Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Нагорняк A.А. 1
1 Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета
На основании анализа научных работ, диссертационных и экспериментальных исследований исследована проблема актуализации творческого потенциала студентов как научная проблема, определены средства андрагогики, обеспечивающие реализацию творческих возможностей.
творчество
креативность
андрагогика
Актуализация
процесс обучения
андрагогические принципы
андрагогические условия
1. Змеев С. И. Основы андрагогики: учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. М., 1999.
2. Змеев С.И. Андрагогика: теоретические основы обучения взрослых. Министерство образования Российской Федерации. М., 1999.
3. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
4. Нагорняк А.А. Актуализация творческого потенциала педагога средствами андрагогики: монография. Томск: Изд-во ТПУ, 2011.
5. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.
6. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
7. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб., 1998.
8. Guilfond J.P. Basis Conceptual Problems in the Psychology of thinking / Guilfond J.P. Cognitive Psychology with a frame of reference. San Diego (Cal.), 1979.
9. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education // From Pedagogy to Andragogy. Chicago, 1980.

Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Глубокие общественные преобразования неизбежно сопровождаются рождением новых идей. В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческой личности.

В современной системе образования приоритетное место занимает система «человек – человек», где педагогическое творчество приобретает характер личностно-образующий. Проблема творчества как одна из ключевых проблем педагогики обусловлена двумя главными моментами: социальным заказом на воспитание и формирование активной творческой личности и требованием реализации гуманистической концепции образования [1].

Проблема актуализации, извлечения и приведения в реальное, действенное состояние имеющегося творческого потенциала студента и его развития во многом может решаться в период вузовского обучения.

В данной статье на основании анализа научных работ, диссертационных и экспериментальных исследований

  • исследована проблема актуализации творческих возможностей студентов как научная проблема;
  • выявлены противоречия между потребностью в раскрытии творческого потенциала студентов и недостаточной эффективностью традиционных подходов к организации процесса обучения;
  • определены средства андрагогики, обеспечивающие реализацию творческих возможностей студентов.

Изучение научной литературы, современного состояния системы вузовского образования позволило выявить основные противоречия и тенденции развития вопроса актуализации творческих возможностей студентов как научной проблемы.

Для решения данной проблемы в науке имеются необходимые предпосылки.

В работах Е.А. Климова, Э.М. Никитина, М.П. Пальянова, В.П. Симонова и других разработаны подходы к изучению методологических основ развития личности. Поиски ученых направлены на уточнение понятийного аппарата, обобщение теории, принципов, методов, форм, определены задачи, структуры развития творчества учителя.

Достаточно большое внимание в истории отечественной педагогической науки уделялось исследованию проблемы развития индивидуально-творческого потенциала обучающегося. Значительный вклад в разработку проблемы внесли А.В. Даринский, А.К. Маркова, Т.В. Кудрявцев, В.Д. Шадриков и др.

Различным аспектам исследования учебного процесса в режиме творчества посвящены специальные исследования Л.К. Авраменко, И.Т. Зелениной, Л.М. Митиной, Е.Т. Соколовой и др.

Значение профессиональной креативности как источника индивидуально-творческой продуктивности, зависимость формирования и развития индивидуальных способностей, склонностей, интересов от включенности обучающихся в соответствующие виды деятельности исследованы В.А. Бодалевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, М.М. Поташником, С.Л. Рубинштейном и др.

Определяя значение творчества, исследователи подчеркивают важность специальной работы, направленной на актуализацию, то есть извлечение и приведение с состояние действенное, активное внутреннего потенциала творчества студента – его креативности.

Студентов с высокой обучаемостью, проявляющего интерес к интеллектуальному, творческому труду, характеризует повышенный темп умственного развития, поэтому в условиях вуза возможно создать условия для актуализации и развития его творческих возможностей.

Существует множество определений творчества. Рабочим определением в соответствии с задачами нашего исследования, следует считать следующее: творчество – это поиск и нахождение нового, это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не существовавшее, на основе реорганизации имеющегося опыта, формирование новых комбинаций знаний и умений [2].

Исходя из этого определения, выражающего сущность творчества в обобщенном виде, возможно в конкретных условиях увидеть различные проявления сущности, уровней творчества и его отдельных аспектов.

Творчество в науке и практике проявляется в широком смысле:

  • в эффективном применении кем-то созданного опыта в новых условиях, совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами, в освоении научных разработок и в их развитии;
  • в гибкости при выполнении запланированного в новых ситуациях, удачном импровизировании как на основе точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции;
  • в умении обосновывать и подготовленные, и интуитивные решения;
  • в умении фантазировать, видеть ближнюю и дальнюю перспективу;
  • в умении развивать идею, реализовать ее в конкретных условиях и видеть множество вариантов решения проблемы, применять опыт других, трансформировать рекомендации пособия, теоретические положения научной публикации и т.п. [1].

Ученые связывают повышение эффективности профессиональной деятельности со степенью сформированности креативности как профессионально-важного качества, внутреннего источника творчества. Ученые экспериментально доказывают, что индивидуальные показатели креативности соотносятся с профессиональными характеристиками. Чем выше креативность специалиста, тем более результативен труд, уровень владения средствами организации его деятельности, самоанализа и самокоррекции.

Термин «креативность», несмотря на относительно частое использование в психологической и педагогической литературе, не является ни общепринятым, ни однозначным. Считаем необходимым дать определение термина «креативность», проанализировать основные направления изучения креативности личности.

Основные направления изучения особых интеллектуальных способностей, названных креативностью, выделилось еще в середине 50-х годов в англо-американской психологии [F. Barron (1996 г.), M. Bloomberg (1973 г.), C.W. Taylor (1972 г.), E.P. Torrance (1963 г.), M.A. Wellach и C.W. Wing (1969 г.)

Было признано, что творческое практическое решение проблем зависит от способности личности по-разному использовать информацию в достаточно быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать независимо от интеллекта – как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки.

Согласно классическому определению, английское слово «Creativity», (от лат. Сreatio – создание, сотворение), перенесенное в русскую терминологию, означает способность индивида порождать множество оригинальных своеобразных идей в нерегламентированных условиях и понимается как «творческость» [3].

«Креативность есть обозначение умственных процессов, которые ведут к созданию художественных форм, теорий или других продуктов, которые являются уникальными, новыми» [4, c.18].

Психологический словарь под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского свидетельствует о том, что креативность – это способность, которая «может проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [5, c.165].

П. Торренс [7] считал, что развитие креативности сопровождается повышением чувствительности к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации. Индивид определяет связанные с этим проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений, проверяет и опровергает эти гипотезы, модифицирует их, перепроверяет их, обосновывает результат.

Креативность отражает свойства многих качеств. В данном исследовании рассматривается совокупность качеств, характеризующих источник творчества учителя – педагогическую креативность, включающую в себя творческое профессиональное мышление, креативность в общении с детьми, творческую, продуктивную педагогическую деятельность.

Креативность связывают с творческими достижениями личности. Дж. Гилфорд [219] и его сотрудники выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них такие, как:

  • Беглость мысли – способность к порождению большого числа идей, возникающих в единицу времени;
  • Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую, переходить от одного аспекта проблемы к другому, видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование;
  • Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от очевидных или твердо установленных фактов, не совпадающие с общепринятыми;
  • Любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире, способность к разработке гипотезы;
  • Иррелевантность – логическая независимость реакции от стимула;
  • Фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.

Гилфорд объединил эти факторы под общим названием дивергентностъ мышления. Дивергентное мышление характеризуется процессом движения мысли в разных направлениях, расхождением идей с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к проблеме.

Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом и его сотрудниками в 50-е годы в университете штата Калифорния. Эти методики, известные как Южнокалифорнийские тесты, измеряли особенности дивергентного типа мышления.

В настоящее время широко применяются созданные на основе методики Гилфорда [2] тесты определения уровня креативности Е.П. Торренса [7], а также тесты Д.Б. Богоявленской [1].

В соответствиями с задачами нашего исследования для определения уровня креативности студентов, в ходе эксперимента мы использовали методику определения уровня креативности Елены Туник [7] и тесты Гилфорда и Торренса в варианте, адаптированном Р.Е. Тафель.

В последние годы оформилась тенденция понимать креативность как свойства или характеристики личности, определяющие способность к индивидуальному продуктивному творчеству, что является одной из важнейших компетенций учителя.

Креативный процесс, независимо от проблемы, на которую он направлен, включает в себя:

  • изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов;
  • постоянное переформулирование проблемы; применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе;
  • использование невербальной модели мышления.

Креативный процесс может протекать в конфликте между традиционным и новым, это форма активности в проблемном поиске, сознательная и целенаправленная попытка расширить существующие границы знаний, разрушить существующие ограничения, источник творчества [1].

Актуализация – действие, состоящее в извлечении из долговременной или кратковременной памяти знаний, умений, потенциальных творческих возможностей (4, c. 21).

Говоря о потенциальных возможностях, опираемся на определение потенциального – существующего в потенциале, не проявляющегося, возможного, производного от понятия потенции (лат. potential – сила, мощь) понимаемого как совокупность имеющихся средств, возможностей (4, c.65).

Исходя из вышеизложенного, для решения проблемы исследования является важным вывод: создание активной, вдохновенно-поисковой ситуации, креативного процесса обучения может актуализировать, то есть перевести из состояния потенциального в состояние реальное, действенное творческие возможности студентов.

Организация процесса обучения в вузе – задача сложная по многим факторам, в том числе: цикличность обучения; неодинаковый состав слушателей по физиологическим, психологическим и социальным данным. Поэтому актуальным и результативным для решения проблемы исследования представляется андрагогический подход.

В Педагогическом энциклопедическом словаре [6] имеется следующее определение этого понятия: «Андрагогика – от греч. Andres – взрослый человек и Аqoqe – руководство, воспитание. Одно из названий отрасли педагогических науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые применен немецким историком просвещения К. Каппом (1833 г.). Наряду с термином «андрагогика» в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования».

Возможности обучения каждого конкретного человека зависят во многом от социальных, бытовых условий, однако главные трудности у взрослеющего человека носят психологический характер. Юношу часто беспокоят сомнения в своих способностях к обучению, страх выглядеть менее компетентным по сравнению с другими, само ощущение себя в виде ученика вызывает чувство дискомфорта и не позволяет активно, творчески участвовать в работе во время проведения курсовых мероприятий.

Андрагогический подход к актуализации творческого потенциала студентов предполагает организацию процесса обучения с учетом указанных выше особенностей взрослого обучающегося.

Один из основоположников андрагогики М.Ш. Ноулз [9] подчеркивает, что процесс обучения взрослых должен строиться именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Обучающий организует совместную деятельность с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся, активно реализуя свой творческий потенциал, участвует в этой деятельности.

Важным андрагогическим принципом является творческая, активная роль самого обучающегося в построении и осуществлении программы обучения и совместная деятельность обучающего и обучающихся в подготовке, достижении и реализации поставленных целей. Атмосфера обучения в андрагогическом процессе должна быть творческой, дружеской, неформальной, основанной на взаимном уважении, совместной творческой работе при поддержке и ответственности всех участников учебной деятельности.

Студент как человек взрослеющий обладает следующими основополагающими характеристиками:

  • осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;
  • накапливает все больший запас жизненного, профессионального, социального опыта, который становится важным источником обучения его самого и других студентов;
  • готов к обучению (мотивация), что определяется желанием при помощи учебной деятельности решить жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;
  • стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
  • его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, социальными факторами [4].

Указанные особенности лежат в основе андрагогических принципов:

  1. Приоритет самостоятельного обучения, когда самостоятельная деятельность является основным видом учебной работы взрослых обучающихся.
  2. Принцип совместной деятельности, который предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения.
  3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу профессиональный опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как его самого, так и его товарищей.
  4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую его опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности.
  5. Системность обучения. Принцип, который предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.
  6. Контекстность обучения. В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные образовательные цели, а с другой – строится с учетом профессиональной деятельности обучающегося и его пространственных, временных, личностных факторов.
  7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, качеств.
  8. Принцип элективности обучения означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также деятельности обучающих.
  9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения материалов, необходимых для достижения поставленной цели обучения; процесс обучения строится в целях формирования новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.
  10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения [2, с.74].

В данном исследовании выделены следующие средства андрагогики, способствующие актуализации творческого потенциала студентов: реализация андрагогических принципов и андрагогический подход к организации процесса обучения.

Андрагогический подход к организации процесса обучения определяется как один из основных методологических подходов, обеспечивающих актуализацию творческого потенциала. Андрагогический подход предполагает связь между элементами, упорядоченность, целостность, что указывает на необходимость системного методологического подхода.

Реализация андрагогических принципов и андрагогический подход к организации процесса обучения нацеливают на развитие творческих начал, способствуют их проявлению и утверждению и не только в процессе обучения, но также и в последующей профессиональной деятельности [4].


Библиографическая ссылка

Нагорняк A.А. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 9-1. – С. 125-129;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34203 (дата обращения: 19.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074