Введение
Инновационные преобразования экономики современной России связаны с реформированием всех обеспечивающих направлений и структур, в частности, инновационными преобразованиями образовательного процесса высшей школы. Образовательные организации (вузы) рассматриваются как центры инноваций, представляющие ядро инновационной интегрированной системы, позволяющей решать целый комплекс задач. В связи с этим на образовательные организации накладывается особая ответственность в подготовке высококвалифицированных и конкурентноспособных кадров.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [2].
Современные высшие учебные заведения функционируют в сложных условиях, обусловленных нестабильностью социально-экономической обстановки, ужесточением конкурентной борьбы между образовательными учреждениями, снижением численности потенциальных абитуриентов [4]. Все это требует от вузов поиска новых форм и методов организации образовательного процесса, внедрения в процесс обучения инновационных технологий [3].
В российской системе образования определилась тенденция системных изменений, направленная на соответствие образовательных услуг требованиям инновационной экономики и запросам общества. В этой связи на повестку дня вышла проблема широкого внедрения в образовательный процесс инновационных преобразований в высшей школе. Эта тема особенно актуальна для заочной формы обучения и, как ее разновидности, для дистанционной формы. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется право использования образовательными организациями «электронного обучения» и «дистанционных образовательных технологий». Данным законом закрепляется понятие инновационной деятельности в образовании как «деятельность, направленная на совершенствование кадрового, правового, учебно-методического и иного обеспечения системы образования» [1].
Кадровое обеспечение образовательного процесса должно соответствовать современному уровню требований к подготовке высокопрофессиональных специалистов в различных областях знаний и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлениям подготовки. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса должно соответствовать законодательным актам на федеральном уровне, отраслевым и локальным нормативным документам. Ответственность за совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса несут образовательные учреждения и их структурные подразделения: учебно-методические управления, отделы, кафедры и непосредственно научно-педагогические работники. Только их постоянное стремление к совершенствованию содержания, форм, методов и технологий образовательного процесса может обеспечить инновационные преобразования в образовании [9].
Конституция РФ гарантирует всем гражданам России доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационной социально-ориентированной экономики. Поэтому инновационные процессы в образовании должны иметь не акционный, а системный циклический характер, направленный на постоянное совершенствование и внедрение в образование инноваций. Содержательная структура инновационного процесса предполагает внедрение новшеств в обучение, организацию учебного процесса, воспитательную работу, учебно-методическое обеспечение, управление образовательной организацией [6].
Планирование деятельности образовательных организаций в свете инновационных преобразований должно опираться на проблемно ориентированный анализ деятельности вуза, потребности в его услугах на региональном рынке труда и требования работодателей-заказчиков [5]. Исходя из этого, должна формироваться концепция развития образовательной организации и стратегия ее реализации, направленная на достижение поставленных целей и задач. Одним из важнейших аспектов образовательных процессов высшей школы является установление оптимальных пропорций в соотношении приобретаемых теоретических знаний и практических навыков, позволяющим выпускникам вузов реализовать себя как профессионалов в выбранной сфере деятельности, конкурентноспособных на региональном рынке труда [8].
В силу ряда причин социально-экономического характера и возможной отдаленности местожительства инновации в образовательном процессе заочной и дистанционной форм обучения имеют особую актуальность. В связи с этим на первое место выходит совершенствование информационно-коммуникационных технологий образовательного процесса, позволяющее решать следующие основные задачи:
- развитие единого информационного пространства образовательного процесса и одновременное присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного процесса;
- создание, развитие и эффективное использование информационных образовательных ресурсов с возможностью повсеместного доступа и работы с ними;
- обеспечение возможности выхода в сеть Интернет любого участника образовательного процесса в любое время и в любом месте.
Решение этих задач позволит совершенствовать систему образовательного процесса, повысить продуктивность самостоятельной работы обучающихся, активизировать процесс обучения и привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности, обеспечить гибкость процесса обучения, индивидуализировать подход преподавателя к каждому обучающемуся и в целом повысить эффективность образовательного процесса.
Реализация компетентностного подхода подготовки бакалавров и магистров в современной высшей школе предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения лекционных и практических занятий.
Приоритетными направлениями в учебном процессе являются:
• Инновации в лекционной форме занятий. Для студентов заочной формы обучения необходимо переходить от традиционно принятых лекционных занятий (вводная лекция, лекция-информация, обзорная лекция) к их инновационной форме (проблемная лекция, лекция-визуализация с использованием мультимедийных средств, видео-лекция, бинарная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция, лекция-консультация и т.д.).
• Инновации в интерактивной форме занятий (компьютерные симуляции, деловые игры, кейсы, тренинги, выездные семинары, беседы, диспуты и т.д.) [10].
Важным моментом при организации интерактивных занятий является мотивация обучающихся, имеющая целью сконцентрировать их внимание на изучаемой теме, показать важность усвоения и практическую значимость данного материала. От правильной мотивации во многом зависит эффективность усвоения студентами данного материала.
• Инновации в организации самостоятельной работы студентов предусматривают широкое использование электронных учебных ресурсов.
• Инновации в системе оценивания знаний студентов. Введение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов по всем формам контроля (текущей, промежуточной, итоговой) является мощным стимулом, побуждающим студентов к глубокому изучению основ теоретического курса и приобретению практических навыков. Важным моментом является гибкость, справедливость и наглядность системы оценивания. Возможность накопительного принципа балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов помогает проявить индивидуальные способности студентов и в итоге позволяет ему получить более высокий балл на каждом этапе оценивания.
При реализации дистанционного обучения, как формы заочного обучения, перспективными направлениями инноваций в образовательном процессе являются:
• использование универсальной библиотечной системы (ЭБС);
• электронные обучающие ресурсы (единая база доступа);
• курсы аудио- и видео-лекций, размещенные на сайтах образовательных организаций;
• курсы аудио- и видео-лекций на CD-носителях, распространяемые через библиотечную сеть;
• интернет-сервис Антиплагиат.РУ;
• консультации профильных преподавателей в Скайпе;
• электронные ресурсы (учебно-методические разработки, задания по контрольным работам, темы курсовых работ, домашние творческие задания, темы научных докладов, рефератов), размещенные на страницах кафедр на сайтах образовательных организаций.
Наличие электронных ресурсов в разрезе изучаемых дисциплин будет способствовать лучшей возможности получения студентами знаний, умений и владений в соответствии с компетенциями, регламентируемыми ФГОС по соответствующим направлениям подготовки бакалавров.
Инновации в образовательном процессе побуждают всех участников этого процесса к творческому поиску, активизируют их учебную, учебно-методическую и научно-исследовательскую деятельность, способствуют развитию творческих индивидуальных способностей. Имеет место и изменение роли преподавателя в образовательном процессе: из центральной фигуры, источника учебной информации преподаватель превращается в помощника, организатора процесса обучения, регулятора творческого процесса приобретения студентами знаний и компетенций.
Инновации в образовательном процессе способствуют интеграции образования, науки и бизнеса, что накладывает особую ответственность на образовательные организации высшей школы [7].
Творческий, креативный подход к процессу образования и широкое внедрение инноваций будут способствовать повышению эффективности образовательного процесса и, в конечном счете, формированию высококвалифицированных востребованных профессионалов, уровень компетенций которых отвечает государственным образовательным стандартам.
Библиографическая ссылка
Гусарова О.М. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-1. – С. 126-128;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34793 (дата обращения: 11.10.2024).