Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Нагорняк А.А. 1
1 Юргинский технологический институт
В данной статье на основе результатов исследования проблемы развития индивидуально-творческого потенциала будущего специалиста, профессиональной креативности как источника его индивидуально – творческой продуктивности анализируются возможности применения андрагогического подхода к актуализации творческого потенциала будущих специалистов.
Актуализация
индивидуально – творческий потенциал
креативность
индивидуальная траектория развития будущего специалиста
творческая продуктивность
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М., 2002.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.
3. Нагорняк А.А. Актуализация творческого потенциала педагога средствами андрагогики: Монография / Под общей редакцией к.т.н., доц. А.Б. Ефременкова. Томск. Изд. ТПУ, 2011.
4. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: Методич. руководство. СПб., 1999.
5. Torrance E.P. Guiding creative talent – Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.

Изучение научной литературы и многолетний опыт втора исследования позволили выявить основные противоречия и тенденции развития вопроса актуализации творческих возможностей будущих специалистов.

Ученые связывают повышение эффективности профессиональной деятельности со степенью сформированности креативности как профессионально – важного качества, внутреннего источника творчества. Ученые экспериментально доказывают, что индивидуальные показатели креативности соотносятся с его профессиональными характеристиками. Чем выше креативность будущего специалиста, тем более результативен труд, уровень владения средствами организации его деятельности, самоанализа и самокоррекции.

Термин «креативность», несмотря на относительно частое использование в психологической литературе, не является ни общепринятым, ни однозначным. Считаем необходимым дать определение термина «креативность» в нашем понимании, проанализировать основные направления изучения креативности личности.

Основные направления изучения особых интеллектуальных способностей, названных креативностью, выделилось еще в середине 50-х годов в англо-американской психологии [F. Barron (1996 г.), M. Bloomberg (1973 г.), C.W. Taylor (1972 г.), E.P. Torrance (1963 г.), M.A. Wellach и C.W. Wing (1969 г.]

Было признано, что творческое практическое решение проблем зависит от способности личности по-разному использовать информацию в достаточно быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать независимо от интеллекта – как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки.

Согласно классическому определению, английское слово «Creativity», (от лат. Сreatio – создание, сотворение), перенесенное в русскую терминологию, означает способность индивида порождать множество оригинальных своеобразных идей в нерегламентированных условиях и понимается как «творческость».

«Креативность есть обозначение умственных процессов, которые ведут к созданию художественных форм, теорий или других продуктов, которые являются уникальными, новыми» [4, С. 49].

Креативность – это способность, которая «может проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания». [3, С. 65].

П. Торренс [4, 5] считал, что развитие креативности сопровождается повышением чувствительности к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации. Индивид определяет связанные с этим проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений, проверяет и опровергает эти гипотезы, модифицирует их, перепроверяет их, обосновывает результат.

Креативность отражает свойства многих качеств. В данном исследовании рассматривается совокупность качеств, характеризующих источник творчества будущих специалистов, включающую в себя творческое профессиональное мышление, креативность в общении, творческую, продуктивную профессиональную деятельность.

Креативность связывают с творческими достижениями личности. Дж.Гилфорд [5] и его сотрудники выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них такие, как:

Беглость мысли – способность к порождению большого числа идей, возникающих в единицу времени;

Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую, переходить от одного аспекта проблемы к другому, видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование;

Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от очевидных или твердо установленных фактов, не совпадающие с общепринятыми;

Любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире, способность к разработке гипотезы;

Иррелевантность – логическая независимость реакции от стимула;

Фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.

Гилфорд объединил эти факторы под общим названием дивергентностъ мышления.

Дивергентное мышление характеризуется процессом движения мысли в разных направлениях, расхождением идей с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к данной проблеме.

Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом и его сотрудниками в 50-е годы в университете штата Калифорния. Эти методики, известные как Южнокалифорнийские тесты, измеряли особенности дивергентного типа мышления.

В настоящее время широко применяются созданные на основе методики Гилфорда [5] тесты определения уровня креативности Е. П. Торренса [5], а также тесты Д.Б.Богоявленской [ 1].

В последние годы оформилась тенденция понимать креативность как свойства или характеристики личности, определяющие способность к индивидуальному продуктивному творчеству, что является одной из важнейших компетенций учителя.

Креативный процесс, независимо от проблемы, на которую он направлен, включает в себя:

• изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов;

• постоянное переформулирование проблемы;

• применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе;

• использование невербальной модели мышления.

Креативный процесс может протекать в конфликте между традиционным и новым, это форма активности в проблемном поиске, сознательная и целенаправленная попытка расширить существующие границы знаний, разрушить существующие ограничения, источник творчества [4].

Актуализация – это действие, состоящее в извлечении из долговременной или кратковременной памяти знаний, умений, потенциальных творческих возможностей.

Говоря о потенциальных возможностях, опираемся на определение потенциального – существующего в потенциале, не проявляющегося, возможного, производного от понятия потенции (лат. potential – сила, мощь) понимаемого как совокупность имеющихся средств, возможностей (3, С. 75).

Исходя из вышеизложенного, делаем важный вывод: создание активной, вдохновенно – поисковой ситуации, креативного процесса обучения может актуализировать, то есть перевести из состояния потенциального в состояние реальное, действенное творческие возможности личности.

Ряд исследований последних лет посвящены изучению личностно-ориентированного подхода к организации процесса обучения [К.М. Левитан, И.Д. Лушников, В.А. Прудникова, Н.М. Чегодаев и др.].

Организация процесса обучения – задача сложная по многим факторам, в том числе: цикличность обучения; неодинаковый состав слушателей по стажу работы; по физиологическим, психологическим и социальным данным. Поэтому актуальным и результативным для решения проблемы исследования представляется андрагогический подход.

В Педагогическом энциклопедическом словаре [2] имеется следующее определение этого понятия: «Андрагогика – от греч. Andres – взрослый человек и Аqoqe – руководство, воспитание. Одно из названий отрасли педагогических науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые применен немецким историком просвещения К. Каппом (1833г.). Наряду с термином «андрагогика» в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др.

Возможности обучения каждого конкретного человека зависят во многом от социальных, бытовых и профессиональных условий, однако главные трудности у взрослого человека носят психологический характер. Взрослеющего человека часто беспокоят сомнения в своих способностях к обучению, страх выглядеть менее компетентным по сравнению с другими коллегами, само ощущение себя в виде ученика вызывает чувство дискомфорта и не позволяет активно, творчески участвовать в работе во время проведения курсовых мероприятий.

Андрагогический подход к актуализации творческого потенциала будущих специалистов предполагает организацию процесса обучения с учетом указанных выше особенностей обучающегося.

Один из основоположников андрагогики М.Ш. Ноулз [1] подчеркивает, что процесс обучения взрослых, в том числе, студентов – взрослеющих людей с их психическими и физиологическими особенностями, должен строиться именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Обучающий организует совместную деятельность с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся, активно реализуя свой творческий потенциал, участвует в этой деятельности.

Важным андрагогическим принципом является творческая, активная роль самого обучающегося в построении и осуществлении программы обучения и совместная деятельность обучающего и обучающихся в подготовке, достижении и реализации поставленных целей. Атмосфера обучения в андрагогическом процессе должна быть творческой, дружеской, неформальной, основанной на взаимном уважении, совместной творческой работе при поддержке и ответственности всех участников учебной деятельности.

Взрослые люди, в том числе, студенты – взрослеющие люди с их психическими и физиологическими особенностями, обучающиеся обладают пятью основополагающими характеристиками:

• осознают себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

• накапливают все больший запас жизненного, профессионального, социального опыта, который становится важным источником его обучения;

• готовы к обучению (мотивация), что определяется желанием при помощи учебной деятельности решить жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;

• стремятся к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

• их учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, социальными факторами.

Указанные особенности лежат в основе андрагогических принципов:

1. Приоритет самостоятельного обучения, когда самостоятельная деятельность является основным видом учебной работы обучающихся.

2. Принцип совместной деятельности, который предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения.

3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу теоретические знания и практический опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как его самого, так и его товарищей.

4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую его опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности.

5. Системность обучения. Принцип, который предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.

6. Контекстность обучения. В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные образовательные цели, а с другой – строится с учетом профессиональной деятельности обучающегося и его пространственных, временных, личностных факторов.

7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, качеств.

8. Принцип элективности обучения означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также деятельности обучающих.

9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения материалов, необходимых для достижения поставленной цели обучения; процесс обучения строится в целях формирования новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.

10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.

Реализация андрагогических принципов нацеливают на развитие творческих начал, способствуют их проявлению и утверждению и не только в процессе обучения, но также и в последующей профессиональной деятельности [3].

Андрагогический подход к организации процесса обучения определяется как один из основных методологических подходов, обеспечивающих актуализацию творческого потенциала будущего специалиста.

Андрагогический подход предполагает связь между элементами, упорядоченность, целостность, что указывает на необходимость системного методологического подхода.


Библиографическая ссылка

Нагорняк А.А. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 4. – С. 135-138;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33341 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674