Двадцать первый век характеризуется глобальными переменами, динамизмом и ускорением. На образ жизни человека, как и на использование, им времени, влияют изменения в технике, технологиях, образовании, доходах. Облик современного студента тоже очень изменился. Он чаще всего сталкивается с проблемой жесточайшей нехватки времени. Сейчас многие студенты попросту становятся жертвами современного ритма жизни, который ускоряется с каждым годом и требует от молодежи пересмотра своих временных ресурсов. Но в сутках, по-прежнему 24 часа, а сделать предстоит очень много!
Поэтому, именно проблема рационального использования свободного времени, особенно остро стоит в молодежной среде, потому что именно эта часть общества, обладая значительным свободным временем, страдает от неумения правильно распорядиться им.
В 2011 г. мы провели опрос среди студентов инженерных специальностей очного отделения. В исследовании приняли участие 62 человека, с первого по пятый курсы.
Цель нашего исследования – определить структуру бюджета времени жизнедеятельности и формы досуга студентов.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
определить бюджет времени студентов в учебные и выходные дни;
изучить особенности досуга студентов, определить круг их интересов.
Объект исследования: бюджет времени и формы досуга.
Предмет исследования: структура бюджета времени и формы досуга студентов вуза.
Для проведения исследования мы подготовили вопросы, которые условно разделили на три группы:
1. социально-демографическая характеристика студентов;
2. особенности бюджета времени студентов в недельном цикле (в учебные и выходные дни);
3. формы досуга.
Из 62 будущих инженеров юношей и девушек оказалось ровно поровну. Из них 8 % состоят в браке, и только 6 % имеют детей. 63 % опрошенных студентов живут дома с родителями, 14 % – в общежитии, 10 % – снимают квартиру. Остальные или имеют собственное жильё, или живут с мужем и женой.
Таким образом, только 24 % респондентов (живущих в общежитии или снимающих квартиру) целиком взваливают на себя бытовые проблемы. У тех, кто живёт с родителями, обязанностей по дому неизмеримо меньше.
Режим дня как нормативная основа жизнедеятельности является общим для всех студентов и предусматривает определённое время для учёбы, отдыха, приёма пищи и сна и др. [1]. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Установлено, что студенты, соблюдающие режим, имеют достаточно свободного времени, в среднем от 2 до 4, а некоторые – более 5 часов. У этих студентов находится время на общественную работу, занятия физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью, хобби [3].
Для того чтобы узнать, как тратят своё время студенты разных курсов в учебные и выходной день, мы попросили их указать, сколько времени они тратят на самые характерные виды деятельности в неделю. Распределение ответов представлено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение недельного бюджета времени студентов в учебные и выходные дни
Деятельность |
Распределение времени в |
В среднем |
|
учеб.дни |
выходные |
||
Учёба |
22 % |
10 % |
16 % |
Досуг |
17 % |
19 % |
18 % |
Сон |
31 % |
37 % |
34 % |
Работа |
10 % |
12 % |
11 % |
Самообслуживание |
10 % |
12 % |
11 % |
Общественная деятельность |
4 % |
6 % |
5 % |
Физическая культура и спорт |
6 % |
4 % |
5 % |
Так, по данным нашего исследования бюджет времени студентов 1-5 курсов состоит из учебного времени, что составляет 22 % недельного бюджета, и внеучебного времени, что составляет 78 %.
Значительный удельный вес в бюджете времени студентов занимает восстановление сил, проявляющееся в виде сна (среднее время, отводимое студентом на сон – 8 часов). Жизнь студенчества очень насыщенная и активная, для выполнения всех необходимых заданий и дел, требуется большое количество сил, которые в полной мере можно восстановить во время отдыха ночью.
Достаточно много времени уходит на развлечение и проведение досуга – 18 % (4 часа в среднем), причем в выходной день на это тратится больше времени, нежели в учебный. Так, 4,5 часов студенты проводят, отдыхая в воскресный день, и 4 часа для того же рода деятельности – во время учебной недели. Как известно, жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение.
Третье место в бюджете времени студентов занимает время, расходуемое на учебу. В среднем студент тратит на посещение учебных занятий 5 часов ежедневно, на выполнение домашних заданий – около часа (в зависимости от степени загруженности учебным процессом). Что же касается выходного дня, то общее время, затраченное на учебу – 2 часа (в зависимости от курса эта цифра меняется).
Как уже отмечалось ранее, занятость современного студента существенно изменилась. Невозможность прожить на стипендию, необходимость зарабатывать деньги, большие учебные нагрузки, домашние хлопоты, работа и т.п. скорректировали общую структуру бюджета времени. Поэтому нами была выдела ещё одна составляющая – работа. В среднем на ее выполнение требуется ежедневно 3 часа (11 % недельного бюджета). Сюда относится занятость на предприятии или фирме, так и домашние заботы. Такое же количество времени необходимо студентам на самообслуживание (личная гигиена, питание). В среднем: и в будни, и в выходные дни на это тратится 3 часа от общего бюджета времени.
Спортивная и общественная составляющие жизнедеятельности студентов занимают по 5 % общего времени, что составляет примерно один час в день. Этот показатель, наглядно указывает на то, что студенты мало времени уделяют активной жизни и на наличие превосходства пассивного отдыха в студенческой среде.
Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь студенту реализовать то лучшее, что в нем есть. В этой связи выделяют реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг. Реальный досуг – это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, часто приводящее к асоциальным поступкам [2].
Организация и содержание досуга студентов характеризуют культурный облик личности и её включённость в здоровый образ жизни. Для измерения показателя предпочтительного способа проведения свободного времени задавался вопрос: «Какие формы досуга включены в ваш недельный бюджет?». Студентам требовалось указать наиболее предпочтительные варианты. Распределение ответов на данный вопрос представлено в табл. 2.
Таблица 2
Формы студенческого досуга студентов 1-5 курсов по иерархии ценностней
№ п/п |
Качества (ценности) |
% ответов |
1 |
Наиболее привычные Прослушивание музыки, радио Просмотр телевизионных передач Занятия физкультурой, спортом, туризмом |
84 74 60 |
2 |
Встречающиеся Пассивный отдых Чтение художественной литературы Посещение кинотеатров |
37 34 31 |
3 |
Редкие Участие в общественной жизни Чтение газет, журналов Посещение спортивных соревнований Посещение дискотек Коллекционирование, фотография Игра в карты, домино и др. азартные игры Занятия и игры с детьми |
27 27 19 19 16 13 13 |
4 |
Очень редкие Игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, занятия живописью Изготовление поделок, рукоделие Участие в художественной самодеятельности Посещение театров, выставок, музеев |
10 8 5 2 |
Из таблицы видно, что среди привычных форм досуга доминируют (свыше 60 %) прослушивание музыки, радио, просмотр телевизионных передач, занятия физкультурой и спортом. Встречающиеся формы (37-31 %) – пассивный отдых, чтение художественной литературы, посещение кинотеатров. К редким формам досуга (до 27 %) относятся участие в общественной жизни, чтение газет, журналов, посещение спортивных соревнований, посещение дискотек, коллекционирование, фотография, игра в карты, домино и др. азартные игры, а также занятия и игры с детьми.
Таким образом, досуг студентов ориентирован на потребление «массовой культуры». Приятно отметить, что студенты отдают предпочтение занятиям физкультурой и спортом. Это связано с наличием мужского контингента в учебных группах инженерных специальностей. Но, несмотря на это существенное место в бюджете студентов занимает пассивный отдых (37 %), который иногда просто необходим для полного восстановления сил.
Посещение культурно-образовательных учреждений (театры, музеи) не очень популярны в студенческой среде (это составляет 2 % времени), что объясняется неразвитостью подобной инфраструктуры в нашем небольшом городе.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что особенности учебного процесса оказывают существенное влияние на структуру недельного бюджета времени студентов 1-5 курсов.
Как видно жизнь студентов является достаточно напряженной и очень разнообразной. Довольно много времени, особенно в выходные дни, расходуется нерационально, что может привести к недовосстановлению процессов жизнедеятельности молодого организма.
Библиографическая ссылка
Кондратьева Н.С., Прокопенко Л.А. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ И ФОРМЫ ДОСУГА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 199-201;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33082 (дата обращения: 23.11.2024).