Трудовой потенциал включает развитую в едином обществе совокупность демографических, социальных и духовных характеристик экономически активного населения, которые реализуются в условиях достигнутого уровня развития производительных сил и производственных отношений. Таким образом, трудовой потенциал включает такие качественные параметры трудовых ресурсов, как образовательный уровень, профессионально-квалификационная подготовка, нравственный, духовный уровень трудоспособного населения, его творческий потенциал и мобильность контингента трудовых ресурсов. В процессе формирования и функционирования трудового потенциала, т.е. во взаимодействии количественных и качественных характеристик при последовательном прохождении фаз производства, распределения и потребления, составляющих воспроизводственную основу трудового потенциала, возможна реализация концепции человеческого развития путем инвестирования.
Инвестирование в человеческое развитие, определяющее качественные характеристики трудового потенциала на различных фазах воспроизводственного процесса, представляет собой расширение человеческих возможностей путем укрепления здоровья, приобретения знаний, совершенствования профессиональных навыков, а также использование приобретенных способностей для производительных целей. Именно этим данная концепция отличается от всех, предшествующих ей, которые сводили человеческое развитие лишь к формированию трудовых ресурсов для производственной деятельности. В современных условиях воспроизводственные потребности развития человеческого потенциала возможно обеспечить согласованием федеральных и региональных усилий по поддержанию и развитию человеческого потенциала.
Каждому этапу человеческого развития свойственны определенные трудовые отношения, а также специфические качественные характеристики трудового потенциала, соответствующие изменяющимися требованиям рыночной среды. Высокую динамику изменения требований к качественным параметрам трудового потенциала обуславливает тот факт, что качество перманентно эволюционирует при соответствующем накоплении количественных изменений, ибо постоянен процесс развития производительных сил в целом.
Качество трудовых ресурсов, приобретаемое на разных этапах человеческого развития, помимо физиологических и демографических характеристик, включает в себя также показатели, характеризующие уровень духовного и интеллектуального развития человека, которые, в свою очередь, в процессе трудовой деятельности, трансформируются в профессиональное мастерство и отражаются в квалификационном уровне работника.
При переходе к рыночным отношениям выявляются изменения в соотношении роли и значения отдельных элементов системы качества трудового потенциала (например, место образования в общих качественных характеристиках трудового потенциала). Индустрия образования определяет технологический прогресс, так как затраты на образование увеличивают запас человеческого капитала, обеспечивают человеческое развитие и, как следствие, улучшают способность экономики производить новые идеи, предоставляя сравнительные преимущества в навык-интенсивных технологиях. Таким образом, профессиональное образование является определяющей посылкой, формирующей изменения профессионально – квалификационной структуры трудового потенциала и, следовательно, основой структурной перестройки экономики в целом.
В соответствии с вышеизложенным, определение качественных характеристик трудового потенциала в системном виде можно представить взаимосвязью следующих элементов:
– Психофизиологический элемент, который характеризуется физическими возможностями человека, состоянием его здоровья и работоспособности. Региональный психофизиологический элемент характеризуется показателями продолжительности жизни населения региона, его половозрастным составом, показателями здоровья населения.
– Интеллектуальный элемент, который определяется интеллектуальными способностями человека, разнообразием талантов, восприимчивостью к нововведениям. Одной из структурных составляющих интеллектуального элемента можно считать силу мотивации работника, уровень его притязаний на достижение поставленной цели.
– Социально-мотивационный элемент обеспечивает человеческое развитие в соответствии с общественными потребностями. Трудовому потенциалу свойственна мотивационная целесообразность поведения людей в процессе реализации своих способностей.
– Элемент восприятия определяется процессами, посредством которых индивид отбирает, систематизирует и интерпретирует поступающую информацию об окружающей действительности. Выполнение элементом восприятия функции преобразования личностных установок человека обуславливает последующую степень и темпы адаптации трудового потенциала к новым условиям хозяйствования и рыночным преобразованиям в целом.
– Адаптационный элемент, к которому относится активность, предприимчивость, мобильность, гибкость обеспечивает непосредственные контакты и преобразование взаимоотношений индивида с внешней средой, активный способ внедрения в трудовую деятельность, ее принятие и преобразование.
Каждый из перечисленных элементов системы качественных характеристик трудового потенциала имеет региональные особенности, специфика которых создает позитивную или негативную основу для формирования, накопления и развития качественных и количественных характеристик трудового потенциала. Различия в структуре хозяйствования, сложившейся системе ценностей, восприятии и адаптационных способностях непосредственно влияют на данный процесс.
Ульяновская область относится к экономически развитым регионам.
Такие региональные системы характеризуются с одной стороны, высоким уровнем и темпами развития экономического потенциала (в относительном выражении), социальной инфраструктуры, научно-информационного и культурного потенциалов, что делает их объектом притяжения миграционных потоков; с другой стороны – интенсивным антропогенным воздействием на окружающую среду, низкой интенсивностью, а в отдельных случаях и деградацией демовоспроизводящих процессов На 2010 г. в Ульяновской области не обеспечивается простое воспроизводство населения. Заметно сократившийся миграционный прирост в 2000–2010 гг. не компенсирует уменьшение населения, вызванное естественной убылью [5].
В связи с этим отмечается ухудшение половозрастной структуры трудовых ресурсов (происходят изменения половозрастной структуры населения в сторону уменьшения половозрастных групп наиболее мобильного возраста) и снижение психофизических параметров трудового потенциала, в результате чего в структуре возрастает удельный вес маргинальных контингентов населения, недостаточно конкурентоспособных на рынке рабочей силы. Депопуляция, с точки зрения количественного состояния трудового потенциала региона, обусловит уменьшение численности трудоспособного населения, что сократит потенциальные возможности его расширенного воспроизводства [4].
Общее состояние трудового потенциала Ульяновской области на стадии использования характеризуется уменьшением занятого трудоспособного населения; наибольшим снижением численности занятых в производственных отраслях; увеличением масштабов и интенсивности процессов высвобождения и перераспределения работников; сохранением высокой доли занятых малоквалифицированным трудом; занятостью преимущественно на предприятиях частной формы собственности; увеличением удельного веса работников, занятых неполное рабочее время.
В практическом плане воспроизводство качественных параметров трудового потенциала зависит от успешного функционирования различных систем образования, позволяющих индивиду адаптироваться в динамичной социально-экономической среде, определяя тем самым одну из составляющих концепции человеческого развития.
Необходимо также учитывать, что социальная эффективность образования для общества выше индивидуальной, так как и издержки и выгоды от образования обществом и индивидуумом рассчитываются по-разному. Общая социальная отдача от образования рассчитывается без подоходного налога на заработную плату, так как общество в целом выигрывает от услуг, предоставляемых за счет налогов.При оценки эффективности образования на макро и мезо уровнях также используется более низкая норма дисконтирования, чем при индивидуальной оценке, так как не учитывается проблема индивидуального риска и несовершенство информации о возможности успешной реализации полученного образования и размер будущих доходов, т.е. те факторы, которые повышают индивидуальную норму дисконтирования.
Для устойчивого развития экономики необходим прогрессирующий рост специалистов интеллектуального труда, как узкой специализации, так и широкой, способных к осмыслению, обобщению и решению крупномасштабных задач [2].
Вместе с тем, в Ульяновском регионе имеет место определенная стихийность в перераспределении приема, игнорирование реальных потребностей в трудовых ресурсах определенного профиля, научно-обоснованных прогнозов в этой сфере, что приводит к деструкции фазы распределения в общем процессе воспроизводства трудового потенциала. В тоже время основными проблемами системы образования в области остаются ощутимые различия в уровне образования и возможности его дальнейшего получения отдельными слоями и группами населения, социальная незащищенность ее работников и проблема финансирования и материально-технического обеспечения системы образования, которые были обострены кризисным состоянием экономики, общим падением объемов производства и бюджетным дефицитом.
Трудовой потенциал функционирует в рамках внутренней и внешней среды региона. К внутренним элементам среды относятся показатели количества населения, его демографический состав, тенденции его изменения, уровень образования населения, профессиональные качества рабочей силы, доходы и расходы населения, производственные фонды региона, структура народного хозяйства и его специализация, количество имеющихся предприятий и их тип производства, а также цели и задачи жизнедеятельности населения региона. К внешним элементам среды относятся социально-экономическое положение сопредельных регионов, их хозяйственные взаимосвязи, а также правовые и финансовые аспекты государственной политики.
Мониторинг и учет степени и характера влияния факторов внешней и внутренней среды региона, а также возникающего нового качества взаимодействия данных факторов позволяют не только прогнозировать развитие региональной социо-природохозяйственной системы, но и в частности тенденций развития регионального трудового потенциала.
Таким образом, для формирования адекватной методики прогноза воспроизводства состояния трудового потенциала на его различных стадиях и выявления влияния региональных особенностей, в рамках комплексной диагностики воспроизводственных процессов, представляется целесообразным провести многофакторный анализ взаимодействия социально-экономических явлений, влияющих на уровень занятости трудоспособного населения. В условиях Ульяновского региона с его высоким уровнем урбанизации предлагается рассмотреть влияние на уровень занятости комплекса социально-экономических факторов, определяющих уровень активности населения и формирующих фазы распределения и потребления в воспроизводственном процессе. В Ульяновской области основными потребителями рабочей силы являются крупные промышленные предприятия, которые требуют соответствующей профессиональной подготовки рабочих. Следовательно, сама структура производства Ульяновской области выступает фактором, ограничивающим возможность самостоятельного трудоустройства [4].
Обработка аналитической информации производится с помощью корреляционного и регрессионного анализа с построением многофакторной регрессионной модели. Многомерный корреляционный анализ применяется для выявления зависимостей между наблюдаемыми значениями различных характеристик и разделения множества признаков по характеру их внутренних связей.
Успешное применение экономико-математических методов во многом определяется совокупностью показателей, описывающих изучаемый процесс. Как известно, любой социально-экономический показатель с точки зрения информационных технологий должен включать в себя наименование и дополнительные признаки, уточняющие его содержание. Отличительными признаками наименования являются термины, характеризующие, что и как измеряется, то есть дается формальная характеристика показателя. Трудовые показатели, рассматриваемые с информационной точки зрения, можно определить как понятия, отображающие размеры и количественные соотношения признаков, характеризующих воспроизводство трудовых ресурсов, их занятость, безработицу, эффективность и организацию труда, его стимулирование.
В данном случае анализируется корреляционная зависимость следующих параметрических признаков, отобранных в соответствии с особенностями Ульяновского региона, в котором наблюдается высокая концентрация промышленных производств и положительное сальдо миграции: темпы прироста производства промышленной продукции; естественный прирост населения; степень компенсированности роста цен доходами; темпы прироста фондовооруженности; темпы прироста производительности труда; интенсивность миграции; численность населения трудоспособного возраста; темпы прироста (снижения) численности населения трудоспособного возраста; и в качестве функции отклика – темпы прироста (снижения) численности занятых в народном хозяйстве Ульяновской области. Построение и анализ корреляционной матрицы производятся с позиции теории графов с построением соответствующих ориентированных графов отдельно для положительной и отрицательной связи, что позволяет выделить наиболее значимые положительные и отрицательные связи факторов, влияющих на прогностические показатели развития трудового потенциала.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что полученные экспериментальные данные хорошо предсказываются регрессионной моделью. Это свидетельствует о том, что разработанная модель является адекватной, имеет хорошие прогностические свойства и может быть использована для моделирования различных фаз воспроизводства трудового потенциалы с учетом региональных особенностей.
Таким образом, оптимизация количественно-качественных характеристик трудового потенциала на различных стадиях его воспроизводства посредством мониторинга, оценки и прогнозирования позволит обеспечить не только человеческое развитие в целом, но и нивелирование имеющихся негативных тенденций, снижающих суммарную оценку потенциальной способности к труду совокупной рабочей силы.
Библиографическая ссылка
Сатдимов М.Ж., Байгулов Р.М. Современная методика для мониторинга и комплексной оценки эффективности функционирования основных элементов организационно-экономического механизма воспроизводства квалифицированных кадров сельского хозяйства // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 3. – С. 101-104;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31449 (дата обращения: 21.11.2024).