Подготовка будущих специалистов предполагает овладение определенным комплексом знаний и умений, функционально необходимых по роду их профессиональной деятельности. В ходе данной подготовки особое место занимает курс «История и философия науки», который выступает неотъемлемой составляющей исследовательской деятельности аспирантов и студентов. Основные принципы и методы науки выражаются в особых формах суждений и умозаключений, формируют знания в систему, выявляют творческий потенциал в различных сферах научной деятельности. Научное познание характеризуется систематичностью и логикой; формирует осознанный контроль над самой процедурой познания, следовательно, предъявляет чёткую фиксацию смысла и значения понятий, суждений, умозаключений, основанных на принципах объективности открываемых истин, их практической обоснованности.
Целью курса является сформировать систематическое представление о характере и способах функционирования, задачах и проблемах современного научного знания, создать основу для осознанного использования методов научно-исследовательской работы и ориентации в сложном мире современной науки.
Исходя из цели ставятся и реализуются следующие задачи курса:
- определить особенности науки как вида духовной деятельности;
- показать этапы становления научного знания;
- дать представление о методологии научного познания;
- показать место проблемы и гипотезы в структуре теоретического исследования;
- воспитать культуру мысли и языка.
Курс направлен на формирование следующего комплекса знаний: методологии научного познания; приемов и методов научного мышления, понятий эмпирического и теоретического уровней научного познания; на формирование следующего комплекса навыков: выдвигать гипотезы в научной теории и практике, осуществлять систему доказательств.
Успешное усвоение материала курса предполагает ознакомление как со специальной учебной литературой, так и с теоретическими текстами, в том числе, философскими, культурологическими, историческими и критическими. Особое значение имеет изучение и понимание специфической терминологии, функционирующей как в самой науке, так и в науковедении.
В методическом плане предполагается обширное использование самостоятельной работы аспирантов в форме подготовки докладов, реферативной работы с первоисточниками и учебно-исследовательской литературой. Контроль за усвоением учебно-теоретического материала осуществляется посредством письменных опросов по основным темам и коллоквиумов по итогам изучения разделов курса.
Практикум включает в себя: 1) рабочую программу по курсу «История и философия науки», 2) курс интерактивных лекций, 3) список основной и дополнительной литературы, 4) комментарии к самостоятельной работе аспирантов; 5) тексты для анализа и вопросы для обсуждения по темам семинарских занятий, список основных терминов к каждой теме, 6) возможные темы рефератов, 7) вопросы для самопроверки и 8) контрольные тесты.
План семинарских занятий снабжен теоретической частью и вопросами для обсуждения.
Контрольные тесты, охватывающие все разделы и темы курса, выступают как объективная форма контроля и оценки знания, основанного на обязательном минимуме требований. Понимание теста как инструмента стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки, и анализа результатов позволяет выделить следующие подтверждения его эффективности:
Качество и объективность оценивания, которая достигается в результате процедуры проведения тестирования и проверки показателей качества в целом.
Стандартизованная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений студентов по дисциплине в целом и по отдельным его разделам с определенными, фиксируемыми программой, требованиями к усвоению дисциплины.
Практикум рекомендован для аспирантов очной и заочной форм обучения.
Библиографическая ссылка
Лезьер В.А., Пимнева Л.А. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ (ПРАКТИКУМ) // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 10. – С. 97-98;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34267 (дата обращения: 23.11.2024).