В Послании Президента Республики Казахстан, в значимом документе государственного значения, определяется стратегическое направление национальной политики для укрепления независимости, сохранения целостности нашей страны и ее дальнейшего развития как суверенного государства и всего казахстанского общества [1]. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» одной из основных задач системы образования является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям [2].
Говоря о будущем Казахстана как о «Мәңгілік ел», Президент на одно из первых мест ставит вопросы исторического сознания нации. «Мәңгілік Ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков.
Чем глубже историческая память, характеризуемая как социально-культурная категория, и чем глубже корни исторического сознания, сам человек и в целом общество становятся более богатыми духовно. Как известно из истории – для того, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее, надо знать прошлое. Жизненные и гражданские принципы человека наиболее четко определяются, если он глубоко проникает в суть социально-культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Историческая наука способствует формированию научного мировоззрения человека и влияет на взращивание в нем гуманитарных идеалов, воспитывает любовь к родине, гордость за ее прошлое и настоящее, что порождает и формирует чувство патриотизма.
В течение более двадцатилетней Независимости Казахстан не только смог уменьшить последствия духовного упадка, имевшего место в эпоху колониализма и тоталитаризма, но и вступил в новый период становления своей государственности.
Тем не менее, хотя Казахстан на нынешнем этапе, сформировав национальную идентичность и культурную целостность, достиг полной, настоящей самостоятельности, его стремление к созданию «Мәңгілік ел» в условиях жесткой конкуренции в эпоху глобализации требует наряду с политическим, социально-экономическим суверенитетом, достижения духовной независимости.
Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация необходимо сформировать через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры, присущее данному обществу историческое сознание.
Цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и выявлении основных принципов формирования патриотизма у молодежи в современных условиях развития общества.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования послужило изучение нормативной, научной, психолого-педагогической, методической литературы; анализ и обобщение передового педагогического опыта.
Результаты исследования и их обсуждение
За долгие годы развития Казахстана созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Благодаря этим ценностям мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа нового казахстанского патриотизма.
Патриотизм – это уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства [3].
Безусловно, патриотизм – это искренняя любовь к Родине, преданность своему Отечеству, а также стремление служить его интересам и постоянная готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. на макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих национальных ценностей [4]. Однозначно, что патриотизм проявляется в каждодневных поступках в деятельности наших граждан. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», к своему аулу, селу, поселку, городу, столице, патриотические чувства, пройдя через целый ряд сложных этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной и искренней любви к своей независимой республике.
Казахстанский патриотизм – это осознание государственного, казахстанского. Он включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины [5].
Как известно, патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты и субъекты. Действенная часть патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для родины позитивные дела и положительные поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития казахстанского общества, активной гражданской позиции отечественной молодежи, готовности ее к самому настоящему самоотверженному и беззаветному служению независимому Казахстану. В патриотизме гармонично и органически сочетаются лучшие национальные традиции казахского народа и национальных диаспор с преданностью к служению нашей общей и единой родине. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд сепаратизму, экстремизму, терроризму, трайбализму и такому позорному явлению, как движение неофашистов и скинхедов, которое, к великому сожалению, имеет место в ряде стран постсоветского пространства [6].
Патриотическое воспитание молодежи предполагает формирование у молодых людей общественно-значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых казахстанскому обществу процессов и явлений, разрушающих его цельный каркас.
Безусловно, основными принципами патриотического воспитания казахстанской молодежи можно выделить:
– принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех молодежных объединений республики по патриотическому воспитанию друг с другом;
– принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование специфических форм и методов патриотической работы с учетом особенностей деятельности той или иной группы молодежи;
– принцип учета исторического опыта прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих легендарных предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к созидательному труду;
– принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей и так далее [7].
Основным объектом патриотического воспитания является сама же молодежь Казахстана, среди которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. Будучи включенной в систему патриотического воспитания, в то же время сама молодежь выступает и как субъект патриотического воспитания. Как правило, патриотическое воспитание молодежи должно быть плановым, системным, постоянным и целенаправленным. Поэтому и деятельность молодежных объединений также должна быть таковой.
В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе коллективом при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций и объединений, основных религиозных конфессий страны: представителей ислама суннитского направления ханифитского масхаба и православного христианства.
В связи с этим патриотическое воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина Казахстана, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа. В целом патриотическое воспитание – это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо своей Республики [8].
Таким образом, патриотическое воспитание – это разноплановый и разноуровневый процесс. Он охватывает государственные органы, политические партии и движения, общественные организации и объединения, осуществляющие целенаправленную и скоординированную деятельность по формированию патриота и гражданина Казахстана, верного своему Отечеству, готового выполнить свой гражданский и конституционный долг.
Однозначно, система патриотического воспитания призвана обеспечить формирование у молодежи Казахстана активной жизненной позиции, способствовать готовности к включению их в решение общегосударственных проблем, создавать условия формирования государственного мышления и подхода, выработке навыков и привычек действовать в соответствии с общенациональными интересами страны.
Заключение
Итоговым результатом функционирования системы патриотического воспитания молодежи в республике должны стать духовный и культурный подъем уровня молодых людей. Нам предстоит построить целостную систему возрождения общенациональной идеи любви к своей Родине, почитания и уважения к истории своей отчизны.
Высокая духовность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в значительной степени определять будущее нашей столицы, Казахстана, его имиджа в международном масштабе.
Библиографическая ссылка
Карманова Ж.А., Маженова Р.Б., Шарзадин А.М., Манашова Г.Н., Джабаева Г.Н. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-6. – С. 1022-1024;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34998 (дата обращения: 23.11.2024).