Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодежи, так как сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Нынешние студенты – это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации.
Несмотря на важность укрепления здоровья и решение данной проблемы со стороны государства – введением в программы высшей школы занятий по физической культуре, студенты нашего института пропускают занятия.
В связи с чем, нами была поставлена цель исследования – выявить причины пропуска занятий по физической культуре студентами.
Для реализации поставленной цели в задачи исследования входит изучение следующих вопросов:
– отношение студентов к занятиям физической культурой;
– изучение причин пропусков занятий по физической культуре;
– разработка рекомендаций по повышению посещаемости занятий.
Объект исследования: занятия по физической культуре. Предмет исследования: причины пропусков занятий по физической культуре студентами.
Для проведения исследования, мы подготовили 10 вопросов, которые позволили определить:
Общие данные об участниках анкетирования.
Отношение студентов к занятиям по физической культуре (ФК).
Частота заболеваемости студентов.
Причины пропусков занятий по ФК студентами.
В тестировании приняли участие 65 студентов гуманитарного направления Технического института (филиала) «Северо-Восточного федерального университета», в том числе – 24 юноши и 41 девушка, с 1-го по 3-ий курсы. Из них 24 % совмещают учебу с работой.
Для выявления отношения студентов к занятиям физической культурой мы задали вопрос: «Нравятся ли Вам занятия по ФК?», и получили следующие результаты: большинство из опрошенных (60 %) ответили положительно, далее 22 % составил вариант «Да, но могло бы быть и лучше», 14 % опрошенных ответили «Не очень», и 4 % ответили отрицательно.
Возраст респондентов так же оказался достаточно значимым при рассмотрении представлений о причинах пропусков занятий студентами. Для участников исследования, обучающихся на 1-2 курсах вуза, наиболее характерно пропускать занятия, чем для студентов 3-го курса. Это свидетельствует о том, что студенты младших курсов в большинстве своем не уделяют серьезного внимания своему здоровью. Студенты 3-го курса имеют уже более ответственный подход к занятиям, так как уже ориентированы на регулярные виды деятельности, направленные на постоянное поддержание формы, занятия спортом и здоровый образ жизни.
Интересная зависимость была выявлена при анализе данных по группам студентов, имеющих различные уровни успеваемости. Так, по данным исследования можно говорить о том, что наиболее усердные студенты, имеющие, как правило, более высокие оценки, чаще занимаются физкультурой и спортом, чем студенты с «низкой успеваемостью». Студенты с высокой успеваемостью ответили следующим образом: «не пропускаю занятия» – 8 %, «редко пропускаю» – 92 %, «часто пропускаю» – 0 %. Студенты со средней успеваемостью – 14, 55, 31 % соответственно, с низкой успеваемостью – 0, 45, 55 %.
Так же нас интересовала частота заболеваемости наших студентов, так как это может быть напрямую связано с пропусками занятий, поэтому мы включили в анкету вопрос «Как часто Вы болеете?» и получили следующие результаты. «Не болею» – 20 % ответов, «Очень редко болею» – 65 %, «Часто болею» – 15 %.
В итоге мы выяснили, что такие факторы как уровень заболеваемости, совмещение учебы с работой, или отношение к занятиям ФК не являются основными причинами пропусков занятий по физической культуре. Поэтому в ходе предварительного опроса студентов нами был составлен список из наиболее «популярных» причин непосещения занятий по ФК (таблица). Ответы нами расположены в соответствии с уровнем влияния причин: от более до менее влияющих.
Причины, влияющие на посещение занятий по ФК
| 
			 Причины  | 
			
			 Да, повлияло  | 
			
			 Скорее повлия-ло  | 
			
			 Скорее не повлияло  | 
			
			 Не повлияло  | 
		
| 
			 1) Если у Вас появились срочные дела  | 
			
			 46 %  | 
			
			 34 %  | 
			
			 8 %  | 
			
			 12 %  | 
		
| 
			 2) Вы проспали  | 
			
			 35 %  | 
			
			 14 %  | 
			
			 9 %  | 
			
			 42 %  | 
		
| 
			 3) Если Вам нужно присмотреть за своим ребенком (братом/ сестрой)  | 
			
			 35 %  | 
			
			 26 %  | 
			
			 9 %  | 
			
			 30 %  | 
		
| 
			 4) Если Вам необходимо сдать задолженности по учебе  | 
			
			 31 %  | 
			
			 35 %  | 
			
			 2 %  | 
			
			 32 %  | 
		
| 
			 5) Если у Вас заболели родители  | 
			
			 30 %  | 
			
			 28 %  | 
			
			 14 %  | 
			
			 28 %  | 
		
| 
			 6) У Вас неудобное расписание занятий  | 
			
			 29 %  | 
			
			 23 %  | 
			
			 30 %  | 
			
			 18 %  | 
		
| 
			 7) Вы совмещаете работу с учебой  | 
			
			 22 %  | 
			
			 18 %  | 
			
			 30 %  | 
			
			 30 %  | 
		
| 
			 8) Вы поздно пришли с вечеринки  | 
			
			 15 %  | 
			
			 8 %  | 
			
			 18 %  | 
			
			 59 %  | 
		
| 
			 9) Если у Вас возникла транспортная проблема  | 
			
			 14 %  | 
			
			 17 %  | 
			
			 14 %  | 
			
			 55 %  | 
		
| 
			 10) У Вас большая общественная нагрузка  | 
			
			 9 %  | 
			
			 12 %  | 
			
			 12 %  | 
			
			 67 %  | 
		
| 
			 11) Вы почувствовали легкое недомогание  | 
			
			 8 %  | 
			
			 23 %  | 
			
			 32 %  | 
			
			 37 %  | 
		
| 
			 12) Вам нечего одеть на занятие по ФК  | 
			
			 8 %  | 
			
			 9 %  | 
			
			 22 %  | 
			
			 61 %  | 
		
| 
			 13) Ваш(а) друг(подруга) уходит с пары  | 
			
			 2 %  | 
			
			 3 %  | 
			
			 15 %  | 
			
			 80 %  | 
		
В заключение исследования можно сделать вывод, что существенных причин пропусков занятий по физической культуре у студентов нет, так как наиболее распространенные из них являются неуважительными и второстепенными. Так же мы считаем, что уместно будет выделить следующие рекомендации по повышению посещаемости занятий для самих студентов:
Научитесь планировать свою деятельность, распределять свое время.
Сдавайте вовремя задолженности по учебе, а лучше не накапливайте их.
Повышайте свой уровень ответственности и самоорганизации.
Организуйте правильно свой активный отдых, что предусматривает чередование умственной и физической деятельности и полностью восстанавливает работоспособность человека.
Библиографическая ссылка
Веревкина А.А., Прокопенко Л.А. О ПРИЧИНАХ ПРОПУСКОВ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТАМИ // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 198-199;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33081 (дата обращения: 04.11.2025).



