Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Бельгибаева Г.К. 1
1 КарГУ им. акад. Е.А. Букетова
В содержании данной статьи отражены основные проблемы формирования личности в процессе воспитательной работы в условиях современной школы. Доминирующим направлением работы воспитательной работы является личностно ориентированная направленность воспитательной работы при условии доверия ребенка и его семьи к требованиям школы, а формирование этих ценностей является основой для формирования личности каждого ученика, что является конечной целью учебно-воспитательного процесса
формирование личности
воспитательная работа
внеурочная работа
процесс воспитания
1. Водзинский Д.И. Внеклассная воспитательная работа. – М., 1991. – 235 с.
2. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем. – М., 2002 – С. 154.
3. Караковский В.А. Воспитательная система в школе – М: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2004. – С. 146.
4. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2020 года.
5. Комплексная программа воспитания в организациях образования РК. 2006-2011.

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально экономических условиях, условиях преобразования и реформ, в условиях кризиса в общественном сознании, вызванного необычным информационным бумом во всех областях жизни современного человека, что способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества.

В этих условиях борьбы за свое существование школа как никогда призвана не только давать образование, но и создавать условия для воспитания, развития и реализации личности. Школа в данной ситуации дает возможность в знакомой и предсказуемой среде высказать и выслушать то, что тревожит и интересует сегодняшнего школьника, а также скорректировать влияние внешней среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, выработанными в этой системе.

Исходя из государственного заказа школе, а также социального заказа родителей основу воспитательной системы нашей школы составляют общечеловеческие ценности, которые, став ориентирами для растущего человека, помогали бы ему сформировать свой характер, побуждали бы его к высоконравственным мыслям, делам и поступкам.

Воспитательная работа в школе по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу. Она не всегда носит добровольный характер. Определяющая роль в ее планировании принадлежит учителю. Внеклассные мероприятия можно рассматривать как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Велика роль внеклассной работы в организации свободного времени, в развитии познавательных интересов, творческих способностей учащихся и проведении индивидуальной работы с ними. В период обучения в школе формирование личности зависит от того, насколько полно учитываются ее персональные особенности, интересы и склонности, способности и дарования. Значительная часть работы с учащимися по их интересам приходится на внеурочное время.

Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся.

По мнению Ю.Б.Зотова, внеурочная работа многоцелевая [1].

Целями внеклассной работы являются:

• расширение и углубление знаний, умений и навыков;

• стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

• всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Понятие «воспитание» в педагогическом значении на наш взгляд более точно было дано Поповой М.П.: Воспитание можно определить как социально обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры [2].

Доминирующим направлением работы воспитательной работы является помощь в самореализации личности ребенка, т.е. личностно ориентированная направленность воспитательной работы при условии доверия ребенка и его семьи к требованиям школы, а формирование этих ценностей является основой для формирования личности каждого ученика, что является конечной целью учебно-воспитательного процесса [3].

Главной идеей школы является воспитание личности социально адаптированной, ответственной, готовой к самоактуализации и самореализации.

Генеральной целью воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного воспитания является создание системного подхода к воспитательной деятельности, где прослеживается взаимосвязь компонентов педагогического процесса, как на уроках, так и во внеурочное время (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного), что приводит к целостному развитию личности учащегося, создание условий для самоактуализации, самореализации, самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя. Это способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных взаимоотношении в коллективе [4].

Исходя из цели воспитательного процесса, сформулированы задачи воспитательной деятельности:

Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю.

Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию у них основам культуры и общения, умений построения межличностных отношений.

Способствовать формированию самосознания, осознания собственного «я», оказывать помощь ребенку в самоопределении и самореализации.

Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы.

Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Привлекать учащихся к здоровому образу жизни, способствовать формированию осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.

Создавать условия для открытого воспитательного пространства, в котором родители принимают активное участие.

Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе. Общечеловеческие ценности, предложенные В.А. Караковским, являются системообразующими факторами воспитательной системы [5, 6].

Основываясь на них и исходя из задач была составлена модель личности выпускника. В центре самая яркая звезда нашего созвездия – выпускник, и качества семи основных направлений характеризующие достойную, социально адаптированную личность.

Эти семь ценностей были выбраны в качестве основных направлений воспитательной системы.

Деление воспитательных мероприятий по направлениям достаточно условно. Решая задачи, к примеру, направления «Земля», мы затрагиваем вопросы направления «Знание» (интеллектуальные конкурсы, научные конференции и семинары по экологическому краеведению), «Труд» (экологические субботники), «Человек (влияние экологических проблем на здоровье человека) и т.п.

Т.е. все направления Человек, Культура, Труд, Земля, Знание, Семья, Отечество, тесно взаимосвязаны между собой и направлены на формирование цельной личности [6].

О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей» предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

1. Воспитание – это органическая часть целостного «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.

2. Процесс воспитания – это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.

3. «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.

4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.

5. Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающим для гуманистической ориентации педагога.

6. Участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным.

7. Коллективная творческая деятельность – это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и взрослых [7].

В настоящее время эффективно готовить молодежь к жизни может только школа воспитывающая. Хочется закончить словами Лиферова А.П.: «Чтобы стать центром сообщества школа сама должна стать глобальным сообществом, где вклад каждого в общее дело, где отношения учащихся и родителей к учебному процессу не потребительское, а конструктивное и созидательное. Разработка концепции школы от ее общей миссии и портрета выпускника, до разработки планов, программ и требований к уроку, к оценке результатов – процесс длительный и непрерывный, т.к. требования жизни и новые наработки учителей вносят в него свои коррективы» [8].


Библиографическая ссылка

Бельгибаева Г.К. ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-2. – С. 130-132;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34553 (дата обращения: 10.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674