Концепции развития образования Республики Казахстан до 2020 года, развивающей основные принципы образовательной политики Казахстана, отмечается, что развитие казахстанской системы образования происходит в условиях прежней методологии образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного её вхождения в мировое образовательное пространство, проявляется явное отставание образовательной системы от потребностей рыночной экономики и открытого гражданского общества [1, с.2].
Среди основных причин отставания системы образования авторами Концепции называется и «…недостаточная эффективность механизмов формирования у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей народов Казахстана», поэтому выдвигается ряд задач, касающихся:
• совершенствования законодательной, нормативной, правовой базы функционирования казахстанской модели образования на основе дальнейшей демократизации и участия общества в управлении образованием;
• интеграции в мировое образовательное пространство;
• развития образования с учетом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей Казахстана [1, с. 4].
Решение этих важных задач, на наш взгляд, возможно в ходе дальнейшего реформирования и обновления содержания вузовского образования на основе возрождения интеллектуального, духовного потенциала общества; обращения к народному опыту воспитания, к духовным корням развития этнических культур; глубокого изучения общего и специфического в культуре разных народов, а также самобытности и уникальности системы воспитания каждого отдельного этноса; изучения и анализа закономерностей развития национального самосознания, этнической идентичности, народного опыта и традиций этнического воспитания, необходимых в процессе подготовки будущих специалистов.
Изучение многочисленных научных работ казахстанских и зарубежных исследователей в области профессионального образования (Б.А. Абдыкаримов, Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, А.А. Калюжный, С.Т. Каргин, А.К. Кусаинов, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Г.К. Нургалиева, В.А. Сластенин, Н.Д. Хмель и другие) показывает, что вхождению будущего учителя в социальный мир, его продуктивной адаптации и успешной самореализации в поликультурном пространстве, развитию его профессионализма и личностных качеств, обеспечению преемственности поколений в передаче системы этнических ценностей уделяется большое внимание. Особо актуализируется обращение к культурно-историческому наследию каждого народа, отражающее многовековые традиции, обычаи, нравы, национальное самосознание. В таких условиях педагогическая практика различных этносов может выступать реальным источником развития процесса подготовки подрастающего поколения к жизни.
Из этого следует, что этнопедагогические аспекты решения задач образования и воспитания, изучение и использование традиций и опыта этнического воспитания в современных условиях становятся предметом особого внимания, потому что «они и являются сердцевиной, ядром, стержнем всей и всякой культуры. Развитие, подъем культуры надо начинать с создания благоприятных условий для возрождения традиционной культуры воспитания, что является началом всех начал. Подтверждением этому может служить «золотое правило» этнопедагогики, сформулированное Г.Н. Волковым: без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, а без личности – нет народа как исторической личности [2, с. 79].
Развивая эту мысль, исследователь С.П. Беловолова отмечает, что решающим звеном в этом взаимодействии – память – традиция – культура – воспитание – духовность – личность – народ – оказывается воспитание, относительно которого все структурные элементы являются не только симметричными, но и подчиненными: они как бы оказываются стянутыми именно к центру – воспитанию [3, с.129]. Именно поэтому в настоящее время решение педагогических проблем, стоящих перед современным образованием и воспитанием, невозможно без серьезного анализа реального состояния педагогической культуры человеческого общества, с одной стороны, с другой – этнических особенностей педагогической системы каждого народа, а также их использования в подготовке будущих учителей к профессиональной педагогической деятельности.
Таким образом, ведущим звеном в процессе сохранения и приумножения этнических культур в настоящее время выступает система воспитания и обучения детей и молодежи, социальная функция которой реализуется через обновленное содержание воспитания и обучения, методы и формы их организации, язык как хранителя культуры. Именно они обеспечивают приобщение подрастающего поколения к сокровищнице как национальных, так и мировых культур.
Кроме этого, необходимость подготовки будущих учителей к этническому воспитанию школьников в условиях поликультурного Казахстана определяется:
• особенностями современной социо- и этнокультурной ситуации;
• условиями полиэтнической образовательной среды;
• расширениями международных связей с ведущими зарубежными университетами, участием в международных проектах и программах;
• сотрудничеством и интеграцией Казахстана в мировое экономическое, культурное, образовательное и информационное пространство;
• мировыми глобализационными процессами;
• условиями этнокультурного образования.
Эти явления не существуют отдельно друг от друга, они взаимосвязаны между собой и взаимообуславливают друг друга, поэтому необходимо учитывать их влияние на образовательные и воспитательные процессы.
Изучение ряда нормативных и концептуальных документов (Закон «О языках в Республике Казахстан»; «Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан»; «Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы»; Культурный проект «Триединство языков»); определяющих стратегические цели образования в нашем государстве показывает, что реализация их основных положений будет способствовать обеспечению соответствующей подготовки студентов, где одним из результатов вузовского образования должна быть готовность будущих учителей к этническому воспитанию школьников [4-7].
Принятый 11 июля 1997 «Закон о языках в Республике Казахстан» устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в нашей стране языкам.
Большое значение заключается в законодательном закреплении основных его положений о том, что:
• каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;
• В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку;
• в местах компактного проживания национальных групп при проведении мероприятий могут быть использованы их языки;
• государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана [4, с. 215].
Таким образом, уже в первые годы становления суверенитета и независимости, наше государство проявило уважение и толерантность ко всем этническим группам, проживающим на территории нашей страны, и решительно заявило о необходимости развития языков, а значит и культуры всех народов, населяющих нашу Республику. Принятие «Закона о языках», несомненно, имело огромное историческое значение, так как он раскрывал идеологию и политику государства в этом направлении, с одной стороны, а с другой, в силу полиэтничности казахстанского общества, подчеркивал важность воспитания культуры межэтнических взаимодействий, способствующих признанию того, что люди, различаясь по внешнему виду, положению, речи, поведению, имеют право жить и мирно сосуществовать, сохраняя родной язык и свою этническую самобытность.
Автор Концепции этнокультурного образования Ж.Ж. Наурызбай, актуализируя вопросы разработки официальной политики государства в сфере межэтнических отношений, интерпретирующей этносоциальную ситуацию в целом и ее отдельные аспекты, убедительно обосновывает необходимость учета этнокультурных интересов населения в области образования. Акцентируя внимание на создании новой модели образования, он отмечает, что в основной ее идее, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп и одновременно освоение ценностей и стандартов других культур, подчеркивается важность сохранения этнической идентичности и обеспечения восприятия общегосударственных ценностей. Анализируя кризис образовательной системы в переходную эпоху, ученый приходит к выводу о том, что унификация содержания обучения и воспитания привела к тому, что не удовлетворялись этнокультурные потребности нации и национальных групп страны, и на этом основании разрабатывает стратегию этнокультурного образования в Республике Казахстан, направленную на реализацию двух взаимосвязанных целей: первая из которых связана с этнической идентификацией, а вторая с государственной интеграцией.
Кроме этого, в Концепции отмечается, что специфика Казахстана определяется:
• полиэтническим и многоконфессиональным составом населения;
• неравнозначностью распространенности и коммуникативной значимости государственного и русского языка;
• наличием представителей нескольких национальных групп, не имеющих собственной этнической государственности, что повышает ответственность страны за сохранение присущей им самобытной культуры;
• поддержкой и содействием государства и общества в создании возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства [5, с. 2].
Необходимо отметить, что в Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан Ж.Ж. Наурызбай разрабатывает ряд положений, имеющих непосредственное отношение к исследованию проблемы этнического воспитания школьников и подготовки будущих учителей к этому виду деятельности, среди которых:
• этнокультурная идентичность народа – как результат знаний своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев, формирующаяся в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации, которой отдельный народ может достигнуть в относительно короткое время;
• государственная интеграция – как фундаментальная и стратегическая цель этнокультурного образования, достижение которой требует усилий всех этносов в государстве, как основное условие возможности этнической идентификации народа, населяющего Казахстан;
• этнокультурное пространство как культурная почва, поле для развития этнических культур, как материальное условие развития национально-культурных общностей, являющееся с одной стороны, необходимым условием для этнокультурного образования, с другой – средством его воспроизводства;
• поликультурная личность – как индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры для него – фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими – основание для духовного обогащения и развития [5, с.4]. Это краткое и емкое определение, отражая собственное видение автора Концепции, вмещает в себя требования государства к новому поколению, воспитанному в духе патриотизма и принципа диалога культур, диалога, построенного на взаимоуважении, взаимообогащении, взаиморазвитии и взаимообновлении.
Кроме этого, в Концепции определены органически взаимосвязанные составляющие этнокультурного образовательного пространства: институциональная (школы, колледжи, вузы и т.д.), внеинституциональная (курсы, библиотеки, радио и т.д.), неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей), а также стадии реализации этнокультурного образования в условиях названного пространства, которое, по мнению автора Концепции, наиболее эффективно может быть создано в школах.
Соглашаясь с выводами ученого о необходимости создания этнокультурного образовательного пространства и использования содержания учебных курсов средних специальных и высших учебных заведений, которые занимаются подготовкой педагогических кадров, хотим отметить, что, на наш взгляд, реализация основных положений Концепции требует подготовки будущих учителей всех педагогических специальностей к этническому воспитанию школьников, потому что в рамках институционального образования обязательным условием является, среди других и полиязычие, предполагающее изучение родного, государственного и иностранных языков. Это, во-первых. Во-вторых, внеинституциональное обучение и погружение в практику, занимающее особое место в системе этнокультурного образования, привлечение национально-культурных центров, кружков и курсов при школах, дворцах культуры, в учебных заведениях имеют важное значение как в этническом воспитании, так и процессе этнокультурного образования, как необходимой его составляющей.
Необходимо отметить, что этнокультурное образование и этническое воспитание тесно взаимосвязаны и взаимодополняют процесс формирования личности, потому что этническое воспитание – «глубоко специфическое воспитание, им должен быть проникнут весь дух семьи, школы – особенно начальное звено» [6, с.177], а дальше, действительно, «на основе родного должно осуществляться воспитание поликультурной личности» (Ж.Ж. Наурызбай).
Для решения государственной задачи вхождения Казахстана в число наиболее успешных и развитых стран мировой экономики был принят культурный проект «Триединство языков», предложенный Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым [7, с.2].
Изучение языков приобретает исключительную значимость и является обязательным и неотъемлемым компонентом комплексной общей профессиональной подготовки специалистов, в основе которой закладываются психолингвистические основы восприятия полиязычия.
Разработка данного проекта связана с сотрудничеством и интеграцией нашего государства в мировое образовательное пространство, которые являются одними из главных направлений в политике Казахстана и развитии внешнеполитического курса страны. Намеченные Президентом задачи по реализации данного культурного проекта определили ключевые направления языковой политики, ее стержневую идею по гармонизации духовной сферы общества на основании толерантного сосуществования этносов и языков.
Культурный проект «Триединство языков» нацеливает на обеспечение поликультурного и духовного роста нации, укрепление роли государственного языка, как фактора укрепления казахстанской государственности, а также русского и английского языков. Формирование поликультурной направленности личности обусловлено процессом интеграции, стремлением создать общество, в котором культивируются межличностные и межэтнические отношения. В такой ситуации родной язык воспринимается как важнейшая ценность, а уважение к нему со стороны носителей других языков становится обязательной нормой.
Анализ реалий современного мира убеждает нас в том, что функции языка отражают все грани диалектики развития общества, проявляющиеся как в сохранении национально-культурных традиций и этнических корней, так и в динамике информационно-интеграционных процессов. Роль языка в условиях глобализации, экономической, политической и межкультурной координации определяется стратегическими задачами по формированию единого информационного, образовательного, интеллектуального пространства, открывающего новые горизонты к сотрудничеству и взаимодействию народов и государств.
Следовательно, язык, являясь неотъемлемой частью культуры, отражающей, сохраняющей знание предков, проявляет их этническую неповторимость и самобытность. В языке воплощены страницы истории народа, его традиции, представлен уникальный мир, утверждающий ценность и неповторимость каждого этноса, где сохранение национального языка и культуры является обязательным условием его существования и развития в современном полиэтническом мире, а неизбежные процессы глобализации и интеграции, раздвигающие пространственные границы и культурно-языковые барьеры, не могут поглотить, уничтожить языки и культуры народов и помешать толерантному, сбалансированному, гармоничному их сосуществованию.
Если учитывать, что сегодняшние школьники вскоре станут полноправными гражданами суверенного Казахстана и будут в ответе за его будущее, то планомерная организация этнического воспитания школьников будет способствовать:
1. укреплению толерантности и доверия в отношениях между казахстанскими этносами; гармонизации межэтнических и межкультурных отношений; обеспечению условий для формирования духовно-культурной общности казахстанцев;
2. превращению государственного языка в неотъемлемый элемент внутренней культуры представителя каждого казахстанского этноса;
3. развитию культуры языков казахстанских этносов, объединенных вокруг государственного языка и культуры казахского народа;
4. формированию полиязычия, при котором государственный и официальный языки, а также иностранные языки приобретут реальные перспективы для дальнейшего развития как средства межэтнического и межкультурного общения; укреплению казахстанского патриотизма и гражданственности.
Таким образом, вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что в процессе подготовки будущих учителей к этническому воспитанию школьников необхо-
димо:
1. следовать языковой политике государства, которая гарантирует равноправное и свободное развитие языков, а, следовательно, и культур всех этнических групп, проживающих на территории нашего государства;
2. акцентировать внимание студентов не столько на отличительных особенностях систем этнического воспитания разных народов, сколько на их общих сближающих принципах, которые заключаются, согласно результатам исследования Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова, М.И. Стельмаховича, Арсалиева Ш.М.-Х., У.Ш. Атангулова,
А.Ш. Гашимова, в том что:
• основы личности закладываются в самом раннем детстве;
• народная педагогика охватывает все возрастные периоды развития человека;
• человек рассматривается как частица природы;
• используется многообразие средств и методов воздействия на воспитуемого;
• педагогическая культура каждого народа держится на его языке;
• в основе этнических систем воспитания лежат идеалы добра и справедливости; каждый народ так стремится воздействовать на личность, чтобы в конечном итоге приблизить личность ребенка к идеалу совершенного человека своего этноса [2; 8-10].
Мы считаем, что целенаправленная, планомерно организованная подготовка будущих учителей к этническому воспитанию школьников, формирование соответствующих знаний и умений его осуществления, будет в полной мере способствовать развитию профессионально значимых качеств будущих учителей, важнейшими из которых являются – толерантность, гражданственность и патриотизм.
Только в этом случае, можно утверждать, что в результате такой подготовки будущие учителя научатся:
• осознавать уникальность этносов, языков, культур и воспринимать различия в национальных культурах, понимать их ценности, как естественные явления в современном полиэтническом мире;
• находить не только отличительные особенности, но и сходства в культуре, языке, истории разных народов;
• активно выступать против отчуждения от культурного нигилизма, родного языка, маргинализации подрастающего поколения, а также этнического неравенства и дискриминации народов, имеющих, к сожалению, еще место в современном мире.
Библиографическая ссылка
Жекибаева Б.А., Калимова А.Д. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЭТНИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-2. – С. 141-146;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34556 (дата обращения: 10.11.2024).