Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, у детей резко снижаются коммуникативные способности. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей. В этих условиях одним из приоритетных направлений является организация воспитательной работы с детским и взрослым населением в микрорайонах. Одним из типов таких учреждений является клуб по месту жительства.
Клубы по месту жительства сегодня ориентированы на создание организационных, социально-экономических и педагогических условий для социального становления, саморазвития и самореализации детей и подростков. Главная цель клубов – способствование формированию и становлению личности детей и подростков его посещающих. Клубы ведут активную работу с детьми различных категорий: как с детьми, не имеющими проблем в социализации, так и с детьми из неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и т.д. Вся работа в клубах ведется, как правило, на бесплатной основе.
И.В. Воробьева – один из авторов статьи – является педагогом-организатором клуба по месту жительства «Алые паруса» г. Шуя. Этот клуб один из самых маленьких, он находится в трехкомнатной квартире. Но, не смотря на небольшую площадь клуба, его посещает около 70 ребят из нашего и соседних районов города.
Ежедневно жизнь клуба наполняется различными событиями, постоянно в клуб приходят новые ребята. Часто в своей работе педагоги сталкиваются с личными проблемами ребят, и помогают им преодолеть барьеры в общении, уладить семейные конфликты, учат дружить и проводить время всем вместе без конфликтов и недопонимания. Самим педагогам свойственен творческий подход к организации работы в клубе. В связи с этим, и, руководствуясь желаниями сделать работу клуба ещё более интересной и полезной для детей, а также привлечь в клуб новых ребят, И.В.Воробьёва решила разработать проект модернизации клуба по месту жительства.
Для этого среди детей и подростков клуба было проведено анкетирование, направленное на выявление их интересов и досуговых потребностей. Анкета включала вопросы по следующим темам: зачем дети приходят в клуб, что больше всего нравится в его работе, чего не хватает; какие познавательные, развлекательных, спортивные мероприятия больше всего предпочтительнее для детей; нужна ли в деятельности клуба работа с семьей, и в каких мероприятиях дети хотели бы поучаствовать вместе с родителями; готовы ли дети принимать участие в жизни добровольного отряда, и какой вид деятельности больше всего приемлем; что бы ты изменил в работе клуба, если бы стал его руководителем; каким клуб дети видят в будущем.
В результате проведённого исследования, были выявлены следующие проблемы и потребности:
1. Клуб должен осуществлять свою работу, при этом необходимо увеличить количество рабочих дней и организовывать лагерные смены во все школьные каникулы, не только летние.
2. Ребята готовы принимать в работу клуба не только детей своего возраста (8-13 – основной возраст детей и подростков, которые посещают КМЖ «Алые паруса»), а детей и молодых людей в возрасте от 3 до 18 лет.
3. Дети согласны с тем, что клуб должен привлекать к своей работе их родителей, бабушек, дедушек и т.д., и с удовольствием будут принимать участие в мероприятиях совместно с родителями.
4. Клуб по-прежнему должен организовывать для ребят познавательные, развлекательные мероприятия. Причем в большей части они должны быть о спорте, природе, городах и странах, о профилактике вредных привычек. Ребятам хочется, чтобы в клубе чаще проходили дискотеки и мероприятия с использованием юмора.
5. Ребята желают, чтобы для них осуществлялось больше экскурсий, выходов в кино, поездок в разные города.
6. Если в клубе будет действовать добровольный (волонтерский) отряд – почти все дети готовы принимать в участие в его работе. И в первую очередь, для них предпочтительны уборка приклубной территории и помощь детским домам в сборе игрушек, необходимых средств.
7. Все опрошенные считают, что клуб нуждается в расширении его площади, в дополнительном техническом оснащении: приобретении компьютера, плазменного телевизора 3D, мультимедийного проектора.
Активность и заинтересованность детей и родителей в анкетировании позволила сделать их практически соавторами проекта, имеющего в своём содержании все предложения детей и родителей. Социально-педагогический проект модернизации клуба по месту жительства «Алые паруса» рассчитан на 11 месяцев, с 01.10.12 по 01.09.13, для его реализации потребуется 910 867руб. Реализация данного проекта предполагает увеличение числа детей и подростков, посещающих КМЖ «Алые паруса», привлечение спонсоров к работе клуба, а главное: удовлетворение интересов и желаний детей.
Сегодня мы находимся на этапе реализации проекта. За 3 месяца уже многое в работе клуба осуществилось. За это время в газете «Шуйские известия» было опубликовано 2 статьи, которые привели в клуб 4 новых человек. Изменился график работы клуба, в соответствии с пожеланиями детей и родителей. Клуб активно начал вести работу с семьей: начало свою работу с 03.10.2012 объединение «Мама + малыш», его уже посещают 4 семьи; проведено два конкурса семейных сочинений и фотографий «Семья – как много в этом слове» и «Моя милая мамочка», приуроченный ко дню Матери; родители активно помогали в подготовке Новогоднего праздника. Мама одной из девочек занялась пошивом костюмов Деда Мороза и Снегурочки, а один из пап сыграл роль Дедушки Мороза. Стала разнообразнее и активнее программа развлекательных и познавательных мероприятий: к празднику Halloween, все ребята добросовестно и тщательно подготовились, каждый был в необыкновенном костюме. Каждую пятницу в клубе проходит мероприятие под названием «На воздушном шаре», где каждый раз на нашем «воздушном шаре» мы путешествуем по разным странам и городам. Клуб начал сотрудничать с кинотеатром Родина и уже на Новый год каждый из ребят получит пригласительный билет в кино.
Наш опыт работы в клубах по месту жительства, тесное общение с детьми, которые посещают наш клуб, и их родителями, показывает, что учреждения такого типа чрезвычайно востребованы. Клуб по месту жительства – это реальная возможность педагогизировать среду и социум, в которых непосредственно живёт ребёнок. Пространство свободного времени – это пространство свободное от принуждения, а значит открытое к саморазвитию и самосовершенствованию личности ребёнка. Воспитательный потенциал клубов по месту жительства огромен, и как показывает практика, обеспечен в реализации творчеством и профессионализмом педагогов. Необходимым условием является поддержка государства: создание большего количества клубов, а не сокращение;. увеличение финансирования клубов. Всё это позволит снять угрозу расширения категории «детей улицы», и приведёт к изменению атмосферы во дворах и на улицах, в умах и сердцах нового поколения россиян. За нами будущее!
Библиографическая ссылка
Воробьева И.В., Машевская С.М. «АЛЫЕ ПАРУСА»: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ КЛУБА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 173-174;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33054 (дата обращения: 03.12.2024).