Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТОВ СЕСТРИНСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ

Масляков В.В. 1 Левина В.А. 1 Романова И.В. 1 Нехотящая Н.М. 1
1 НОУ ВПО «Саратовский медицинский институт «РЕАВИЗ»
На основе проведенного анализа установлено, что комплекс алгоритмов на основе специально разработанных дидактических материалах реализует единство формирований профессиональных компетенций специалистов сестринского дела. В контексте новой методики, дидактическое обеспечение процесса обучения предполагает внедрение учебно-методического пособия для студентов медицинского колледжа на основе алгоритмизации сестринских манипуляций, которое обеспечивает управление самостоятельной работой студентов и служит инструментом самоконтроля. Методика формирования профессиональных компетенций на основе алгоритмизации сестринских манипуляций может быть использована не только в учебном процессе колледжа, но и при переподготовке и повышении квалификации специалистов сестринского дела в системе последипломного образования.
стандарты медицинских манипуляций
студенты медицинских колледжей
1. Приказ МЗ РФ № 277 от 16 октября 1992 г. «О создании медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации».

Одной из важных задач отечественного здравоохранения, является оказание качественной и доступной медицинской помощи. Современная концепция развития здравоохранения предусматривает создание и развитие системы управления качеством медицинской помощи, неразрывно связанной с системой стандартизации. Стандарты устанавливают гарантированный объем сестринской помощи и являются основой для оценки качества сестринской помощи, оказанной каждому конкретному пациенту [1].

Управлять качеством сестринской помощи можно лишь тогда, когда деятельность медицинской сестры структурирована, нормирована и, следовательно, может быть оценена в соответствии со стандартом. Благодаря стандартам медицинская сестра может самостоятельно контролировать свои действия и их результативность. Это позволяет вести контроль качества сестринской помощи на базовом уровне – уровне самоконтроля.

Процесс разработки стандартов длителен и требует привлечения к работе над ними различных специалистов, включая медицинских сестер как непосредственных исполнителей простых медицинских услуг.

В практическом здравоохранении вопрос стандартизации сестринских услуг находится в стадии разработки. Однако утвержденных стандартов пока нет (исключение составляет ОСТ по профилактике пролежней). Между тем эти документы регламентируют нормативные требования к выполнению сестринских манипуляций и являются эталоном правильности и оценки качества их выполнения. Стандартизация сестринской практики и оценка качества работы среднего медицинского персонала – проблема, которая волнует как практикующих медицинских сестер, так и преподавателей медицинских колледжей, училищ.

Формирование профессиональных умений начинается с первого курса, на практических занятиях по дисциплине «Основы сестринского дела», на фантомах и тренажерах. На последующих курсах формирование умений находит продолжение при изучении клинических дисциплин.

Изучив учебные материалы по клинической сестринской практике, предоставленные Европейским региональным бюро ВОЗ, мы нашли рекомендации по стандартизации сестринских технологий.

Цель исследования: структурировать алгоритмы программированных умений студентов колледжа по курсу «Основы сестринского дела».

Материалы и методы исследования

При структурировании алгоритмов учитывались все условия, необходимые для формирования профессиональных умений.

Перед каждым алгоритмом ставилась цель, указывались показания и противопоказания к проведению данной манипуляции, оснащение, необходимое для ее проведения. Собственно алгоритм делился на две графы. В первой графе описывались поэтапные действия, во второй давалось обоснование каждого действия.

Действия любой манипуляции начинаются с эффективного общения с пациентом, с объяснения пациенту цели и хода предстоящей манипуляции, с получения согласия пациента на проведение манипуляции и, собственно действий по выполнению манипуляции.

Таким образом, был разработан комплекс структурированных алгоритмов сестринских манипуляций по 11 темам, согласно программе дисциплины «Основы сестринского дела».

После завершения работы по созданию комплекса алгоритмов на их основе предложена авторская методика формирования компетенций сестринских манипуляций. Целью данной методики является формирование не только технических умений, но и единство формирования профессиональных компетенций и личностных качеств будущего специалиста сестринского дела. Обучение по данной методике было обеспечено разработанным учебно-методическим пособием для студентов. В 2000–2001 учебном году разработанная методика формирования профессиональных компетенций внедрена в учебный процесс в Энгельсском медицинском колледже на курсе «Основы сестринского дела». Апробация данной методики в учебном процессе показала его эффективность.

С целью выяснения качества сформированности профессиональной компетентности выпускников нами в течение четырех лет проводилось анкетирование старших медицинских сестер различных отделений и всех лечебно-профилактических учреждений города, в которые приходили работать наши выпускники. В анкетировании принимало участие 52 человека.

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе анкет ежегодно мнения респондентов менялись. Так, в 2000 г. на достаточную сформированность профессиональных умений указало 20 %, 80 % указывали на недостаточную сформированность. В 2001 г. на этот же вопрос 33 % ответили положительно, 67 % респондентов отмечали недостаточную сформированность умений у выпускников. В целом подготовку специалистов в 2000 г. 62 % оценили как хорошую и 38 % – как удовлетворительную. 2001 г. – 68 % как хорошую, 32 % – удовлетворительную.

При анкетировании старших медицинских сестер в 2002 г. (после введения эксперимента) ответы разделились следующим образом: достаточно сформированные умения – 57, 43 % указывали на недостаточную сформированность умений, в 2003 г. на достаточную сформированность профессиональных умений указали 83 % опрошенных, на недостаток указывали всего лишь 17 % опрошенных (рис. 1). В целом подготовку специалистов в 2002 г. оценили как хорошую – 79 и 21 % – как удовлетворительную. В 2003 г. соответственно 91 % – хорошо, 9 % – удовлетворительно (рис. 2).

pic_27.wmf

Рис. 1. Анализ оценки профессиональных умений выпускников старшими медицинскими сестрами в динамике по годам

На повышение качества сформированности профессиональной компетентности указывают приведенные в табл. 1 отчеты успеваемости по итогам Государственной аттестации. Анализируя данные показатели, нетрудно заметить, что за последние два года наблюдается повышение качественной успеваемости и, соответственно, среднего балл.

pic_28.wmf

Рис. 2. Анализ оценки работы выпускников старшими медицинскими сестрами

Таблица 1

Показатели успеваемости итоговой Государственной аттестации

Учебный год

Общая успеваемость

Качественная успеваемость

Средний балл

1999/2000 уч. год

100 %

78 %

3,9

2000/2001 уч. год

100 %

86 %

4,1

2001/2002 уч. год

100 %

91,5 %

4,2

2002/2003 уч. год

100 %

92,5 %

4,2

В табл. 2 представлены показатели замера практических умений экспертами Государственной аттестационной комиссии, которые проводились в рамках Государственной аттестации колледжа. Анализируя данную таблицу видно, что по сравнению с предыдущим показателем возрос средний балл.

Таблица 2

Показатели замера практических умений экспертами Государственной аттестационной комиссии

Учебный год

Средний балл

1998/99

3,8

2003/04

3,9

С целью изучения удовлетворенности пациентов качеством сестринской помощи, было проведено исследование по субъективному критерию. В анкетном опросе участвовало 60 пациентов планового хирургического отделения БСМП г. Энгельса (80 % работающих в отделении медицинских сестер – выпускники нашего колледжа) и 60 пациентов кардиологического отделения городской больницы № 2 г. Энгельса (из числа работающих в отделении медицинских сестер всего 2 % составляют выпускники колледжа). Данные пациенты составили группу сравнения.

Представленные на рис. 3, 4, 5. диаграммы указывают на высокую оценку профессиональных и личностных качеств медицинских сестер пациентами экспериментальной группы и снижение оценки в группе сравнения.

pic_29.wmf

Рис. 3. Выполнение сестринских манипуляций и врачебных назначений

pic_30.wmf

Рис. 4. Организация сестринского ухода

pic_31.wmf

Рис. 5. Оказание консультативной помощи

Выводы

1. Комплекс алгоритмов на основе специально разработанных дидактических материалах реализует единство формирований профессиональных компетенций специалистов сестринского дела.

2. В контексте новой методики, дидактическое обеспечение процесса обучения предполагает внедрение учебно-методического пособия для студентов медицинского колледжа на основе алгоритмизации сестринских манипуляций, которое обеспечивает управление самостоятельной работой студентов и служит инструментом самоконтроля.

3. Методика формирования профессиональных компетенций на основе алгоритмизации сестринских манипуляций может быть использована не только в учебном процессе колледжа, но и при переподготовке и повышении квалификации специалистов сестринского дела в системе последипломного образования.


Библиографическая ссылка

Масляков В.В., Левина В.А., Романова И.В., Нехотящая Н.М. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТОВ СЕСТРИНСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6. – С. 50-53;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32472 (дата обращения: 21.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074