Организационная культура является неотъемлемым свойством современной организации, причем уровень сложности соответствующей организации (определяемый, в частности, количеством работников и сложностью внутренней организации, отраженной в структуре штатного расписания) определяет и уровень организационной культуры при проведении градации от культуры личности до национальной или религиозной культуры (особо крупные предприятия, развивающие собственный имидж). Совокупность и системная процессная организация ценностей-целей и ценностей-средств, порождающих сложный комплекс специфической субкультуры, являющейся организационной культурой высшего учебного заведения (вуза), активно рассматривается в современных научных изысканиях, особенно в связи с применением систем менеджмента качества на уровне подразделений вуза [1] и изучением влияния организационной культуры на качество трудовой жизни преподавателей вузов [2].
Управления организационной культурой нередко признается как главный фактор успешного функционирования организации [3], а в современных сложных условиях функционирования вузов, которые в значительной степени определяются проводимыми Министерством образования и науки РФ мероприятиями [4], организационная культура может рассматриваться как один из решающих факторов выживания обособленных структурных подразделений – филиалов вузов. Использование методов управления организационной культурой в вузе может способствовать, в частности, укреплению социального партнерства в сфере труда [5] и, при дополнительном использовании систем менеджмента качества, влиять на обеспечение социальной мотивации и, следовательно, на улучшение качества трудовой жизни [6].
Управление организационной культурой на уровне вуза неизбежно приводит к осуществлению влияния не только на профессорско-преподавательский состав, но и на студентов, особенно если отдельно рассматривать изменение мотивационного потенциала обучающихся [7]. Одним из мероприятий, способствующих повышению мотивации студентов, являются научно-практические конференции [8], которые служат как развитию компетенций подготавливаемых специалистов [9] (с учетом распределения соответствующих компетенций по дисциплинам [10]), так и выполнению принципа гуманистического характера образования [11].
В Московском государственном техническом университете радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА) основные цели и нормы организационной культуры вуза, распространяющиеся как на сотрудников, так и на обучающихся, закреплены в Этическом кодексе МГТУ МИРЭА [12] для эффективной мотивации и использования их потенциала и ресурсов. Указанный кодекс университетской этики объединяет сотрудников и обучающихся общими ценностями, стандартами поведения, принципами, подходами и нравственными ориентирами для осуществления Миссии Университета, а также содержит основные компоненты организационной культуры, позволяющие студентам стать интересными и привлекательными для общества, наладить взаимоотношения в студенческой среде и с преподавателями, развить умение выступать публично, грамотно излагать устно и письменно свои мысли, проявлять творческую активность, научиться управлять своим временем, освоить приемы планирования личной работы [13].
Библиографическая ссылка
Назаренко М.А., Петров В.А., Сидорин В.В. Управление организационной культурой и этический кодекс вуза // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 4. – С. 171-172;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31784 (дата обращения: 12.10.2024).