Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодежи, так как сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Нынешние студенты – это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации.
Несмотря на важность укрепления здоровья и решение данной проблемы со стороны государства – введением в программы высшей школы занятий по физической культуре, студенты нашего института пропускают занятия.
В связи с чем, нами была поставлена цель исследования – выявить причины пропуска занятий по физической культуре студентами.
Для реализации поставленной цели в задачи исследования входит изучение следующих вопросов:
– отношение студентов к занятиям физической культурой;
– изучение причин пропусков занятий по физической культуре;
– разработка рекомендаций по повышению посещаемости занятий.
Объект исследования: занятия по физической культуре. Предмет исследования: причины пропусков занятий по физической культуре студентами.
Для проведения исследования, мы подготовили 10 вопросов, которые позволили определить:
Общие данные об участниках анкетирования.
Отношение студентов к занятиям по физической культуре (ФК).
Частота заболеваемости студентов.
Причины пропусков занятий по ФК студентами.
В тестировании приняли участие 65 студентов гуманитарного направления Технического института (филиала) «Северо-Восточного федерального университета», в том числе – 24 юноши и 41 девушка, с 1-го по 3-ий курсы. Из них 24 % совмещают учебу с работой.
Для выявления отношения студентов к занятиям физической культурой мы задали вопрос: «Нравятся ли Вам занятия по ФК?», и получили следующие результаты: большинство из опрошенных (60 %) ответили положительно, далее 22 % составил вариант «Да, но могло бы быть и лучше», 14 % опрошенных ответили «Не очень», и 4 % ответили отрицательно.
Возраст респондентов так же оказался достаточно значимым при рассмотрении представлений о причинах пропусков занятий студентами. Для участников исследования, обучающихся на 1-2 курсах вуза, наиболее характерно пропускать занятия, чем для студентов 3-го курса. Это свидетельствует о том, что студенты младших курсов в большинстве своем не уделяют серьезного внимания своему здоровью. Студенты 3-го курса имеют уже более ответственный подход к занятиям, так как уже ориентированы на регулярные виды деятельности, направленные на постоянное поддержание формы, занятия спортом и здоровый образ жизни.
Интересная зависимость была выявлена при анализе данных по группам студентов, имеющих различные уровни успеваемости. Так, по данным исследования можно говорить о том, что наиболее усердные студенты, имеющие, как правило, более высокие оценки, чаще занимаются физкультурой и спортом, чем студенты с «низкой успеваемостью». Студенты с высокой успеваемостью ответили следующим образом: «не пропускаю занятия» – 8 %, «редко пропускаю» – 92 %, «часто пропускаю» – 0 %. Студенты со средней успеваемостью – 14, 55, 31 % соответственно, с низкой успеваемостью – 0, 45, 55 %.
Так же нас интересовала частота заболеваемости наших студентов, так как это может быть напрямую связано с пропусками занятий, поэтому мы включили в анкету вопрос «Как часто Вы болеете?» и получили следующие результаты. «Не болею» – 20 % ответов, «Очень редко болею» – 65 %, «Часто болею» – 15 %.
В итоге мы выяснили, что такие факторы как уровень заболеваемости, совмещение учебы с работой, или отношение к занятиям ФК не являются основными причинами пропусков занятий по физической культуре. Поэтому в ходе предварительного опроса студентов нами был составлен список из наиболее «популярных» причин непосещения занятий по ФК (таблица). Ответы нами расположены в соответствии с уровнем влияния причин: от более до менее влияющих.
Причины, влияющие на посещение занятий по ФК
Причины |
Да, повлияло |
Скорее повлия-ло |
Скорее не повлияло |
Не повлияло |
1) Если у Вас появились срочные дела |
46 % |
34 % |
8 % |
12 % |
2) Вы проспали |
35 % |
14 % |
9 % |
42 % |
3) Если Вам нужно присмотреть за своим ребенком (братом/ сестрой) |
35 % |
26 % |
9 % |
30 % |
4) Если Вам необходимо сдать задолженности по учебе |
31 % |
35 % |
2 % |
32 % |
5) Если у Вас заболели родители |
30 % |
28 % |
14 % |
28 % |
6) У Вас неудобное расписание занятий |
29 % |
23 % |
30 % |
18 % |
7) Вы совмещаете работу с учебой |
22 % |
18 % |
30 % |
30 % |
8) Вы поздно пришли с вечеринки |
15 % |
8 % |
18 % |
59 % |
9) Если у Вас возникла транспортная проблема |
14 % |
17 % |
14 % |
55 % |
10) У Вас большая общественная нагрузка |
9 % |
12 % |
12 % |
67 % |
11) Вы почувствовали легкое недомогание |
8 % |
23 % |
32 % |
37 % |
12) Вам нечего одеть на занятие по ФК |
8 % |
9 % |
22 % |
61 % |
13) Ваш(а) друг(подруга) уходит с пары |
2 % |
3 % |
15 % |
80 % |
В заключение исследования можно сделать вывод, что существенных причин пропусков занятий по физической культуре у студентов нет, так как наиболее распространенные из них являются неуважительными и второстепенными. Так же мы считаем, что уместно будет выделить следующие рекомендации по повышению посещаемости занятий для самих студентов:
Научитесь планировать свою деятельность, распределять свое время.
Сдавайте вовремя задолженности по учебе, а лучше не накапливайте их.
Повышайте свой уровень ответственности и самоорганизации.
Организуйте правильно свой активный отдых, что предусматривает чередование умственной и физической деятельности и полностью восстанавливает работоспособность человека.
Библиографическая ссылка
Веревкина А.А., Прокопенко Л.А. О ПРИЧИНАХ ПРОПУСКОВ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТАМИ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 198-199;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33081 (дата обращения: 03.12.2024).