Важнейшей идеей Болонского процесса является утверждение о том, что качество образования является основной целью высшего образования независимо от способа его предоставления. Гарантией качества образования должны служить соответствующие механизмы обеспечения качества, применяемые вузами под контролем компетентных органов. Применение Европейских стандартов обеспечения качества высшего образования, разработанных в рамках Болонских преобразований, предполагает создание в вузе соответствующей системы внутреннего обеспечения качества образования. Эта система будет служить основой для внешней оценки качества образования на национальном и международном уровнях [1]. В связи с этим вопросы системы внутреннего обеспечения качества высшего образования имеют первостепенное значение.
Цель исследования заключается в разработке модели системы внутреннего обеспечения качества образoвания в соответствии с критериями Европейских стандартов обеспечения качества образования.
Материалы и методы исследования
Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время существуют различные подходы к определению понятия качества образования:
– качество как соответствие цели;
– качество как одобрение;
– качество как удовлетворение потребителя;
– качество как превосходство;
– качество как ценность;
– качество как трансформация;
– качество как модернизация;
– качество как средство контроля [2].
При этом наиболее широко используется (и мы поддерживаем эту точку зрения) определение качества образования как соответствия поставленной цели.
Рассматривая внутривузовскую систему обеспечения качества как часть общей системы управления вузом с позиций всеобщего менеджмента образования, теоретическую модель внутреннего обеспечения качества можно представить как совокупность компонентов: цели обеспечения качества, концептуальные подходы, методы, принципы, функции и технология обеспечения как целенаправленное взаимодействие участников образовательного процесса, ориентированное на достижение требуемого результата (рис. 1).
Рис. 1. Теоретическая модель внутреннего обеспечения качества в высшем образовании
Каждый из этих компонентов решает задачу, соотнесенную с конечной целью функционирования рассматриваемой нами системы. Задача целевого компонента в системе обеспечения качества подготовки специалиста заключается в достижении вузом оптимального уровня удовлетворения интересов и потребностей каждого участника образовательного процесса на каждом его этапе; задача компонента, выражающего совокупность способов, средств, воздействий на образовательный процесс – обеспечение достижения обозначенной цели; задача компонента, обозначающего результаты деятельности по обеспечению качества образовательного процесса – установление факта достижения оптимального на данном этапе уровня качества образовательного процесса, констатирующего возможность перехода к решению задач следующего этапа.
В этом отношении принципы, на которых строится внутривузовская система, предполагают создание условий, когда все, кто работает внутри системы, могут вносить свой вклад в ее улучшение и таким образом получать все большее удовлетворение от работы. Цель функционирования системы обеспечения качества должна быть известна каждому, имеющему к ней отношение, и быть единой для всех.
Результаты исследования и их обсуждение
С учетом особенностей процесса обеспечения качества нами была разработана модель системы внутреннего обеспечения качества образования (рис. 2).
Рис. 2. Модель системы внутреннего обеспечения качества образования в вузе
В представленной модели непосредственно не показано влияние на высшее учебное заведение международных факторов и условий, таких как глобализация экономики, демократизация общества, массовость высшего образования, развитие науки и техники и.т.д., поскольку их влияние отражается через государственную образовательную политику [3].
Целеполагающий компонент модели (определение миссии, цели, политика качества) обуславливает направленность процессов обеспечения качества образования, стратегические и тактические задачи, ожидаемые результаты. Важнейшим компонентом системы является ресурсное обеспечение, поскольку цели и политика обеспечения качества образования должны быть подкреплены соответствующими ресурсами, иначе они будут недостижимы. Организационный компонент модели включает организационную структуру и обеспечение (администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, студенты, технологии обучения). Основу технологического компонента системы составляют непосредственно процедуры обеспечения качества образования, выделенные в соответствии с требованиями европейских стандартов и руководств по обеспечению качества.
Компонент «Результаты обеспечения качества» является основой для оценки эффективности системы и определения резервов для ее улучшения.
Выводы
Расширение процессов глобализации, развитие тенденции интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство требуют совершенствования подходов к проблеме системного обеспечения качества образования в вузах. Одним из путей решения этой проблемы является дальнейшее развитие моделей систем обеспечения качества образования в вузе в соответствии с критериями европейских стандартов обеспечения качества образования.
Библиографическая ссылка
Есенбаева Г.А., Какенов К.С. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 11-3. – С. 96-98;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34447 (дата обращения: 21.11.2024).