Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА

Дюсенова С.Б. 1 Корнеева Е.А. 1
1 Карагандинский государственный медицинский университет
В Карагандинском государственном медицинском университете из интерактивных методов обучения применяются проблемные лекции, командно ориентированное обучение (Team-Based Learning – TBL). При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс – выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала. При интерактивном обучении цель обучения состоит в подготовке студента как субъекта своей образовательной деятельности и конкурентоспособного специалиста практического здравоохранения.
интерактивные методы обучения
проблемные лекции
командно ориентированное обучение
1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000.
2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
1. Балаев А.А. Активные методы обучения. – М., 2006.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону, 2000.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школ», 2001.
4. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. – 2005. – №3. – С. 23-28.
5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001.

Разработка национальной, казахстанской модели образования направлена на решение проблемы востребованности в условиях рыночной экономики будущего специалиста – выпускника ВУЗа, вопроса эффективности полученных знаний специалиста, и последнее – это умение приспособления в быстро меняющихся экономических и геополитических условиях своей профессиональной квалификации к новым требованиям и условиям времени. Формирование будущего специалиста происходит в вузовских аудиториях, трудоемкий процесс подготовки кадров базируется методиках обучения, от степени эффективности которых и зависит уровень квалификации будущего выпускника. Основными национальными документами в области медицинского образования являются: Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, от 07 декабря 2010 г., Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан Саламатты Казахстан на 2010-2015 годы, от 01 февраля 2010 г., Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011-2015 годы.

В 2007 году в Карагандинском государственном медицинском университете создан Центр медицинского образования (ЦМО), цель ЦМО – обеспечение подготовки преподавателей медицинских организаций образования и медицинских специалистов в области инновационных технологий в медицинском образовании.

На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, выступить в качестве проводника разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке.

Интерактивная модель ориентирована на необходимость достижения понимания передаваемой информации. Причем сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений.

Внедрение современных педагогических технологий, современное образование должно соответствовать реальным потребностям и международным стандартам. Интерактивные методы обучения включают: проблемные лекции, презентации, дискуссии, кейс-стади, работу в группах, метод мозгового штурма, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод блиц-опроса, метод анкетирования и др.

 Одним из эффективных методов активации процесса обучения, применяемые в КГМУ является проблемные лекции. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление. С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1. усвоение студентами теоретических знаний;

2. развитие теоретического мышления;

3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста [2].

Главный успех данного метода в том, что преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Однако на начальном этапе использования этого метода его можно внедрять в структуру готовых ранее разработанных лекций, семинаров как дополнение.

Другим эффективным методом интерактивного обучения, применяемые в КГМУ является командно ориентированное обучение (Team-Based Learning – TBL), как один из инновационных методов обучения в медицинском вузе позволяет студентам выработать навыки работы в команде, коммуникативные навыки, навыки лидерства. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Метод командно ориентированное обучение позволяет: принимать верные решения в условиях неопределенности, разрабатывать алгоритм принятия решения, овладеть навыками исследования ситуации, разрабатывать план действий, применять полученные теоретические знания на практике, учитывать точки зрения других специалистов. Главные идеи процесса TBL: обучение в коллективе, обучение в малых группах, взаимная оценка, обучение навыкам межличностного общения и общения коллегами, обучение навыкам ведения дискуссии и предоставления собственного мнения в групповой дискуссии.

Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

Разработана общая технология работы при использовании метода командно ориентированное обучение.

Нами проведено занятие по методу командно ориентированного обучения. Группа из 10 человек была поделена на 2 подгруппы. Методика проведения занятия включала: индивидуальное тестирование (10 минут – 10 %), командное тестирование (10 минут – 20 %), разбор тестов – 5 минут, клинический случай (CBL) (40 минут – 30 %), закрепление темы в виде лекции по теме занятии – 15 минут, практические навыки (5 минут – 20 %), демонстрация видеофильма по практическим навыкам – 5 минут, итоговое групповое тестирование (10 минут – 20 %). Результаты были представлены студентам. В конце занятия студенты дали обратную связь устно. Они подчеркнули положительные моменты методики командно ориентированного обучения. Основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:

– нахождение проблемной формулировки темы занятия;

– организация учебного пространства, располагающего к диалогу;

– мотивационная готовность студентов и преподавателя к совместным усилиям в процессе познания;

– создание специальных ситуаций, побуждающих студентов к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

– выработка и принятие правил учебного сотрудничества для студентов и преподавателя;

– использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;

– оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;

– развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.

В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий.

Таким образом, при интерактивном обучении цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке студента как субъекта своей образовательной деятельности и специалиста практического здравоохранения.


Библиографическая ссылка

Дюсенова С.Б., Корнеева Е.А. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-2. – С. 138-140;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34555 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674