В организации внеучебной работы со студентами формируется система образовательно-воспитательных услуг, одновременно выполняющая несколько функций – обучающая, развивающая, контролирующая, дисциплинарная и т.д.
Следует отметить, что внеучебная работа со студентами в вузе имеет ряд характерных особенностей. Внеучебная работа связана теснейшим образом с учебным процессом. Это четко обозначено в Концепции профессионального воспитания Российского государственного профессионально-педагогического университета. Ее положения способствуют формированию конкурентноспособного специалиста, обладающего управленческими и профессиональными компетенциями и способного реализоваться на рынке труда, выполнению миссии Университета посредством организации таких мероприятий, которые содействуют повышению качества жизни студентов, стимулируют их интеллектуальное, этическое и личностное развитие, формируют атмосферу уважения и культурного разнообразия. Так успешной является та внеучебная работа, которая стимулирует интерес к знанию и учебе. Непосредственное участие в социальной адаптации студента к условиям ВУЗа принимает куратор, который знакомит его с правилами жизни в университете.
Кроме этого, кураторы проводят индивидуальную работу по выстраиванию структуры получения образования каждым студентом. Индивидуальная работа, включает в себя изучение интересов каждого студента, заполнение обширной информационной карты на студента, его представления о будущей профессии и будущей работе, о том, какие качества он хотел бы у себя развить в процессе учебы, чем он хотел бы заниматься в свободное время.
Еще одной формой интеграции учебного процесса и внеучебной работы являются приобретающие все большую популярность образовательные методики, которые основаны на «служении обществу». «Служение обществу» – это ценность, выдвигаемая в качестве основной, которая прививается в процессе учебы в университете. Во внеучебной работе интенсивно развиваются волонтерские программы, всяческую поддержку получают волонтерские студенческие организации. В учебный процесс начинают активно включать «безвозмездный труд», в котором очень заинтересован студент. Это говорит о том, что внеучебная работа способствует формированию социальных установок студента и его активному включению в общественную жизнь университета.
В последние годы все более распространенным становится разработка и осуществление лидерских программ. Лидерство, необходимость развития лидерских качеств рассматриваются как одна из основных задач высшей школы, которая способствует активной жизненной позиции студента, его профессиональных компетенций. Очень важную роль они играют в формировании будущего профессионала-управленца. Так филиал РГППУ в г. Первоуральске активно принимает участие в конкурсе социально-значимых проектов «Моя инициатива в образовании» г. Екатеринбурга, г. Санкт-Петербурга. Два года подряд студенты являются победителями. Разработанные студентами проекты (социальный проект «Кто, если не мы?!», патриотический проект «Помнить, чтобы жить!») имеют практико-ориентированный характер.
Из числа студентов филиала создана и работала на Выборах депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 14 марта 2010 года молодежная избирательная комиссия. Студенты также приняли участие в областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов высших учебных заведений по вопросам применения избирательного законодательства. И как результат – 3 премия и дипломы лауреатов.
Внеучебная деятельность влияет на внутренний мир человека. Она учит важности и ценности служения обществу, гражданской ответственности и этики. Она даёт возможность практиковать личностную гражданскую ответственность и развивать такие качества, как честность, гражданское самосознание, сострадание, осознание ценности культурного разнообразия и т.д. Все эти способности и качества, развивающиеся высшим образованием, помогают личности быть готовой к встрече с трудностями нового постиндустриального века.
До настоящего времени студенческая жизнь протекала хаотично, но тем не менее она организовывалась незначительным количеством энтузиастов и штатных преподавателей и сводилась более к пассивному участию большинства в зрелищных мероприятиях. Поэтому первым шагом к системной организации воспитательной работы стал анализ ситуации, выявление потенциальных возможностей студенчества и формирование студенческого актива на основе личных мотиваций. В частности, были выявлены следующие факторы:
1. Значительная часть студентов (более 50 % на старших курсах) испытывают хронический недостаток свободного времени, невысокой материальной обеспеченностью, вынуждающей к совмещению учебы и работы.
2. Тем не менее, подавляющее большинство студентов младших курсов при анкетировании выразили желание активно заниматься внеучебной деятельностью, имеют свое хобби и некоторый опыт организаторской и исполнительской деятельности.
3. При собеседовании со студентами 4-х курсов многие из них выражали сожаление, что их не вовлекали персонально в какие-то иные сферы деятельности помимо учебной, в результате чего сформировался стойкий комплекс равнодушия и пассивности в стенах филиала. Особенно рельефно эта потребительская позиция проявляется у студентов внебюджетной формы обучения (нечто похожее на кредо: «мы вам платим, вы для нас и делайте»).
4. Позиция некоторых студентов сводится к нерешительному «хочу, но боюсь».
5. Главная причина – нет мотивации.
Но для организации любого такого процесса нужен хотя бы минимальный круг единомышленников, обладающих в какой-то степени творческими, организаторскими или исполнительскими способностями, в основе которых лежит устойчивый личный интерес и который должен сыграть роль катализатора химической реакции.
Таким объединением в филиале РГППУ является студенческий совет
Направления студенческого совета следующие:
Отдел контроля за качеством образования и организации учебно-профессионального образования.
Отдел студенческой общественной деятельности
Отдел культурно-просветительской деятельности
Отдел информационной поддержки
Отдел ЗОЖ
Можно привести еще ряд примеров, но главным результатом такого подхода, на наш взгляд, служит принцип, в некотором роде являющийся аналогом идеи «спортизации» физического воспитания: не так важно, какой двигательной деятельностью занимается человек, важно то, что он при этом физически развивается и делает это по собственному желанию. В нашем случае – это процесс активизации внутренних побуждений и развитие его до уровня навыков и высокой самооценки. В настоящее время общественной деятельностью в филиале на достаточно постоянной основе занимается примерно каждый восьмой студент.
Для создания устойчивых мотивов активной деятельности стал принцип, которому настойчиво требовал следовать знаменитый Н.И. Пирогов: «Центральное место в учебно-воспитательном процессе должно занимать специфическое, формирующее и воспитывающее педагогическое общение преподавателя и студентов».
Важным фактором активизации творческой (а в данном случае и исполнительской) деятельности является публичное признание каких-либо достижений. Значительную роль в формировании мотивационной творческой атмосферы вуза начинают играть такие факторы, как публикации в городских СМИ, оперативные «молнии», размещение фотографии на стенде «Лучшие студены», а также награждение памятными оригинальными грамотами отличившихся в жизни филиала при подведении итогов соревнования групп и на Дне знаний.
Кроме того, знание о достижениях сверстников также является значительным побуждающим к действиям и творчеству фактором, сочетающим соревновательный стимул и процесс инициирования идей. В настоящее время усиливаются связи студенческих организаций с коллективами других учебных заведений города, в том числе технических, с городскими молодежными организациями, расширяющими сферу интересов до масштабов города, области и т.д., а в самых ближайших планах – и с вузами других городов.
Пока в филиал приходят такие парни и девчата с чуткими горячими сердцами, нам под силу вер шить великие дела и зажигать других, тех, кто рядом. Главное – быть вместе преподавателям и студентам.
Таким образом, включение в общественную жизнь способствует развитию таких качеств как, принадлежности к сообществу, гордость за достижения сообщества, реализации себя. Этот процесс по сути закладывает основу развития гражданских чувств, отношений, ценностей, демократического образа жизни.
Студенты, участвующие в общественной жизни университета, становятся более коммуникабельными, приобретают навыки самоорганизации и берут ответственность не только за себя, но и за других. Общественная жизнь студентов реализуется в практической деятельности, что можно рассматривать как педагогическую практику в рамках вуза. Следовательно, общественную жизнь можно рассматривать как одно из непременных условий социализации студентов в ВУЗе, воспитание качеств лидера, профессиональных компетенций, подготовки будущего педагога профессионального обучения. Так как полученные студентами компетенции, приобретенные в результате их вовлечения в общественную жизнь университета, будут ретранслированы и приумножены в их профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Шабурова А.И. ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФИЛИАЛЕ ФГАОУ ВПО РГППУ В Г. ПЕРВОУРАЛЬСКЕ) // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 89-91;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32977 (дата обращения: 31.10.2024).