Дистанционное образование рассматривают как достаточно демократичную простую и свободную технологию обучения, регламентированную соответствующей нормативной базой. Однако, с точки зрения педагогики, существуют ограниченные возможности для успешного сотрудничества между студентом и преподавателем. У «дистанционного» студента, выбравшего определенный курс обучения, практически нет возможности что-то изменить в нем или выбрать другие предметы. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического самостоятельного изучения материалов. Отсутствие непосредственного взаимодействия между обучающим и обучаемым приводит к препятствиям в усвоении материала. У обучаемого не сформирован «механизм доверия» к обучающему, и наоборот. Переход к развивающему обучению без адаптации к индивидуальным особенностям обучаемых практически невозможен. Именно во время индивидуального контакта педагога с обучаемым важно иметь инструмент для контрольного тестирования уровня обучаемости. Тесты, состоящие преимущественно из заданий «на выбор правильного ответа», позволяют выявлять лишь количественные различия, и то только в самых поверхностных знаниях испытуемых, и не дают возможности оценивать умения и навыки, а поэтому мало пригодны для аттестации и сертификации качества знаний специалистов. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом контроля считается оценка успеваемости обучаемых. Оценка определяет соответствие деятельности обучаемых студентов требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умении, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым интуитивно, и часто не лучшим образом. Неясно, сколько нужно задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности. Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Для усовершенствовании системы необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающегося, что, к сожалению, дистанционное образование не позволяет сделать из-за отсутствия непосредственного контакта.
Библиографическая ссылка
Власова Е.М., Блудова С.И., Шевчук В.В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 3. – С. 154-154;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31486 (дата обращения: 21.11.2024).