Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Успехи современного естествознания" № 1 от 11.08.17г. на основании выявления дублирующей публикации ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧУПРОВА ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА, МУЛЛИНА ЭЛЬВИРА РИНАТОВНА ВЕКТОР НАУКИ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ Номер: 4 (19) Год: 2014 Страницы: 192-194
Муллина Э.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Статья посвящена проблеме использования технологий дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования. Показано, что основным достоинством этой формы обучения является предоставление удаленным пользователям интерфейса, который дает возможность оптимально использовать все функционалы информационно-образовательной среды ДО с максимальным удобством для всех участников образовательного процесса. Приводятся отличия содержания педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности студента, работающих в режиме реализации технологий дистанционного обучения, а также рассматриваются особенности организации учебного процесса.
дистанционное обучение
технологии дистанционного обучения
дистанционные курсы
интерактивные мультимедиа курсы
учебный процесс
1. Дистанционное обучение / Учебное пособие под ред. Е.С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
2. Домрачеев, В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 10-12.
3. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета: автореферат дис… канд. пед. наук / О.В. Ершова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 24 с.
4. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. ИНФО, 1996. № 3.
6. Чупрова Л.В. Студент как субъект образовательного процесса // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 8. С. 228-231.
7. Чупрова Л.В. Сущность образовательного процесса в вузе с позиций социального и психолого-педагогического знания // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 41. С. 47-49.
7. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Учебно-методический комплекс как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5; URL: www.science-education.ru/119-14467 (дата обращения: 15.11.2014).
8. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Тестирование как метод контроля учебных достижений студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: www.science-education.ru/117-13669 (дата обращения: 10.07.2014).
9. Шудегов, В.Е.. Роль дистанционных образовательных технологий в современной системе образования. М., 2005. № 4.

Введение. Современные требования, предъявляемые рынком к квалифицированной подготовке специалистов как к основному капиталу общества, довольно высоки. Перед системой образования стоит задача подготовить творчески мыслящего человека, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способного ориентироваться в потоке научной информации и современных информационных технологиях, готового к постоянному повышению общей и профессиональной компетентности, к возможной переквалификации и переподготовке. И этого не могут не учитывать все типы учебных заведений, готовящие специалистов для различных отраслей. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и всё более значимым элементом современных образовательных систем [6].

Одним из высокоэффективных направлений совершенствования методологии высшего образования является использование в учебном процессе технологий дистанционного обучения.

Изложение основного материала. Дистанционное обучение (ДО) в России утвердило себя как прогрессивная образовательная технология XXI века, которая наиболее гибко и адекватно отвечает потребностям общества в обеспечении доступного, качественного образования и предоставляет возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на любом уровне профессиональной компетенции человека, обучения его без отрыва от основной деятельности и места жительства.

Основным достоинством этой формы обучения является предоставление удаленным пользователям интерфейса, который дает возможность оптимально использовать все функционалы информационно-образовательной среды ДО с максимальным удобством для всех участников образовательного процесса. Модульность, динамичность, адаптивность, непрерывность, креативность, открытость являются основные принципами системы ДО.

Дистанционное обучение базируется на преимущественно самостоятельном получении необходимого объёма и требуемого качества знаний и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий [1].

Использование технологий ДО позволяет обучающимся приобрести не только новые информационные компетенции, необходимые каждому профессионалу для успешного функционирования в любой деятельности, но и пополнить перечень навыков и компетенций, относящихся к социально значимым, определяющим дальнейшую успешность человека во всех сферах его жизнедеятельности, а также стать активным субъектом образовательного процесса [5]. Наиболее существенными в этом списке являются следующие:

– умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;

– умение самостоятельно планировать деятельность;

– умение эффективно организовывать деятельность, ориентируя ее на конечный результат;

– умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;

– навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;

– навык рефлексии, способствующий успешному функционированию субъекта в любой деятельности;

– навык самообразования.

Успешность дистанционного обучения зависит от эффективной организации обучения и качества используемых материалов, а также руководства процессом и мастерства участвующих в нем педагогов. В этих условиях происходят существенные изменения в преподавательской деятельности. В качестве первостепенных можно отметить следующие изменения:

– усложнение деятельности по разработке курсов;

– необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов;

– усиление требований к качеству учебных материалов;

– возрастание роли обучаемого в учебном процессе;

– возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся [2, 9].

В настоящее время, пока, преобладает примитивный подход к созданию курсов дистанционного обучения.  Например, предлагаемые дистанционные курсы за редким исключением имеют следующую схему проведения: студенту пересылают материал, он его изучает, выполняет предлагаемые контрольные задания и отсылает их обратно. Дистанционные преподаватели или разработчики дистанционных курсов обычно предлагают для обучения свои учебники или лекции, переведённые в электронную форму без принципиальных структурных, содержательных и целевых изменений, а вся технология обучения состоит в том, что ученики должны изучить этот материал, воспользовавшись при этом телекоммуникационными сетями. В результате формируется репродуктивная методика дистанционного обучения, имеющая те же негативные последствия, что и соответствующая методика очного обучения.

Наряду с традиционными учебными материалами эффективнее будет осуществляться дистанционное обучение при наличии электронной версии курса. Если курс предназначен действительно для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурирования материала определяется особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов  на серверах Internet подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование и организация будут существенно иные [4]. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования. А с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий.

Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся требует создания специфичного учебно-методического обеспечения, а также современных учебно-методических комплексов, позволяющих каждому студенту построить свою траекторию обучения [7]. Обычные учебники сложно использовать при дистанционном обучении, так как они не эффективны для самостоятельного изучения дисциплины. Учебные материалы, представляемые с помощью компьютера, должны иметь иную организацию и структуру. Среди множества электронных форм представления учебных материалов, основанных на компьютерных средствах, наиболее важными являются интерактивные мультимедиа курсы и интерактивные измерительные материалы [4, 8].

Мультимедиа курсы рассматриваются как комплексные средства, сочетающие в себе теоретическую, практическую и контролирующую части, позволяющие осуществлять непрерывный дидактический цикл, а также как целостные средства обучения, интегрирующие дидактические, методические, эргономические, психолого-педагогические особенности обучения.

Создание мультимедиа курсов позволяет решить ряд проблем, возникающих при преподавании естественнонаучных дисциплин с применением технологий дистанционного обучения. Так, преподавание естественнонаучных дисциплин невозможно без использования наглядного материала. Средства наглядности являются обязательными элементами в учебном процессе. Дополняя теоретическую информацию и раскрывая ее содержание, они помогают обеспечить углубленное, расширенное понимание и усвоение информации [4].

Реализация технологий ДО в условиях рейтингового оценивания позволяет студентам очной и заочной формы обучения управлять образовательным процессом, корректирую самостоятельное прохождение курсов и модулей [3].

Вывод. Таким образом, анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях и используемых в ДО, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и преподавателей и экспертов, что в сущности усиливает контроль за качеством этих материалов.

Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде.