Подготовка специалиста в высшей профессиональной школе ориентирована на формирование как ключевых, так и профессиональных компетенций. Профессиональные компетентности рассматривают как совокупность знаний, способностей, установок, позволяющих человеку выполнять целесообразно, методически организованно трудовую деятельность в профессиональной среде, формирование таких компетентностей у будущих специалистов осуществляется на клинических кафедрах медицинского университета. Значение кафедр младших курсов медико-биологического профиля при этом сводится к обеспечению фундаментальной подготовки по теоретическим основам медицины и формированию базовых компетенций и отдельных элементов профессиональных компетентностей.
Учебно-исследовательская компетентность является базовой для формирования профессиональной компетентности. Учебно-исследовательская компетентность как свойство индивида существует в различных формах – как высокая степень умений, как способ личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение); как некий итог саморазвития индивида, как форма проявления способности и и индивидуального стиля учебной деятельности. Учебно-исследовательская компетентность студентов, по нашему мнению, складывается из:
• познавательных интересов;
• особенностей учебной деятельности;
• видов учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия и др.);
• предпочитаемых способов работы с учебным материалом (самостоятельное изучение, экспериментирование, практическая деятельность, задания творческого характера);
• предпочитаемых видов учебной деятельности (обсуждения, диспуты, творческие задания, индивидуальные самостоятельные работы);
• особенностей усвоения учебного материала (в ходе самостоятельной или коллективной учебной деятельности, с помощью преподавателя, в ходе ответов на конкретные вопросы, при работе в малых группах, тестировании, в ходе модульно-рейтингового контроля);
• особенностей взаимодействия с преподавателями в процессе учебно-исследовательской деятельности, в учебной группе.
В нашей педагогической работе в процессе формирования тех или иных компетенций хорошо зарекомендовали себя такие задания как:
• сравнение изложения изучаемой темы в разных учебниках
отечественных и зарубежных авторов и обоснование своих предложений о наиболее целесообразной форме представления материала, что позволяет вырабатывать у студентов умение структурировать, анализировать, сопоставлять учебный материал. Если такое задание получают несколько студентов, то интересная дискуссия по этому вопросу обычно расценивается студентами и с чисто прикладных позиций (в каком учебнике лучше представлен материал) и как знак доброй воли преподавателя, который избавляет их от перегрузки информацией;
• составление кроссвордов по каждому модулю курса, которое мы
рассматриваем как способ самореализации и как показатель усвоения понятийного аппарата предмета;
• выступление студентов с комментариями научно-популярных газетных
и журнальных публикаций, поскольку умение обнаружить ошибку, аргументировать свою позицию способствует самоактуализации, самоопределению личности студента, развитию критичности, самоуважению;
• решение ситуационных задач, поиск проблем, которые могли бы стать
ядром такой ситуации, участие студентов к разработке тестовых заданий как на основе общеизвестных, так и собственных, индивидуальных (которые требуется обосновать) критериев;
• участие студентов в подготовке наглядных пособий по изучаемым
темам.
Одним из вариантов творческо-исследовательской деятельности является самостоятельная работа студента – такой метод обучения, при котором познавательная деятельность протекает в полном соответствии с индивидуальными особенностями, уровнем образования, опытом, с одной стороны, и с другой, – специально созданными для этого организационными условиями. Самостоятельную работу принято подразделять по видам: учебная, научная и социальная, по способам организации, контроля, методического обеспечения и т.д. Все эти виды взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Конечно, центральное место занимает учебная самостоятельная деятельность, в которой студент должен уметь вести краткие записи лекций, составлять конспекты, планы и тезисы выступлений, подбирать литературу и т.д., то есть реализовывать свои учебно-исследовательские компетенции. Компетентностным является такое задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего студента безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».
Опыт самостоятельной работы студентов является важнейшей составной частью процесса подготовки специалистов с высшим образованием, интегрирует разные виды получаемого опыта и представляет максимальную возможность проявить свои учебные и исследовательские навыки, презентовать владение учебно-исследовательскими компетенциями.
Цель такой работы – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Цели самостоятельной работы можно понимать в широком (общем) и в узком (частном) смысле. Одной из ошибок студентов является взгляд на самостоятельную работу только в плоскости освоения конкретной дисциплины, без выявления межпредметных связей и возможностей саморазвития.
Самостоятельное целеполагание в ходе научно-исследовательской деятельности, анализ теоретико-методологических подходов, выбор методики эксперимента, проведение исследования, интерпретация результатов научно-исследовательской работы также способствует формированию учебно-исследовательской компетентности, которая обеспечивает образование через всю жизнь: профессиональную мобильность (способность быстро освоить новые профессиональные технологии или другую специализацию) и акмеологические устремления (направленность на достижение вершин профессионального мастерства), конкурентоспособность.
Ориентируясь на определение компетентности, предложенное В.А. Болотовым и В.В. Сериковым, мы представляем, что компетентность, хотя и является продуктом обучения, но не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития и самообразования студента, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта. Учебно-исследовательская компетентность в этой связи – это такая форма существования знаний, умений, навыков, которая приводит к личностной самореализации, к нахождению выпускниками вуза своего места в мире, к осознанию самой личностью собственной значимости. Таким образом, компетентным человек может стать сам, осваивая все виды компетенций в учебной работе.
Интеграция отечественного высшего образования в единое образовательное пространство Европы, ориентация на компетентностный подход и практическую значимость повышает значение и статус самостоятельной работы студента. Активизация самостоятельной работы студентов способствует расширению и закреплению учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию креативности и интерактивности, формированию практических навыков и направленно на повышение качества подготовки специалистов.
Библиографическая ссылка
Вахтина Е.А. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 3. – С. 135-137;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31467 (дата обращения: 03.12.2024).