Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Мырзаханова И.А. 1 Усейн Г.А. 1 Садыкова А.Е. 1
1 РГП на ПВХ «Казахский национальный педагогический университет имени Абая»
Инновация – это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания. Педагогическая инновация в отличие инновации в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы – материально-технические, экономические и др.
инновация
инновационные образовательные системы
инновации в системе образования
классификация инноваций
национальные образовательные модели
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2000.
3. Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании // Народное образование. – 2002. – № 5. – С. 96.
4. Каменский А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой // Директор школы. – 2006. – № 3. – С. 93.
5. Петровский Н.В. Образование в контексте современного образования // Педагогика. – 1996. – №1.
6. http://human.snauka.ru/2012/01/567.

В современном обществе образование имеет огромное значение, поэтому особо актуальным становится поиск перспективных направлений его развития. Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, о соответствии образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу – в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований.

Большим прорывом в инновационном развитии системы образования явилось создание в Астане престижного высшего учебного заведения мирового уровня – «Назарбаев Университета», который обеспечит качественный прорыв в подготовке отечественных инженерно-технических и научных кадров и формировании современной научно-исследовательской инфраструктуры [1].

Инновация означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений (таблица).

Инновации в системе образования

Инновации в системе образования

В цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления

В стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса

В систему контроля и оценки уровня образования

В систему финансирования

В учебно-методическое обеспечение

В систему воспитательной работы

В учебный план и учебные программы

В деятельность учителя

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении [2].

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

В Казахстане реализация новых подходов к развитию высшего образования идет в русле трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа. Стратегия их развития основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса. В этом случае они, с одной стороны, готовят специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда, а с другой стороны, становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики, поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями [3].

Университет инновационного типа предполагает обязательную интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности. Инновационная деятельность в сфере образования – это, прежде всего, повышение качества образования, а следовательно, и повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Качество образования – это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях доступности образовательных услуг, быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования. В программном документе ЮНЕСКО качество высшего образования выдвинуто на роль «общего знаменателя» реформ высшего образования.

Можно обозначить следующие условия, позволяющие обеспечить качество образования:

1. Высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава.

2. Используемые образовательные технологии, рационально сочетающие устоявшиеся классические методики преподавания с инновационными.

3. Научные исследования в вузе, их влияние на качество образования.

4. Ресурсное обеспечение вуза.

5. Наличие автономной структуры, управляющей качеством образования.

Нельзя перевести систему образования на инновационный путь развития, не привнося новшеств в подготовку высококвалифицированных кадров нового поколения, востребованных современным обществом в условиях развивающейся экономики. Подготовку кадров вуз должен вести с учетом приоритетных направлений развития науки и образования на основе компетентностного подхода, многоуровневости образования, вариативности и преемственности образовательных программ, интеграции науки и образовательного процесса (образование через включение студентов в поиск нового знания и внедрение результатов научной деятельности), использования современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные, новых форм организации учебно-воспитательного процесса и признанных мировым сообществом принципов обеспечения и оценки качества образования [4].

Необходимо дальнейшее углубление фундаментальных научных основ подготовки специалистов, способствующих развитию базовых профессиональных компетенций; сформировать актуальные компетенции, определяемые приоритетными направлениями развития образовательной системы и процессами вхождения Казахстана в единое образовательное пространство; создать современную информационную среду вуза как технологическую базу, обеспечивающую переход университета в режим инновационного развития и формирующую условия для качественного обновления образовательной системы, обновить воспитывающую среду университета для усиления мотивации к деятельности в профессиональной сфере и общекультурной подготовки выпускников [5].

Казахстанское образование, к сожалению, не полностью отражает потребности современного общества. Формы организации получения и обновления знаний практически не изменились: система централизованного планирования приема студентов и выпуска специалистов; объемы финансирования; «курсовая» система обучения (перевода с «курса» на «курс». Менталитет основной массы ППС сформирован предыдущим социально-экономическим строем. Законы рыночной экономики, включая формирование рынка труда, не привели к адекватным изменениям места и роли университетов, особенно профильных: рост выпуска кадров во многих вузах идет по одним и тем же специальностям; наблюдается дробление специальностей; отсутствие прикладного характера образования и т.д. Большинство работодателей не удовлетворены качеством специалистов, выпускаемых высшими учебными заведениями. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики.

Мировой опыт указывает, что основным механизмом построения «экономики знаний» является создание национальной инновационной системы, обеспечивающей институциональные условия для проведения и коммерциализации результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ. Национальная инновационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций и структур, занятых созданием и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Примерная структура национальной инноваций представлена на рисунке.

pic_59.tif

Инфраструктура инноваций

Институциональная среда, обусловленная национальными традициями, политическими и культурными особенностями государства, представлена комплексом институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы. На формы и характер национальной инновационной системы в наибольшей степени влияют государственное регулирование, размер страны и особенности исторического развития, обеспеченность природными ресурсами, доминирующие формы предпринимательской деятельности.

Стратегические цели, стоящие перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях, тесно связаны с проблемами развития казахстанского общества, включая обеспечение устойчивого социально-экономического развития и высокого качества жизни народа, укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества, кадровое обеспечение рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство. Результатом нашей инновационной деятельности должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов [6].

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система – глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

• новых образовательных технологий – технологических инноваций;

• новых экономических механизмов в сфере образования – экономических инноваций;

• новых методов и приемов преподавания и обучения – педагогических инноваций;

• новых организационных структур и институциональных форм в области образования – организационных инноваций.


Библиографическая ссылка

Мырзаханова И.А., Усейн Г.А., Садыкова А.Е. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6. – С. 137-139;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32522 (дата обращения: 10.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674