Тромбофилическое состояние это многочисленные нарушения в системе гемостаза, которые обуславливают повышенную склонность к развитию тромбозов кровеносных сосудов различного калибра и локализации [1]. Клиническому проявлению тромбоза предшествует состояние, характеризующееся повышенным риском развития неконтролируемого патологического тромбообразования [2]. Наличие тромбофилии не означает фатальной неизбежности развития тромбоза, однако значительная часть лиц с таким состоянием испытывает в течение жизни те или иные тромботические проявления и их осложнения в виде острого инфаркта миокарда, ишемии мозга, тромбозов вен и артерий и т.д.
В 1965 г. О. Эгеберг впервые описал норвежскую семью, в которой склонность к венозным тромбозам наблюдалась на протяжении нескольких поколений. В этой семье тромботические явления были отмечены в молодом возрасте. Изучение крови больных позволило обнаружить выраженное уменьшение (на 40–50 %) антитромбина III. Позднее Г. Шаш в своих исследованиях показал возможность различных форм дефекта антитромбина III, который встречается довольно часто. У людей с повторными тромбозами его выявляли в 5–7 %. Среди здоровых лиц его выявляют у 1 на 5000 обследованных.
Состояние тромбофилии изучается достаточно интенсивно во многих клиниках мира. В настоящее время обнаружены дефекты в генах следующих факторов свертывания крови, приводящие к наследственным тромбофилиям:
1. Антитромбин III (полное отсутствие или изменение количества).
2. Протеин С (полное отсутствие или изменение количества).
3. Протеин S.
4. Кофактор гепарина II.
5. Фибриноген.
6. Плазминоген.
7. Активатор плазминогена (t-РА).
8. Фактор Хакемана.
9. Факторы тромбоцитов.
10. Простациклин.
11. АРС-резистентность фактора V.
12. Гомоцистеинемия.
Описание случая
Больной Анатолий Васильевич, 1957 года рождения (56 лет), поступил в клинику 6 декабря 2012 года с признаками желудочно-кишечного кровотечения (черный стул, головокружение). Помимо этого больной предъявлял жалобы на головные боли, сердцебиение, слабость.
Из анамнеза: в апреле 2011 перенес острый инфаркт миокарда, было сделано стентирование передней нисходящей артерии. Из лекарств, принимает зилт 75 постоянно. Хартил, конкор периодически. В июне 2011 г. В связи с потерей сознания, вызвал уч. терапевта, был консультирован невропатологом на дому, лечился сосудистыми препаратами. При обследовании на МРТ головного мозга выявлено ОНМК в лобно-теменной области справа. В октябре 2011 г. обследовался в г. Барнаул, Российской Федерации.
Из обследования в гематологическом центре г. Барнаул (РФ)
Ген метиленгидрофолат редуктазы (МТНFR) C677 – Т |
Гетерозигота |
Ген метиленгидрофолат редуктазы (МТНFR) А 1298 – С (Е429А) |
– |
Ген V фактора (F V) G1691 – А (Лейденовская – Arg506Gln) |
Норма |
Ген протромбина (F II) G 20210 – A |
Норма |
Ген гликопротеина IIIa (β3 – интегрин) 1565 Т > С (L33Р) |
– |
Ген метионин-синтетазы редуктазы (МТRR) А66– G (122M) |
– |
Ген гликопротеина (VLA-2 receptor) ITGA2: 807 С > Т (F224F) |
|
Ген метионин-синтетазы (МТR) А2756– G (D 919G) |
– |
Ген снижающий концентрацию фолатов (RFCI) G80– А |
– |
Ген АСЕ (ангиотензинпревращающий фермент (I/D) |
– |
Ген ингибитора активатора плазминогена (PAI-1) 4G/5G |
гомозигота |
Ген фактор I (F I), фибриноген, β субъединица F I? FGB:455 G > А |
Норма |
Антитела к кардиолипину |
Отр. |
Антитела к β2- GР-1 |
Отр. |
Уровень гомоцистеина в крови, мкмоль/л |
13,1 |
Заключение. Тромбофилическое состояние, обусловленное гомозиготной мутацией гена, ответственного за синтез PAI-1 и гетерозиготной мутацией гена МТНFR (С677 – Т).
Больной неоднократно получает стационарное и амбулаторное лечение, при этом постоянно получает антикоагулянты и дезагреганты. Настоящее ухудшение состояния наступило 6.12.12 г., у больного появляется клиника желудочно-кишечного кровотечения в связи с чем, больной был госпитализирован в хирургическое отделение.
Объективно: состояние пациента средней степени тяжести. Кожные покровы обычной окраски. ЧДД-20 в минуту. Тоны сердца приглушены, ритм правильный. Пульс – 100 в минуту. АД-120 и 80 мм рт. ст.
Язык суховат, обложен бурым налетом. Живот при пальпации мягкий, умеренно болезненный в эпигастральной области. Симптомов раздражения брюшины нет. Печень не увеличена. Перитонеальных симптомов нет. Кал черного цвета.
Обследования: В общем анализе крови от 06.12.12 г.: Нв 157 г/л., эритроциты 5,2∙1012/л, лейкоциты 9,4∙109/л, СОЭ – 26 мм/ч.
В общем анализе мочи от 06.12.12 г.: цвет-св/ж., мутн, реак.-кисл., уд. вес – 1020, белок, сахар – отрицательный, лейкоциты – 2–3 в поле зрения, эпителий – 5–7 в поле зрения.
Коагулограмма от 06.12.12 г.: П.Т.И. – 81 %, фибриноген – 3,8 г/л.
Биохимический анализ крови от 06.12.12 г: белок – 72 г/л, мочевина – 5,7 ммоль/л, креатинин – 65 ммоль/л, калий – 6,0 ммоль/л, натрий – 144 ммоль/л, АлаТ – 38 мккат/л, АсаТ – 32 мккат/л, биллирубин – 15–4 мкмоль/л.
Группа крови: О (I), резус-фактор + .
ЭКГ – ритм синусовый, правильный. ЧСС 75 в минуту, горизонтальная электрическая ось сердца. Рубцовые изменения по передней стенке левого желудочка.
ФГДС от 6.12.12 г: Заключение: язва желудка в стадии обострения с кровотечением.
На фоне проводимого лечения, состояние больного улучшилось, признаков продолжающегося кровотечения нет. На контрольной ФГДС от 14.12.12 г. – язва желудка в стадии рубцевания. Больной выписывается в удовлетворительном состоянии на амбулаторное долечивание.
Обсуждение. В данном случае больному на догоспитальном этапе были назначены следующие антикоагулянты и дезагреганты: зилт 75 мг – 1 раз в день, тромбо-АСС – 100 мг на ночь. После чего, больной поступает в хирургическое отделение с клиникой желудочно-кишечного кровотечения, где требуется лечение гемостатиками, при этом, необходимо было учитывать его основной диагноз.
Ген PAI-1 4G/5G является ингибитором активатора плазминогена 1 типа и компонентом фибринолитической системы крови, играет важную роль в стабилизации фибрина, ремоделировании сосудов, клеточной миграции. РАI связывается с тканевым активатором плазминогена и ингибирует активность плазминогена, что снижает фибринолиз.
Повышение ингибитора активатора плазминогена увеличивает риск коронарного синдрома и инфаркта миокарда. У женщин с такой мутацией повышается риск осложнений беременности. У мужчин в 5 раз повышается риск коронарного тромбоза, при патологии коронарных сосудов с развитием внезапной смерти.
Согласно литературным данным, терапию и профилактику гипофибринолиза нужно проводить с использованием малых доз низкомолекулярного гепарина в соответствии с установленным риском вторичных тромбоэмболических осложнений. Известно так же, что ослабление фибринолиза низко чувствительно к терапии антиагрегантами. Пациентам с мутантным носительством для профилактики показана также антиоксидантная терапия и необходимо соблюдение питьевого режима.
Мутация гена MTHFR имеет две разновидности гена MTHFR. Наиболее изученной является вариант, в котором нуклеотид цитозин (C) в позиции 677, заменен на тимидин (T). Такой полиморфизм MTHR обозначается как мутация C677T. Наличие такой мутации сопровождается повышением уровня гомоцистеина в крови.
Фермент метилентетрагидрофолатредуктаза (МТНFR) является донатором метильной группы для превращения гомоцистеина в метионин в присутствии кофакторов – пиридоксина (вит В6) и цианкобаламина (вит В12), и, как субстрата, фолиевой кислоты. Активность фермента при мутации генов снижается, нарушается метаболический путь превращения гомоцистеина и его содержание в плазме увеличивается.
Гипергомоцистеинемия может вызвать поражение эндотелия из-за нарушения окислительно-восстановительных реакций, повышения уровня свободных радикалов и снижения уровня оксида азота за счет влияния на активацию коагуляционных факторов (тканевого фактора и фактора XII) и/или ингибиторов свертывания крови.
Международный консенсусом специалистов по тромбофилиям (ноябрь 2001 г., Атланта, штат Джорджия) были приняты рекомендации по назначению витаминов группы В пациентам с гипергомоцистеинемиями, артериальными и венозными тромбозами. Была показана первичная профилактика при уровне гомоцистеина в плазме выше 14 ммоль/л, а вторичная – при его уровне выше 11 ммоль/л. Начальная доза фолиевой кислоты 400–800 мг/сут. Такая доза позволяет достигнуть целевых значений гомоцистеин в плазме у большинства пациентов.
Некоторым пациентам, однако, требуются более высокие дозы. В таких случаях рекомендуется постепенное увеличение дозы фолиевой кислоты до 8–10 мг/сут под контролем уровня гомоцистеина в плазме. Уровень гомоцистеина определяется 1 раз в 6–8 нед. [5]. Однако следует иметь в виду, что монотерапия фолиевой кислотой может быть эффективной только в случае, если отсутствует исходно дефицит витаминов В6 и В12. В таких случаях комбинация фолиевой кислоты с витаминами В6 и В12 является обязательной для достижения целевых значений гомоцистеина плазмы.
Обычно цианкобаламин вводят внутримышечно. Внутримышечное введение цианкобаламина начинают с дозы 100 мкг/сут в течение 1 нед. Затем частоту инъекций можно уменьшить. За первые 6 нед. больному нужно ввести в общей сложности до 2000 мкг цианкобаламина. После этого можно перейти на поддерживающее лечение – 100 мкг цианкобаламина 1 раз в месяц. Поддерживающая терапия должна проводиться пожизненно.
Если внутримышечное введение по каким-либо причинам противопоказано препарат назначают внутрь в дозе 300–1000 мкг/сут. Это лечение, требует постоянного наблюдения во избежание рецидивов [3]. Терапия пиридоксином проводится в дозе 30 мг/сут. Иногда, в ряде случаев, могут потребоваться более высокие дозы – до 100 мг/сут. [3, 4].
Назначение фолиевой кислоты метионина или бетаина приводит к улучшению состояния у некоторых больных с гипергомоцистеинемией, вызванного мутацией гена С667Т МТНFR [3]. Однако часть больных оказываются резистентными к терапии пиридоксином, фолиевой кислотой или витамином В12. Такая резистентность может возникать как от типа генетического дефекта, приведшего к возникновению гипергомоцистеинемии так и от применения неадекватных доз фолиевой кислоты.
Многим пациентам с гипергомоцистеинемией требуются достаточно высокие дозы фолиевой кислоты – 8–10 мг/сут, которые в клинической практике не всегда назначаются лечащими врачами [5].
Следует также помнить, что такие факторы, как курение, почечная недостаточность, псориаз, неопластический процесс, системные болезни и использование некоторых лекарственных средств (оральные контрацептивы, противотуберкулезные препараты, цитостатики, азотистая окись, никотиновая кислота, тиазидные диуретики), способствуют поддержанию гомоцистеина на высоком уровне и ухудшают результаты лечения [5]. Контроль адекватности терапии проводится 1 раз в 6–8 нед. по гомоцистеину плазмы. Оптимальным является уровень гомоцистеина ≤ 10 ммоль/л [5].
Выводы
Таким образом, если принимать во внимание тот факт, что ослабление фибринолиза низко чувствительно к терапии антиагрегантами, то эффект от терапии дезагрегантами, проводившейся на догоспитальном этапе нашему больному, был несколько сомнительным.
Учитывая гипергомоцистеинемию, связанную с мутацией гена MTHFR в лечение больного на догоспитальном этапе необходимо было включить терапию комбинацией фолиевой кислоты с витаминами В 6 и В12 до достижения уровня гомоцистеина ≤ 10 ммоль/л в крови.
Библиографическая ссылка
Толеуова А.С., Тайжанова Д.Ж., Гусеинова З.К., Жексембаева С.О. ТРОМБОФИЛИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ МУТАЦИЕЙ ГЕНОВ (PAI-1, MTHFR) // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 7. – С. 23-26;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32580 (дата обращения: 09.12.2023).