения потерь нефтепродуктов, в том числе разработанных ранее вышеперечисленными исследовательскими и проектными организациями, потеряли актуальность. Изобретения устаревают морально и физически, по причине увеличения объемов перекачки нефтепродуктов и ужесточившихся экологических требований. К тому же, они не способны обеспечить должный уровень сохранности хранимого продукта, что приводит к его безвозвратной потери и, как следствие, материальным убыткам [1].
В настоящее время присадки являются непременным элементом высокой технической культуры производства и применения топлив. Присадки – вещества, добавляемые в малых количествах к топливам и техническим маслам для повышения их эксплуатационных характеристик. В настоящее время в мире выпускается около 1,5 млн. т присадок к топливам в год. На 95 % – это присадки к автомобильным бензинам [5].
Деление присадок на типы при их классификации производят исходя из назначения. Присадки различных типов подразделяют по механизму действия. Например, предлагается разделять присадки на стабилизаторы, т. е. позволяющие сохранять физико-химические и эксплуатационные свойства, присущие самим топливам, и модификаторы, придающие топливам новые качества. Описаны присадки к углеводородным топливам, включающая смесь бутанола и полиэфира на основе окиси этилена и окиси пропилена, в которой растворен фторсодержащий хлорид четвертичной аммонийной соли формулы [С8F17CONCHC3H6N(C2H4OH)(CH3)2]Cl, позволяющие снизить потери от испарения автомобильных бензинов при их хранении в резервуарах на нефтебазах и складах горючего. Следует отметить, что современные присадки в большинстве своём многофункциональны. Однако большинство многофункциональных присадок к бензинам и дизельным топливам базируется на агентах моющего действия, которое является основным. Могут использоваться и присадки улучшающие экологические свойства топлив. К ним относятся многофункциональные присадки и антидымные, антисажевые [4].
Присади – это поверхностно-активные вещества различной химической природы, которые, обладая высокой поверхностной активностью, образуют на поверхности топлива прочную сорбционную пленку, затрудняющую выход молекул легкокипящих углеводородов [2].
Применение комплексных присадок для снижения испаряемости нефтепродуктов позволит: сохранить ту часть нефтепродуктов, которая ранее терялась безвозвратно в связи с отсутствием современных эффективных средств для снижения испаряемости; получить дополнительную прибыль от реализации сохраненной части продукции; улучшить экологическую обстановку и условия труда обслуживающего персонала не только на самих нефтебазах, но и в расположенных рядом жилых массивах; уменьшить пожароопасность нефтебаз, повысить срок службы резервуаров и т.д.
Библиографическая ссылка
Масленников А.В. ПРИСАДКИ КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОТЕРЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 2. – С. 102-103;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31374 (дата обращения: 03.12.2024).