Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕМБРАН ЭРИТРОЦИТОВ У СТУДЕНТОВ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС

Гасасаева Р.М. 1 Каяева А.А. 1 Эседулаева З.Г. 1
1 ФГБOУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
В работе исследовано изменение качественных и количественных показателей эритроцитов в условиях действия стрессового фактора, в качестве которого рассматривается экзаменационный стресс. Показано, что экзаменационный стресс, как общая неспецифическая реакция организма, способствует уменьшению стойкости эритроцитарных мембран, о чем свидетельствует снижение общего количества эритроцитов.
стресс
резистентность эритроцитов
эритрограмма
студенты
1. Гора, Е. П. Экология человека / Е. П. Гора. – М.: Дрофа, 2007. – 544с.
2.Камскова, Ю. Г. Особенности реакции системы крови при гипокинетическом стрессе и современные представления об иммуно-нейро-эндокринных взаимодействиях и "цикле окиси азота"/ Ю.Г. Камскова, А.Г. Рассохин, В.Э. Цейликман [и др.] // Вестник ЧГПУ. – 2000. – Сер. 9, № 1. – С. 90 - 93.
3. Овсянников, М.В. Структурное состояние мембран эритроцитов в патогенезе опийной наркомании / М.В. Овсянников, С.Л. Масловский, Н.П. Милютина // Биол. мембраны. – 2005. – Т.22,№4. – С. 322-326.
4.Потапенко, А.Я. Осмотическая устойчивость эритроцитов / А.Я. Потапенко, А.А. Кягова, А.М. Тихомиров // ГОУ ВПО ГРМУ, 2006. – 16с.
5. Сахау, Н. Р. Состояние эритроцитарных мембран и оценка эффективности антиоксидантной терапии при хроническом пиелонефрите. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. мед.наук / Н.Р. Сахау. – Уфа, 2006. –21с.

 

Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного феномена[2].

В многочисленных исследованиях показано, что экзаменационный стресс – одна из возможных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях. Однако, эта проблема не получила должного внимания со стороны физиологов. Известно,что наиболее подвержены стрессу студенты с ослабленным здоровьем, а особенно страдающие хроническими заболеваниями либо имеющие отклонения от нормы в нервном и психическом плане. Имеют значение также и тип темперамента учащегося, и степень его социальной адаптации.Многолетние исследования экзаменационного стресса показывают, что пагубное влияние этого явления на организм человека и психику учащихся явно недооценивают. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную, систему крови и др.[1].

Известно, что наиболее информативным интегральным показателем происходящих в организме изменений при действии стрессовых факторов, является система крови.

В связи с этим для исследования специфики ответной реакции организма на стресс, вызванный экзаменами, нами была изучена кислотная устойчивость эритроцитов при интенсивной учебной нагрузке.

В исследованиях приняли участие 20 студентов, в крови которых в учебный период и во время сессии определяли количественные (содержание эритроцитов, гемоглобин, цветовой показатель, СОЭ) и качественные (кислотная устойчивость) показатели крови. Результаты подвергли статистической обработке методом малой выборки и сравнительному анализу по отношению к контрольной группе.

Результаты наших исследований отражены в табл. 1, 2 и на рис. 1. Из представленных данных видно, что содержание гемоглобина в крови студентов во время сдачи экзаменов имеет схожие значения и находится в пределах нормы (120-140 г/л). Отличия обнаруживаются при исследовании содержания эритроцитов, содержание которых повышено по сравнению с нормой на 13,3 %. Изменения соотношения гемоглобина и эритроцитов в крови студентов привели к повышению цветового показателя (ЦП), отражающего относительное содержание гемоглобина в эритроците.

Таблица 1

Изменение показателей крови у студентов в ходе учебного процесса и в период сессии (M±m, n=10)

Показатели крови

В ходе учебного процесса

Во время сессии

Эритроциты (× 1012/ л)

4,5 ± 0,7

5,1±0,7

Гемоглобин (г/л)

120,0 ± 13,2

136,3±6,5

СОЭ (мм/час)

11,4 ± 1,0

7,3±1,7

Цветной показатель

0,8±0,01

1,27±0,02

Важным физиологическим показателем состояния организма является СОЭ. Все полученные показатели СОЭ укладываются в пределы физиологической нормы, однако, отмечено некоторое ее снижение относительно физиологической нормы во всех исследуемых группах. Так, у студентов при стрессе она составляет 7,3±1,7.

Качественные изменения эритроцитарных мембран изучали по динамике устойчивости эритроцитов к действию гемолитика. При этом учитывались следующие показатели: время продолжительности гемолиза эритроцитов, ширина интервала доминирующей группы эритроцитов в эритроцитарной популяции, время гемолиза максимального количества эритроцитов.

Таблица 2

Показатели кислотной резистентности эритроцитов при стрессе (M±m, n=10)

Группы показателей

В ходе учебного процесса

Во время сессии

Время начала гемолиза (мин)

0,5±0,0003

1,0±0,1

Время окончания гемолиза (мин)

7,0±0,1

8,0±0,2

Пик кислотнойэритрограммы

3,5±0,08

2,5±0,02

Ширина основания эритрограммы

4,0±0,09

1,0±0,1

Низкостойкие эритроциты (%)

24,1±0,5

43,0±1,6

Среднестойкие эритроциты (%)

48,0±1,2

8,1±1,5

Высокостойкие эритроциты (%)

11,3±0,9

24,1±0,4

Продолжительность кислотной эритрограммы студентов во время учебного процесса составила 8 мин. Эритрограмма имеет одну вершину, что указывает на относительную однородность эритроцитарной популяции, соответствующей нормобластическому типу кроветворения. Размах основания пика эритрограммы составляет 4 мин. Вершина эритрограммы приходится на 3 мин. В этой точке гемолизу подвергается около 19,1% эритроцитов. В интервале 3 – 6 мин гемолизируются 40% эритроцитов. Правое крыло эритрограммы растянуто и указывает на присутствие в эритроцитарной популяции молодых эритроцитов с высокой кислотной стойкостью. Доля эритроцитов с минимальной стойкостью в интервале 2 – 3 мин составляет 24,1%, эритроциты со средней стойкостью в интервале 3,5 – 4,5 мин составляют 48,0% и максимальной стойкостью в интервале от 5,0 до 7,5 мин – 11,3%.

gas1.wmf

Рис. 1.Эритрограмма кислотной резистентности пристрессе

Продолжительность кислотной эритрограммы студентов в состоянии стресса составляет 8 мин. Эритрограмма имеет одну вершину, что указывает на относительную однородность эритроцитарной популяции, соответствующей нормобластическому типу кроветворения. Размах основания пика эритрограммы составляет 1 мин. Вершина эритрограммы у городских студентов приходится на 2,5 мин. В этой точке гемолизу подвергается около 34,6% эритроцитов. Доля эритроцитов с минимальной стойкостью в интервале 2 – 3 мин составляет у студентов 43,0%, эритроциты со средней стойкостью в интервале 3,5 – 4,5 мин составляют 8,1% и максимальной стойкостью в интервале от 5,0 до 7,5 мин – 24,1%.

Отмеченные изменения связывают со структурной перестройкой мембраны эритроцитов, вследствие нарушения клеточного метаболизма и снижением устойчивости клеток эритроцитарного ряда к гемолизу [5].

Одной из важных причин снижения кислотной устойчивости эритроцитов, при действии стрессовых факторов следует считать активацию свободно-радикальных процессов. Известно, что сбалансированность процессов окислительно-антиоксидантной системы является непременным атрибутом здорового организма [3].

Из всего сказанного следует, что состояние эритроцитов, представляет чувствительный индикатор изменений нормального хода физиологических, биохимических и биофизических процессов в организме, обусловленных воздействием факторов внешней среды, в том числе и антропогенных. Измерение кислотной и осмотической хрупкости эритроцитов является важным методом исследования в науке и диагностики в медицине и используется для изучения механизма патологических процессов и действия некоторых лекарств и биологически активных соединений[4].


Библиографическая ссылка

Гасасаева Р.М., Каяева А.А., Эседулаева З.Г. ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕМБРАН ЭРИТРОЦИТОВ У СТУДЕНТОВ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 8. – С. 15-17;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33973 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674