Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кабдолова С. 1 Махметова С.Д. 1
1 Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб: Союз, 1997.
2. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978.
3. Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж.Родари. – Ростов-на-Дону,1992.
4. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание, 1997, №3.
5. Стаунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание, 1997, № 4.
6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.

В современном обществе образовательное учреждение становится все более открытой социально-педагогической системой, широкому социальному взаимодействию. Значимым фактором для повышения качества образования является систематическая работа педагогического коллектива, направленная на сохранение и развитие индивидуального своеобразия личности. Это требует бережного, внимательного наблюдения за успехами ученика, за его продвижениями в различных областях деятельности, поддержки и создания условий благоприятного развития.

Эффективность урока во многом определяется умением учителя налаживать и поддерживать творческое взаимодействие с учениками, которые можно определить как развивающие. Наиболее плодотворным условием для развития личности является использование технологий личностно-ориентированного обучения, где предполагаются субъектно-субъектные взаимоотношения между участниками педагогического процесса. Это особые отношения между педагогами и учащимися, направленные на взаимообогащение и сотрудничество.

Простейшая модель межличностного общения предполагает, что у каждого из участников общения имеется своя задача, которую он стремится реализовать в процессе общения. Идеальный вариант, когда задачи учителя и учащегося совпадают: учитель желает учить, а ученик – учиться. Какие существуют приемы для взаимного совмещения интересов?

1. Проектирование личности на основе ее интересов и возможностей. Творческое развитие личности предполагает изучение ее качеств, характера и педагогических способностей. Для этого необходимо составить психолого-педагогическую карту ученика и педагогическую карту класса. Особое внимание следует уделить степени активности ученика на уроках, сформированности познавательных интересов, характеристике способа мышления (творческий, обычный, инертный). Диагностирование класса в отношении принадлежности учащихся к соответствующим группам слушателей, готовности и умению воспринимать учебный материал и определение уровней понимания, на котором находятся те или иные учащиеся, способствует повышению эффективного взаимосотрудничества во время уроков.

2. Выбор форм образования для обеспечения сотрудничества на уроке и развития творчески одаренной личности. При планировании форм организации работы следует обеспечивать процесс максимального развития творчества и сотрудничества. Партнерские отношения между учителем и учениками предполагают совместный выбор способов контроля, коллективное составление зачетных и контрольных работ, отбор книг на внеклассное чтение, участие в ролевых играх, где учитель является «одним из….», определение сложностей заданий и т.д. В совместной работе по выбору форм и содержания урока проявляется основная идея педагогики сотрудничества: требовательное и уважительное отношение к учащимся и приоритет активных форм обучения.

3. Пробуждение интереса и любознательности. Деятельность учителя должна быть направлена на развитие интересов школьников к преподаваемому предмету. Необходим подбор материала, который способен привлечь ученика, возбудить чем-то значительным, привлекательным. Здесь уместно нестандартное начало урока (например, «вопросы к себе», «сканирование» текста, допуск преднамеренной логической ошибки, риторическое обращение или вопрос и т.д.). Учитель должен использовать все личностные качества, особенно суггестивность, то есть способность воздействовать на воображение, эмоции, подсознание ученика с целью пробуждения интереса. Немаловажным фактором является связь теории с практикой, следовательно, обязательно подтверждение практической значимости изучаемой темы.

4. Взаимное обучение субъектов учебного процесса. Недаром говорят: «Лучшее учение – это обучение других». Творчески работающий ученик способен вовлечь весь класс в интерактивную работу по усвоению содержания материала, даже если учитель в это время будет выполнять роль обыкновенного ученика. Эту роль каждый учитель должен «примерять» на себя достаточно часто, тем самым он выполняет ряд функций: 1) показывает серьезность и необходимость задания; 2) демонстрирует сопричастность; 3) дает возможность посмотреть другими глазами на участников образовательного процесса; 4) проявляет организаторские, коммуникативные и творческие способности учеников; 5) оказывает доверие.

5. Установление ассоциаций. Ассоциативные приемы развивают творческие задатки личности, память, остроту и образность мышления, воображение. Задание может выполняться в виде игры, где ученик выполняет роль «катализатора» и с помощью учителя развивает свои природные задатки. Ассоциации могут быть использованы для стимулирования мышления до того, как тема будет тщательно изучена. Это важнейшая форма мышления, которая ближе всего ассоциируется с тем, как работает наш мозг. В рамках сотрудничества педагог делится с учащимися своими кластерами, а значит, ученики получают доступ к знаниям, пониманиям и убеждениям педагога.

6. Укрепление и развитие памяти. Самая главная задача педагога – преодолеть зубрежку. Это возможно лишь путем постоянного развития памяти учащегося при помощи специальных приемов, разработанных психологами. Различные алгоритмы (например, для запоминания целых текстов или отдельных слов и определений) должны предлагать время от времени на своих уроках все педагоги. Если зубрежка разрушает память, формирует догматический стиль мышления, при котором человек способен предлагать только те идеи, которые у него есть в сознании, то упражнения на развитие памяти, внимания способствует активизации мыслительного процесса. Процесс совершенствования своего механизма и синхронности работы долговременной и оперативной памяти не займет много времени, кроме того, будет являться еще одним штрихом к совместной деятельности ученика и педагога, если последний вместе с ребятами пройдет все этапы упражнений. Это повысит эффективность общения учителя с учащимися.

7. Развитие речевой активности. Речевая активность – это речевая характеристика человека, которая предполагает общую активность человека, быстроту речевых реакций: умение извлекать главное в высказывании; выбор слов; построение синтаксических конструкций. «Высшая степень речевой активности проявляется в деятельности: в рассказывании, импровизации, в театральной деятельности, т.е. в изучении языка и в уместном использовании его богатств, его сокровищ» (М.Р. Львов). Учителю необходимо продумать задания, в процессе выполнения которых учащиеся могли бы общаться. Понятно, что эти задания ученики будут выполнять в парах, группах или командах. Следует помнить о наличии объективных или субъективных причинах (усталость, плохое самочувствие, безразличие к обсуждаемой проблеме и т.д.), из-за которых ученик проявляет низкую речевую активность. Задача учителя – помочь молчаливому, необщительному человеку раскрыться. Поэтому на уроке необходимо создать ситуацию заинтересованности, потребности к самовыражению. Чем выше речевая активность педагога, тем эффективнее общение. Поэтому учитель в первую очередь должен сам владеть определенными личностными качествами (такими как лабильность, аутентичность, коммуникабельность, риторичность, суггестивность, ассертивность, эмпатийность, толерантность) и развивать их в своих учениках.

8. Развитие умения слушать. Одним из труднейших видов речемыслительной деятельности является слушание. И ученику, и учителю необходимо сконцентрироваться на сущности обсуждаемого вопроса, не допускать посторонних мыслей, сосредоточиться только на той теме, о которой идет речь. Следует ненавязчиво напоминать ребятам золотое правило: если вы стремитесь быть хорошим собеседником, будьте внимательным слушателем. Чтобы быть интересным, нужно быть заинтересованным! Две фазы слушания – фазу поддержки и фазу комментирования – учитель должен демонстрировать в процессе урока, одновременно своим поведением обучая учащихся умению слушать. Прогноз предполагаемого разговора, его цели и планируемый результат обсуждаются в совместной беседе участников учебного процесса заранее. Слушание участников всегда должно быть мотивированным. Способы мотивации могут быть самыми разнообразными, так же, как и виды слушания: глобальное восприятие, детальное восприятие, критическое (или некритическое) восприятие. Процесс совместного слушания протекает во внутренней мыследеятельности и от его эффективности во многом зависит результативность других видов деятельности.

9. Анализ итогов работы. Рефлексия – это процесс самопознания человеком внутренних психических процессов и состояний. Очень важно научить детей самостоятельно определять причины успешной и неуспешной работы на уроке. Полезно приучать ученика проводить «интервью с самим собой», что даст возможность ему не потерять свое «Я» в процессе познания. Для большей результативности в рамках сотрудничества самоанализ своей работы на уроке представляет не только ученик, но и учитель, тем самым показывая важность этого умения. Высший уровень рефлексии – размышление о себе в деятельности. Педагог может предложить несколько способов рефлексивного анализа: индивидуальную рефлексию, рефлексию в группе своих товарищей, совместную рефлексию ученика и учителя. Акцент на свои действия и эмоции должен проводиться не только ради самоанализа, но и в первую очередь для планирования недостающих интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений.

Творческое сотрудничество всех субъектов учебного процесса – один из залогов успешного развития личности. Общение – сложный многомерный процесс, при котором происходит установление контракта между собеседниками, координация совместных действий, передача эмоциональных состояний. Знание и умелое использование приемов партнерского взаимоотношения окажет существенную помощь учителю в интеллектуальном развитии учащихся, в развитии их самостоятельности, в регулировании взаимоотношений с учениками, доброжелательности по отношению к учителю и друг к другу, наконец, в профессиональном развитии самого педагога. Учитель постоянно должен выступать в двух ролях: обучающего и ученика. Важно прочувствовать обе роли, только тогда можно активизировать учащихся на совместное творчество.


Библиографическая ссылка

Кабдолова С., Махметова С.Д. АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 30-31;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32922 (дата обращения: 24.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074