Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ КРИТЕРИАЛЬНОМ ОЦЕНИВАНИИ ЗНАНИИ

Абекова Ж.А. 1 Оралбаев А.Б. 1 Ермаханов М.Н. 1 Ходжаева Г.Т. 1
1 Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова
В этой статье показано значение и практическое применение методики формирования учебно-познавательной деятельности учащихся при критериальном оценивании. Наряду с этим, обсуждаются преимущества и отличия критериального оценивания в современных школах.
критериальное оценивание
педагогические инновации
формирование учебно-познавательной деятельности
педагогические технологии
1. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казпхстан. – Астана, 2010. – 27с.
2. Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года. № 832.
3. http:// moodle. nis.edu. kz.
4. Ким Е.О. Критериальное оценивание, 2014. – 30 с.

При современном развитии общества, в век компьютерной грамотности и ускоренного инновационного развития нынешная молодежь получает невероятно огромную информацию. При таком развитии знаний, науки и техники важно умело сконцентрировать и ориентировать мысли для узкой специализации, для отбора необходимой информации по своей специальности.

Естественно в современном обществе общеобразовательные процессы и педагогические инновации развиваются бурными темпами. Этот огромный опыт педагогических инноваций, также результаты психолого- педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации полученных знаний. В этом огромном потоке полученных знаний и информаций важно не потерять свой ориентир молодежи в своей будущей узкой специализации.

В современной школе качество обучения и преподавания дисциплины естественным образом находятся в непосрественной зависимости от педагогической технологии, которая должна быть принята для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей.

Система оценивания, воплощая в себя принципы, которые положены в основу образовательного процесса, в целом должны являться главным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи [1, 2].

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.

В основе известной традиционной системы оценивания лежит нормативный, усредненный подход-это означает сравнение индивидуальных достижений ученика с нормой, т.е. результатами большинства школьников. Большинство школьников, как известно учатся в среднем на 3 или 4 балла, у них нет стимула к улучшению своих результатов.

Естественно при такой системе очень трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания [4]. Традиционно во всех образовательных учреждениях, школах принята сложившаяся веками система пятибальной шкалы оценивания знаний учащихся. Эта система в принципе отражает полученные знания школьников по всем предметам школьного курса. Но при бурном развитии современого общества она требует само собой определенной корректировки.

Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов:

2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»),

4 («хорошо»), 5 («отлично») и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд следующих позиций:

• уровень учащегося относительно определенного эталона,

• уровень учащегося относительно класса в целом,

• уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период.

Рассмотрим методику критериального оценивания учащихся, оценим ее преимущества и отличия от традиционных систем, которые раньше применялись во всех школах и образовательных учреждениях.

При критериальном оценивании полученных знаний во первых, ученик становится настоящим субьектом своего обучения, у него в какой-то мере появляется свобода в своих действиях. Это можно считать главным отличием от старой традиции, так как ученик имеет возможность оценить свои знания сам.

Во вторых, сразу снижается школьная тревожность у ученика, этот фактор дает определенное преимущество ученику при оценке знаний.

В третьих, учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора, одним словом он только дает определенную консультацию[2,3].

Учитывая вот эти вышесказанные факторы мы можем сделать определенное заключение о преимуществах критериального оценивания знания учеников.

Во-первых можно сказать, что при критериальном оценивании ученик начинает самостоятельно оценивать свою работу, он уже готов самостоятельно работать по конкретному предмету. Это уже закладывает основы самостоятельного развития ученика, его свободную работу как будущего специалиста.

Во-вторых, при критериальном оценивании ученик естественно формируется как индивидуальная «личность», у него имеется свое определенное мнение по данному разделу конкретной дисциплины.

В третьих, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Само название критериальное оценивание показывает, что это оценка по определенным критериям, значит сама оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Например, если рассмотрим предмет-физику, тогда ученик может оценить свои знания по разным разделам физики: кинематике, динамике и статике. При обсуждении конкретной темы по механике, при решении задачи он оценивает себя по этим разделам и знает в какой области он хорошо решает задачи, где у него имеются некоторые затруднения, где у него очень плохо получается. По этим данным он может заключить в какой области ему следует побольше работать, т.е. он может построить определенную динамику развития своего знания по этим разделам.

Оценивая отдельную работу ученика, преподаватель по данной дисциплине обращает внимание учащегося на успешность в той или иной области, из совокупности, которых выставляется итоговая отметка. Преподаватель дает общие рекомендации где ему нужно побольше работать, так как именно этот раздел нужно теоретически хорошо подготовить, порешать задачи по этой тематике данной дисциплины.

Таким образом, отметка становится более «прозрачной» и учащийся понимает, каким аспектам своей деятельности необходимо уделить большее внимание.

По данному вопросу следует особо отметить, что критериальное оценивание имеет одно колоссальное преимущество, то что оно стимулирует учеников для достижения более высоких результатов по данному предмету. Вот этот аспект критериальной оценки знаний можно считать как самое главное преимущество данной методики современного обучения.

При таком критериальном оценивании, естественно нужно сделать эту схему очень прозрачной и грамотной, также нужно учитывать и индивидуальную особенность каждого ученика, психологию ученика, его интерес к данному предмету и т.д. В принципе данная методика критериального оценивания естественно рассчитана на портрет идеально обученного ученика, поэтому целесообразно при таком подходе учитывать индивидуальные особенности учеников.

Но в целом, если говорить про критериальное оценивание по большому счету, это очень перспективная и прекрасная методика, которая необходима в школе при современном уровне инновационного развития. В данном направлении необходима кропотливая исследовательская работа психологов, педагогов, методистов от работы которых зависит будущее развитие педагогической деятельности современных школ и средних учебных заведений.


Библиографическая ссылка

Абекова Ж.А., Оралбаев А.Б., Ермаханов М.Н., Ходжаева Г.Т. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ КРИТЕРИАЛЬНОМ ОЦЕНИВАНИИ ЗНАНИИ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-2. – С. 292-294;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34833 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674