Педагогическая практика – форма обучения, в ходе которой происходит приобретение и осознание студентами опыта участия в реальном образовательном процессе с позиций учителя и классного руководителя.
В связи с этим основной целью учебно-воспитательной практики студентов-географов на IV курсе является подготовка современного высококвалифицированного специалиста в области географии, владеющего современными педагогическими технологиями, способного к творчеству, имеющего индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Среди особенностей данного вида практики можно отметить:
Проведение практики в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности учителя географии. Студенты получают возможность не только углубить и развить знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин географического и методического циклов, но и развить профессиональные умения и профессионально значимые качества личности.
Практика представляет собой целостный процесс: все ее компоненты и этапы подчинены одной цели – формированию профессиональной компетентности учителя географии как интегрального показателя уровня его профессионально-педагогической образованности, основы для его педагогического творчества.
Реализация развивающей функции педагогической практики возможна лишь при выполнении всех условий ее эффективной организации и активном участии самого студента.
Для повышения активности студентов в ходе практики в 2011/2012 уч.г. помимо индивидуальных консультаций была задействована работа с персональным сайтом «Учебная работа» начальника ОРЭО ФГБОУ ВПО «МГГУ» Саврасовой А.Н. (Режим доступа: http://savrasova2009.my1.ru), где студентам предоставлялась возможность задавать вопросы, обсуждать проблемы, делиться опытом работы в школе (рис. 1).
Рис. 1. Раздел «Методические рекомендации»: основные документы по практике
В основном работа студентов проходила на форумах (их было открыто три: форум для общих обсуждений, форум обсуждения итогов практики, форум для сдачи отчетных материалов по практике) (рис. 2), а также в разделе «Каталог учебных материалов» и «Фотоальбомы» (рис. 3).
Рис. 2. Основные форумы для обсуждений
Рис. 3. Раздел сайта «Фотоальбомы»: учебный альбом группы «География» (2012)
Анализируя результативность работы с сайтом, которая практиковалась в данной группе студентов впервые, можно отметить следующее: регистрацию на сайте прошли успешно 73 % (рис. 4), при этом интерес к работе на сайте проявили 55 % студентов (рис. 5).
Рис. 4. Успешность регистрации на сайте (количество студентов, в %)
Рис. 5. Интерес студентов к работе с сайтом в целом (количество студентов, в %)
Оценивая активность студентов при работе с документацией на сайте, можно отметить, что ежедневно сайт посещали 27 % студентов, в то время как для многих работа с сайтом требовала настроения (27 %) или особой необходимости (19 %) (рис. 6).
На основном форуме было создано несколько тем, где студенты могли обсуждать интересующие их проблемы: «Документы. Информация преподавателя», «Индивидуальная карта студента-практиканта», «Давайте начнем делиться впечатлениями…», «Самые интересные моменты на практике», «Наши фотоотчеты» (рис. 7).
Рис. 6. Оценка активности на сайте, в % (Как часто Вы посещали сайт?)
Рис. 7. Основные разделы Форума 1
Наибольшим интересом пользовался раздел «Давайте начнем делиться впечатлениями» (150 просмотров, 40 ответов), в то время как остальные темы имели от 26 до 101 просмотров и от 3 до 22 ответов (рис. 8).
Рис. 8. Показатели интереса студентов (по основным разделах, в %)
Это обусловлено тем, что именно этот раздел появился одним из первых в форуме, и многие студенты предпочли именно в этой теме обсуждать все проблемы практики, в том числе прикреплять документы. Зачастую возникали проблемы с формированием фотоальбома студенческих мероприятий, фотографии предпочтительнее прикреплялись в темах форума.
По результатам опроса студентов отмечено, что информацию удобнее размещать на сайте (рис. 9).
Рис. 9. Каким образом студентам удобнее размещать документы по практике (в %)
Обосновывая свой выбор, практиканты отметили следующее: выгодно получать информацию через сайт, т.к. «информация доступна сразу всем учащимся группы, есть возможность задать интересующие вопросы, обсудить задания, не выходя из дома», «можно забрать документы в удобное время», «есть возможность в любое время контактировать с администрацией по возникшему вопросу». Напротив, у некоторых студентов возникли трудности при работе с сайтом: «с компьютером, интернетом возможны неполадки, лучше передавать документы из рук в руки, имея возможность какие-то моменты оговорить», «не смогла самостоятельно зарегистрироваться на сайте, он отказывался загружать мои данные и выдавал ошибку».
Среди основных рекомендаций географы отметили следующее: необходимо «упростить регистрацию», «упростить отправку (прикрепление) сообщений», «что бы перед тем как отправить прикрепление не выскакивала надпись «введите пароль», «зарегистрировать на сайте всех методистов по практике, чтобы иметь возможность связи с ними через сайт». При этом около половины участников опроса (55 %) не смогли выразить свои пожелания и рекомендации по работе с сайтом.
Анализируя результативность работы с сайтом, необходимо отметить, что большой объем документов по практике (7 форм отчетности) весьма сложно обрабатывать вручную. Представляется уместным предоставление документов в электронном виде. Это заметно облегчает работу преподавателя и студента. Практикантам дается возможность предоставления документов через сайт, на котором можно в он-лайн режиме вносить коррективы в свои отчеты, выполняя работу над ошибками.
Библиографическая ссылка
Александрова Е.Ю., Маркина Е.Н. ЭЛЕМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 65-68;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32961 (дата обращения: 03.12.2024).