Нейропептиды играют важную роль в регуляции деятельности пищеварительного тракта [1, 2, 3, 4]. При этом эффект нейропептидов чаще всего оценивается в условиях их экзогенного введения в различной концентрации и продолжительностью действия [5, 9]. Однако известно, что транскраниальная стимуляция активизирует выделение эндогенныхнейропептидов (β-эндорфины), влияние которых на органы пищеварительного тракта изучено фрагментарно. Работа посвящена изучению влияния ТЭС-терапии на темп синтеза муцинов эпителиоцитамиинтактнойслизистой оболочки желудка (СОЖ), а так же СОЖ в условиях действия цистеамина.
Материал и методы исследования
Материалом для исследования послужили кусочки СОЖ, полученные от крыс, образовавших контрольную и экспериментальную группы. Животным экспериментальных групп проводили сеансы ТЭС в течение 3-х дней, с частотой импульсов 70 Гц, длительностью 3,75 ± 0,25 мс и продолжительностью сеанса 30–40 минут. Величина суммарного тока составила 0,6 ± 1,2 ма. При этом в первой экспериментальной группе сеансы ТЭС-терапии проводили на фоне интактной слизистой. Во второй группе животных на фоне проведенной в течение 3-х дней ТЭС-терапии вводили цистеамин – по методу Szabo [8]. В третьей группе экспериментальных животных введение цистеамина и сеансы ТЭС-терапии проводили одновременно. Четвертая группа – это животные с индуцированной цистеамином язвой ДПК (2-е суток) и с последующей трех дневной ТЭС-терапией. Заделка материала в парафин. Окраска срезов на выявление муцинов с помощью комплекса гистохимических методов [6, 7]. Морфометрию проводили в срезах, окрашенных гематоксилином-эозином, с оценкой толщины СОЖ, высоты желез и глубины желудочных ямок.
Результаты исследования и их обсуждение
Гистохимическое изучение распределения муцинов в слизистой оболочке желудка контрольных животных показало, что положительную реакцию по методу ШИК обнаруживают секрет покровных эпителиоцитов и мукоцитов. В поверхностных эпителиоцитах окрашивается апикальная часть клетки, к которой прилежит так же интенсивно окрашенная зона внеклеточной слизи. Интенсивность окрашивания и секрета, и слизи высокая. В зоне желудочных ямок секрет занимает апикальную часть клетки, а в перинуклеарной зоне типируется большое число пылевидных интенсивно окрашенных гранул. ШИК-реакция секрета и гранул резистентнакдиастазе. Обработка срезов фенилгидразином блокирует часть ШИК-реакции, остающаяся окраска сохраняется за счет 1,2-гликолевых групп, находящихся в стереохимических соотношениях с кислыми группами. Секреторный продукт типирован как нейтральный муцин.
При воздействии на интактную СОЖ ТЭС-терапия (первая экспериментальная группа) происходит увеличение темпа синтеза ШИК-реактивных веществ покровными эпителиоцитами, и вся апикальная часть клеток заполняется интенсивно окрашенным секретом. Наиболее выраженная активация темпа синтеза муцинов характерна для ямочных эпителиоцитов. Выявлено увеличение и числа мукоцитов в составе желез и количество продуцируемого ими муцина.
У животных второй экспериментальной группы имеет место резкое снижение уровня синтеза муцина. Реакцию сохраняют лишь мукоциты, при этом они мигрируют в более поверхностные слои слизистой. Клетки становятся мелкими и содержат секрет лишь в узкой апикальной зоне, и он имеет вид очень мелких пылевидных гранул. Интенсивность окрашивания гранул от умеренной до интенсивной. Секрет поверхностных и ямочных эпителиоцитов не окрашивается. Лишь у части животных (50 %) местами встречаются участки, покровные эпителиоциты которых содержат в составе секрета ШИК-реактивные вещества, локализующиеся в апикальной зоне и в поверхностных, и ямочных эпителиоцитах. Интенсивность реакции высокая. Отношение ШИК-реакции к ферментативным и аналитическим обработкам указывает на присутствие в этих структурах нейтральных муцинов.
В третьей экспериментальной группе реакцию на муцин обнаруживает секрет отдельных мукоцитов, а местами и покровные клетки. В последнем случае окрашивается лишь апикальная часть ямочных эпителиоцитов. Распределение продукта реакции диффузное, интенсивность реакции от умеренной до интенсивной. Мукоциты обнаруживают присутствие ШИК-реактивного секрета в апикальной части клеток, при этом число мукоцитов не увеличено. Однако у 30 % животных этой экспериментальной группы покровные эпителиоциты сохраняют высокий темп синтеза ШИК-реактивных веществ с диффузным распределением продукта реакции и локализацией его в апикальной части покровных эпителиоцитов.
Для четвертой экспериментальной группы характерно значительное увеличение темпа синтеза муцина мукоцитами. Покровные эпителиоциты так же заполнены большим количеством секрета, локализующегося в апикальной части клеток. Распределение продукта реакции диффузное, интенсивность окрашивания высокая. При этом такое распределение муцинов характерно как для поверхностных, так и для ямочных эпителиоцитов. В составе желез нарастает число мукоцитов. При этом мукоциты, локализованные в верхней части желез, характеризуются высоким уровнем содержания ШИК-реактивного продукта. Мукоциты средней части желез содержат умеренные количества муцина и он имеет вид пенистой вакуолизированной массы, здесь встречаются и интенсивно окрашенные гранулы. Вдонной части желез встречаются единичные мукоциты, интенсивность окрашивания их – умеренная.
Динамике муцинов сопутствуют изменения и морфометрических параметров СОЖ. Так полученные данные показывают, что при наличии интактной слизистой эффект ТЭС-терапии прослеживается в увеличении толщины слизистой и высоты желез, сочетающейся с увеличением числа мукоцитов и темпа синтеза муцинов покровными эпителиоцитами. У животных второй экспериментальной группы, которым на фоне ТЭС вводили цистеамин с целью индуцирования экспериментальной язвы ДПК. Оказалось, что цистеамин снимает гиперсекреторный эффект ТЭС-терапии и ингибирует темп синтеза муцинов покровными эпителиоцитами. Число мукоцитов снижается и они смещаются в более поверхностную зону желез.
Однако эти изменения отсутствуют и у 50 % экспериментальных животных снижение темпа синтеза муцинов поверхностными эпителиоцитами здесь не наблюдается. Сочетанное введение цистеамина и сеансы ТЭС-терапии как эффект увеличения резистентности СОЖ воспроизводят картину интактной слизистой и нивелируют действие цистеамина. Реакция цистеамина прослеживается лишь в клетках герминативного компартмента и глубина желудочных ямок в этом случае снижается по сравнению с контролем более чем в три раза 51 ± 9,2 мкм (в контроле 173,8 ± 8,33). В то же время темп синтеза муцинов ингибируется лишь в части покровных эпителиоцитов.
При наличии сформированной экспериментальной язвы ДПК последующие сеансы ТЭС-терапии привели к тому, что толщина СОЖ и высота желез остались в рамках контрольных, за исключением глубины желудочных ямок, которая снизилась более, чем в 2 раза. Темп синтеза муцинов и число мукоцитов нарастают, последние распределяются по всей железе, при этом мукоциты верхней трети желез отличаются наиболее высоким темпом синтеза муцинов.
Итак, полученные данные свидетельствуют о том , что эндогенные нейропептиды (β-эндорфины), выделяющиеся в процессе ТЭС-терапии, оказывают существенное влияние не только на морфометрические параметры СОЖ,но и на темп синтеза эпителиоцитами слизистой нейтральных муцинов.
Выводы
1. Действие ТЭС-терапии на интактную СОЖ связано с гиперплазией слизистой, увеличением в ней числа мукоцитов, и нарастанием темпа синтеза муцинов.
2. Проведение сеансов ТЭС-терапии, сочетающихся с введением цистеамина, обеспечивает слизистую СОЖ заметным увеличением факторов ее резистентности.
3. При наличии язвы ДПК сеансы ТЭС-терапии стимулируют активацию процессов регенерации слизистой желудка, и темпа синтеза эпителиоцитами муцина.
Библиографическая ссылка
Могильная Г.М., Каде А.Х., Пейливаньян Э.Г. ВЛИЯНИЕ ТЭС-ТЕРАПИИ НА СЛИЗИСТУЮ ОБОЛОЧКУ ЖЕЛУДКА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 4. – С. 25-27;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31638 (дата обращения: 21.11.2024).