Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

О ПРИЧИНАХ ПРОПУСКОВ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТАМИ

Веревкина А.А. 1 Прокопенко Л.А. 1
1 Технический институт, филиал ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет»

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодежи, так как сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Нынешние студенты – это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации.

Несмотря на важность укрепления здоровья и решение данной проблемы со стороны государства – введением в программы высшей школы занятий по физической культуре, студенты нашего института пропускают занятия.

В связи с чем, нами была поставлена цель исследования – выявить причины пропуска занятий по физической культуре студентами.

Для реализации поставленной цели в задачи исследования входит изучение следующих вопросов:

– отношение студентов к занятиям физической культурой;

– изучение причин пропусков занятий по физической культуре;

– разработка рекомендаций по повышению посещаемости занятий.

Объект исследования: занятия по физической культуре. Предмет исследования: причины пропусков занятий по физической культуре студентами.

Для проведения исследования, мы подготовили 10 вопросов, которые позволили определить:

Общие данные об участниках анкетирования.

Отношение студентов к занятиям по физической культуре (ФК).

Частота заболеваемости студентов.

Причины пропусков занятий по ФК студентами.

В тестировании приняли участие 65 студентов гуманитарного направления Технического института (филиала) «Северо-Восточного федерального университета», в том числе – 24 юноши и 41 девушка, с 1-го по 3-ий курсы. Из них 24 % совмещают учебу с работой.

Для выявления отношения студентов к занятиям физической культурой мы задали вопрос: «Нравятся ли Вам занятия по ФК?», и получили следующие результаты: большинство из опрошенных (60 %) ответили положительно, далее 22 % составил вариант «Да, но могло бы быть и лучше», 14 % опрошенных ответили «Не очень», и 4 % ответили отрицательно.

Возраст респондентов так же оказался достаточно значимым при рассмотрении представлений о причинах пропусков занятий студентами. Для участников исследования, обучающихся на 1-2 курсах вуза, наиболее характерно пропускать занятия, чем для студентов 3-го курса. Это свидетельствует о том, что студенты младших курсов в большинстве своем не уделяют серьезного внимания своему здоровью. Студенты 3-го курса имеют уже более ответственный подход к занятиям, так как уже ориентированы на регулярные виды деятельности, направленные на постоянное поддержание формы, занятия спортом и здоровый образ жизни.

Интересная зависимость была выявлена при анализе данных по группам студентов, имеющих различные уровни успеваемости. Так, по данным исследования можно говорить о том, что наиболее усердные студенты, имеющие, как правило, более высокие оценки, чаще занимаются физкультурой и спортом, чем студенты с «низкой успеваемостью». Студенты с высокой успеваемостью ответили следующим образом: «не пропускаю занятия» – 8 %, «редко пропускаю» – 92 %, «часто пропускаю» – 0 %. Студенты со средней успеваемостью – 14, 55, 31 % соответственно, с низкой успеваемостью – 0, 45, 55 %.

Так же нас интересовала частота заболеваемости наших студентов, так как это может быть напрямую связано с пропусками занятий, поэтому мы включили в анкету вопрос «Как часто Вы болеете?» и получили следующие результаты. «Не болею» – 20 % ответов, «Очень редко болею» – 65 %, «Часто болею» – 15 %.

В итоге мы выяснили, что такие факторы как уровень заболеваемости, совмещение учебы с работой, или отношение к занятиям ФК не являются основными причинами пропусков занятий по физической культуре. Поэтому в ходе предварительного опроса студентов нами был составлен список из наиболее «популярных» причин непосещения занятий по ФК (таблица). Ответы нами расположены в соответствии с уровнем влияния причин: от более до менее влияющих.

Причины, влияющие на посещение занятий по ФК

Причины

Да,

повлияло

Скорее

повлия-ло

Скорее

не повлияло

Не

повлияло

1) Если у Вас появились срочные дела

46 %

34 %

8 %

12 %

2) Вы проспали

35 %

14 %

9 %

42 %

3) Если Вам нужно присмотреть за своим ребенком (братом/ сестрой)

35 %

26 %

9 %

30 %

4) Если Вам необходимо сдать задолженности по учебе

31 %

35 %

2 %

32 %

5) Если у Вас заболели родители

30 %

28 %

14 %

28 %

6) У Вас неудобное расписание занятий

29 %

23 %

30 %

18 %

7) Вы совмещаете работу с учебой

22 %

18 %

30 %

30 %

8) Вы поздно пришли с вечеринки

15 %

8 %

18 %

59 %

9) Если у Вас возникла транспортная проблема

14 %

17 %

14 %

55 %

10) У Вас большая общественная нагрузка

9 %

12 %

12 %

67 %

11) Вы почувствовали легкое

недомогание

8 %

23 %

32 %

37 %

12) Вам нечего одеть на занятие по ФК

8 %

9 %

22 %

61 %

13) Ваш(а) друг(подруга) уходит с пары

2 %

3 %

15 %

80 %

В заключение исследования можно сделать вывод, что существенных причин пропусков занятий по физической культуре у студентов нет, так как наиболее распространенные из них являются неуважительными и второстепенными. Так же мы считаем, что уместно будет выделить следующие рекомендации по повышению посещаемости занятий для самих студентов:

Научитесь планировать свою деятельность, распределять свое время.

Сдавайте вовремя задолженности по учебе, а лучше не накапливайте их.

Повышайте свой уровень ответственности и самоорганизации.

Организуйте правильно свой активный отдых, что предусматривает чередование умственной и физической деятельности и полностью восстанавливает работоспособность человека.


Библиографическая ссылка

Веревкина А.А., Прокопенко Л.А. О ПРИЧИНАХ ПРОПУСКОВ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТАМИ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 198-199;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33081 (дата обращения: 24.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074