Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Оспанова Г.С. 1 Бозшатаева Г.Т. 1 Турабаева Г.К. 1 Узахова А.С. 1 Байбатшаева А.Е. 2 Егембердиев Н.А. 1 Адилхан С.А. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
2 Южно-Казахстанский государственный педагогический институт
В статье отражен опыт организации и контроля самостоятельной работы студентов Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова. Самостоятельная работа студентов способствует установлению более прочной взаимосвязи теории и практики, эффективному освоению профессиональных компетенции, развитию коммуникативных навыков и умений. Готовит студентов к решению типовых задач, активизирует креативность мыслительной деятельности способствует формированию у студентов собственной жизненной позиции. Способствует лучшей адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности.
кредитная система обучение
самостоятельная работа студентов
мировое образовательное пространство
1. Бозшатаева Г.Т., Оспанова Г.С., Турабаева Г.К. Методические указания к выполнению СРС. – Шымкент, 2014.
2. Казакова А.Г. Организация самостоятельной работы студентов – М., 1995.
3. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – Спб.: Наука, 2009.
В изменившихся социально-образовательных условий в обществе, со входом Казахстана в мировое образовательное пространство происходит существенное повышение требований к специалистам – выпускникам. Основной критерий подготовки молодого специалиста в современных условиях – конкурентоспособность на рынке труда. Быть конкурентоспособными значит быть профессионалом в своем деле, обладать такими качествами, как инициативность и самостоятельность. Такие возможности дает кредитная система обучения, принятая и внедренная в высшее образование Республики.

Кредитная система обучения направлена на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

Кредитная система обучения имеет целью обеспечение международного признания национальных образовательных программ, создание условий для мобильности обучающихся и профессорско-преподавательского состава организаций образования, а также повышения качества образования.

Главными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной системы являются:

– унификация объема знаний;

– создание условий для максимальной индивидуализации обучения;

– усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся.

Кредитная система обучения предполагает:

– использование интерактивных методов обучения;

– активизацию самостоятельной работы обучающегося в освоении образовательной программы;

– обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на бумажных и электронных носителях;

– учебные занятия должны проводиться преимущественно в активных творческих формах (кейс-стади, деловые игры, тренинги, диспуты, круглые столы, семинары и др.).

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важной составляющей учебного процесса, направленной на повышение качества, глубины и прочности получаемых знаний при изучении конкретной дисциплины учебного плана, формирование у обучающихся потребности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, в том числе, и в последующей профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа обучающегося – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов.

Самостоятельная работа должна нацеливать на формирование нового типа специалиста, который умел самостоятельно подбирать, обрабатывать, анализировать необходимую информацию и эффективно ее использовал.

Цель исследования: научить студентов самостоятельно работать с учебным материалом, научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитани, привить умения в дальнейшем повышать свою квалификацию.

Материалы и методы исследования

Предметом исследования является организация и контроль самостоятельных работ студентов Южно-Казахстанского государственного университета. Самостоятельная работа в нашем вузе организована как:

– активная аудиторная работа, где основная роль отводится обучающемуся и преподавателю. Это может быть синтез домашней подготовки к занятиям и самой работы во время занятия – тренинг, диспут, деловая игра, презентации, логические задачи, составление кейса, разработка индивидуального и группового проектов и т.п.

– внеаудиторная работа, где основная роль отводится обучающемуся (подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям, написание рефератов и докладов, подготовка презентаций, решение задач, выполнение расчетно-графических задач, перевод текста с иностранного языка, составление литературного обзора по научной теме, проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы, использование ресурсов Интернет: поиск информации в сети, создание студентами тематических web-страниц, выполнение иных домашних заданий).

В исследовании данного вопроса использовались следующие методы: анализ педагогической и психологической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Самостоятельная работа студента направляется и организуется преподавателем, при этом объем учебной нагрузки (количество заданий) по каждой дисциплине не должен превышать объема СРС в часах, предусмотренных для данной дисциплины в соответствии с кредитными часами.

Для достижения высокой эффективности и ритмичности самостоятельной работы студентов необходимо рассмотреть на каждую дисциплину определенное количество формы самостоятельной работы. Рекомендуется при числе кредитных часов:

1 – количество заданий на СРС 2; 2 – количество заданий на СРС 4; 3 – количество заданий на СРС 6; 4 – количество заданий на СРС 8.

Однако в зависимости от степени сложности задания, уровня подготовки студента, трудоемкости дисциплины и по фактическим затратам времени при числе кредитных часов 3 и 4 количество заданий на СРС рекомендуется от 3-х до 6-ти.

СРС проводится по определенным разделам курса или сквозным проблемам, охватывающим несколько тем, разделов или модулей. Наиболее исследовательский характер носит СРС по определенному кругу вопросов.

Все виды СРС могут проводиться разнообразными методическими приемами в различных сочетаниях.

В учебном процессе вуза наиболее распространенными видами СРС являются:

– обзор по теме– письменно написать краткий литературный обзор на 1-2 стр. по рекомендуемой теме с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов Интернета;

– написание глоссария– краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме, можно заменить кроссвордом;

– презентация – выбор студентом определенной темы для презентации и выражение своего видения, понимания или непонимания какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации. Время презентации – 8-10 минут. Оценивается презентация по критерию степени раскрытия темы, степени интереса, вызванного у слушателей, профессионализму;

– деловая игра – ролевая или командная, вырабатывающая у студента навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Иногда требует домашней подготовки или работы в библиотеке;

– учебная конкретная ситуация – ситуация, требующая ответов студента на вопросы по ней или написания своего видения проблемы;

– групповой проект – в группе должно быть не более 4-5 человек, каждая группа разрабатывает своей проект; например как сделать нашу область зоной свободного предпринимательства или обосновать организацию строительного кластера. Рекомендуется использовать ЭММ, блок-схемы и др. Можно проводить в форме КВН;

– индивидуальный проект – выполняется наиболее подготовленными студентами по желанию. Работа должна отличаться уникальностью темы и исследовательским характером;

– устное изложение материалов (presentation). Студент излагает материал на заданную тему в соответствии с вопросами самоподготовки. Время (presentation) – 10-15 минут. Оценивается по следующим критериям – насколько раскрыта тема и вызвала интерес окружающих (обсуждение). Насколько использована литература, в особенности дополнительная.

– письменные работы (конспекты, эссе) производятся в конце каждого модуля. Они должны включать использованные источники. Письменная работа должна быть изложена кратко 1-2 страницы, эссе максимум 2 и содержать исчерпывающую информацию рассматриваемого вопроса;

– тесты проводятся в конце каждого модуля, а также преподаватель может без предупреждения студентов провести пятиминутное тестирование по любой теме. За все правильные ответы -5 баллов;

– составление кейсов. Составляется на основе метода анализа ситуаций. Студентам предлагается осмыслить ситуацию, описание которой отражает проблему. При этом проблема не имеет однозначных решений. Действия в кейсе даются либо в описании, либо предложены в качестве способа решения проблемы;

– рефераты и доклады готовятся студентами по выбору (по одному реферату из каждого модуля). Могут готовиться и группой студентов, каждый из которых разрабатывает один из разделов. Реферат должен раскрыть суть вопроса, быть максимально информативным и содержать собственные выводы;

– отзывы на презентации студентов и рефераты друг друга. Отзыв должен содержать краткий анализ полученной информации, отражать слабые и сильные стороны доклада;

– решение задач. Каждый студент получает от преподавателя индивидуальное задание, которое он должен выполнить в письменной форме;

– составление задач. Студенты составляют условия задач по теме, которую они прошли на лекции. Вместе с условием должно быть приложено решение задачи.

Все задания должны быть сданы вовремя. Задания, выполнение с опозданием, автоматически будут оцениваться ниже (за каждый просроченный день снимается по 0,5 балла с каждого задания).

Для успешной организации СРС нами проводится следующее:

– выдаются задания СРС в начале учебного года (семестра);

– разрабатывается текущий и рубежный формы контроля;

– устанавливается время консультаций СРС.

Кроме того, важным является установление требований и общих ожиданий т.е. в программе обучения для студентов – силлабусе (таблица) преподаватель нацеливает студента на: а) необходимость выполнения домашних заданий; б) на соблюдение сроков выполнения; в) на подготовку и ответственность.

Анализ результатов выполнения СРС является важнейшей формой ее организации и проводится в соответствии с графиками показанными в силлабусе.

Все виды контроля за организацией и проведения СРС реализуются через наличие графиков консультаций, промежуточных отчетов, приема выполненных заданий СРС преподавателями и т.д.

Примеры видов СРС и форм сдачи

Виды СРС

Литература

Форма сдачи

Сроки сдачи

Составление кейсов

1-18

Разработка и презентация кейса

3 неделя

Обзор по теме

5-19

Краткий литературный обзор на 1-2 стр.

5 неделя

Деловая игра

1 -21

Разработка и проведение деловой игры

6 неделя

1 рубежный контроль

1 -21

Письменная контрольная работа

7 неделя

Подготовка и защита доклада

1-10

Защита доклада на 5 мин

10 неделя

Написание глоссария

1 -21

10-15 основных понятий и определений

11 неделя

Портфолио

1-21

Презентация портфолио

13 неделя

2 рубежный контроль

1 -21

Коллоквиум

15неделя

Нами используются следующие виды контроля:

– входной контроль знаний и умений (на лекциях, практических и семинарских занятиях) в начале изучения курса;

– контроль за усвоением студентами учебного материала на лекциях путем проведения экспресс-опросов (письменных или устных) по конкретным вопросам, проблемам, темам курса;

– текущий контроль, регулярные проверки уровня усвоения материала студентами на семинарах, лабораторных и практических занятиях;

– рубежный контроль по окончании раздела, темы курса (по модулям);

– самоконтроль, осуществляемый студентами в процессе изучения учебной дисциплины при подготовке к контрольным работам, коллоквиумам;

– тестирование.

Для методического обеспечения и руководства СРС наша кафедра располагает необходимыми учебно-методическими материалами и литературой, в полной мере отражающими содержание программ по дисциплинам, учебными пособиями по изучаемым дисциплинам, методическими указаниями по самостоятельной подготовке к различным видам занятий (семинарские, практические, лабораторные и т.п.) с учетом специальности, особенностей контингента группы, объема и содержания самостоятельной работы, форм контроля и т.п.

Выводы. Многолетний опыт организации и контроля самостоятельной работы студентов в нашем вузе показал, что грамотно организованная СРС способствует установлению более прочной взаимосвязи теории и практики, эффективному освоению профессиональных компетенции, развитию коммуникативных навыков и умений. Готовит студентов к решению типовых задач, активизирует креативность мыслительной деятельности способствует формированию у студентов собственной жизненной позиции. Способствует лучшей адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Оспанова Г.С., Бозшатаева Г.Т., Турабаева Г.К., Узахова А.С., Байбатшаева А.Е., Егембердиев Н.А., Адилхан С.А. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-4. – С. 451-454;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34633 (дата обращения: 18.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074