Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ

Неделяева А.В. 1 Штырлина О.В. 1 Лупандина М.В. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
2 ГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области»
В статье предложены методические рекомендации по написанию школьных научно-исследовательских работ по эколого-биологической тематике. Определена оптимальная структура оформления работ естественно-научного направления. В статье представлены требования к написанию разделов «Введение», «Обзор литературы по теме исследования», описанию методик и исследования, результатов исследования и их обсуждения, выводов и заключения. Приведен пример оформления титульного листа, представлен вариант оформления оглавления работы.
научно-исследовательская деятельность школьников по эколого-биологической тематике; структура научно-исследовательской работы
1. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 75.
2. Неделяева А.В., Рубан Е.М. Структура учебно-исследовательских работ по экологической тематике / Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии». – Новосибирск, 2014. – С.100-104.
3. Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ: учебно-методическое пособие / О.В. Штырлина, Е.В. Варшав, Н.Н. Шеромова, Э.В. Землянова. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 40 с.

Естественнонаучная направленность – сфера дополнительного образования детей, дополнительного образования детей, в рамках которой создаются условия для углубленного изучения естественнонаучных дисциплин.

Развитие в системе образования дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности продиктовано рядом документов – Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ-273, статья 12, п.4, 75) [1], приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ №1008 от 29.08.2013).

Программы по дополнительному образованию детей, охватывающие естественнонаучные дисциплины и интегрированные с учебными предметами общеобразовательной школы, создают условия для разнообразной экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности.

Опыт нашей работы в качестве экспертов, членов жюри городских и областных конкурсов школьных научных исследований по эколого-биологической тематике показывает, что учащиеся, имея достаточно богатый теоретический и практический материал, часто затрудняются при его оформлении в четко структурированное научное исследование. Цель работы – составление методических рекомендаций по написанию школьных научно-исследовательских работ по эколого-биологической тематике.

На основании анализа ряда научно-исследовательских работ нами определена оптимальная структура оформления школьных работ естественно-научного цикла.

Структура научно-исследовательской работы школьников должна включать следующие элементы:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (содержание).

3. Введение.

4. Обзор литературы по теме исследования.

5. Условия и методика исследования.

6. Результаты исследования и их обсуждение.

7. Выводы.

8. Заключение.

9. Список литературы.

10. Приложения (нумеруются по порядку).

Титульный лист работ выполняется в едином стиле. Образец титульного листа представлен в конце методических рекомендаций. Страница титульного листа не нумеруется.

Содержание (оглавление) работы включает названия глав, разделов, параграфов, которые располагаются ступенчато (соподчинено). Образец оформления содержания (оглавления) также представлен.

Описание работы начинается с «Введения», где дается обоснование актуальности выбранной темы, отвечая на вопрос «Почему данную проблему необходимо изучать для дальнейшего развития науки и практики?» При описании актуальности исследования обосновывается необходимость и своевременность изучения данного вопроса [2].

Во введении может быть сформулирована гипотеза исследования, которая является проектом будущего материала, его результатов. На основе гипотезы формулируются цель и задачи исследования. Для школьных научно-исследовательских работ достаточно поставить 2-3, но не более задач, иначе работа будет перегружена материалом.

Во введении может быть отражена новизна полученных результатов, обосновывается теоретическая и практическая значимость проведенного исследования. Завершается раздел «Введение» определением структуры работы: «Научно – исследовательская работа состоит из введения, основной части, состоящей из 3-х глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений». Рекомендуемый объем введения до 1-2 страницы.

За введением следует I глава работы «Обзор литературы по теме исследования.

Требования к главе 1 «Обзор литературы по теме исследования»

Глава должна содержать анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования. В литературном обзоре описываются мнения, факты, суждения ряда авторов по изучаемому вопросу. В обзоре литературы приводятся цитаты со ссылками на авторов. Библиографические ссылки даются в квадратных либо в круглых скобках, с обязательным указанием года издания данного источника, например, [Петров, 1978] или (Петров, 1978), или указанием порядкового номера источника из списка литературы, например [2].

Важно установить, насколько проблема исследования по данному вопросу освещена в научных исследованиях и других литературных источниках. Глава может включать параграфы. Параграфы главы могут быть посвящены отдельным вопросам, гипотезам, мнениям разных авторов. Глава может содержать таблицы и рисунки, которые нумеруются. Глава должна заканчиваться кратким резюме, например: «Таким образом, проведенный анализ данных литературы свидетельствует о…». Объем главы не более 10 страниц.

Глава II посвящена описанию условий, при которых проводилась работа, и методике проведения экспериментов и наблюдений.

Требования к главе 2 «Условия и методика исследования»

В главе 2 описывается, как и где было организовано исследование. В главе может быть выделен объект и предмет исследования. В качестве объекта изучения выступает то, на что направлено внимание исследователя. Предметом является то, что исследователь изучает в объекте. Если в качестве объекта выступают живые организмы, тогда предметом исследования в этом случае может быть физическое развитие (индекс физического развития, ростовой индекс и др.), функциональные показатели (частота сердечных сокращений, показатели артериального давления и др.).

Если в качестве объектов наблюдения были люди, тогда в главе 2 описание строится по следующей схеме: описание условий обследования (как проходил эксперимент), базы обследования, характеристика контингента обследуемых (количество, возраст, пол), время, календарные сроки, условия, место проведения, сколько раз было проведено исследование и количество его повторностей, продолжительность исследования. При необходимости может быть дана характеристика природных условий, функциональных возможностей приборов, применяемых в ходе выполнения исследования.

Глава должна содержать описание методики и техники проведения исследования. Методика должна быть основана на измерении, на снятии каких-либо показателей, на наблюдении, постановке эксперимента. В приложениях к научно-исследовательской работе приводятся первичные результаты этих измерений, исследований, анкетирования.

В конце главы 2 должны быть сведения о методах и показателях статистической обработки материалов исследования ( определение среднего арифметического значения, ошибки средних арифметических значений, критерий достоверности и др.). Глава может быть иллюстрирована рисунками, схемами, графиками, таблицами и должна заканчиваться кратким резюме, например: «Таким образом, для решения поставленных задач, были использованы адекватные методики, представлена схема организации исследования …». Рекомендуемый объем главы 3-4 страницы.

Глава 3 «Результаты исследования и их обсуждение»

В главе должны содержатся статистически обработанные результаты собственных исследований, которые могут быть представлены таблицами, графиками, рисунками, диаграммами и другим иллюстративным материалом. Вначале приводится небольшое текстовое описание результатов с фактическими данными, далее может быть ссылка на таблицу, рисунок или другой иллюстративный материал, после этого обязательно проводится их анализ и обсуждение (ответ на вопрос: чем можно объяснить такие результаты?). В некоторых случаях допускается анализировать сразу несколько таблиц.

Первичные результаты исследования оформляются в виде приложений.

Глава должна заканчиваться кратким резюме: «Таким образом, в главе 3 представлены результаты по оценке…». Объем главы – до 10 страниц.

Работа должна завершаться выводами и заключением.

Выводы – основная итоговая часть научно-исследовательской работы. Выводы по исследованию должны соответствовать заявленным задачам (2-3). Выводы должны быть четко структурированы, пронумерованы, логика порядка построения выводов должна отражать этапы работы. Допускается делать число выводов на 1 больше, чем число задач. Результаты исследований должны подтверждать выводы, а не опровергать их. Объем выводов 1-2 страницы.

Заключение – эта часть научно-исследовательской работы, выполняющая роль концовки проведенного исследования. В заключении обязательно указывается, достигнута ли цель исследования, успешно ли решены задачи, выдвинутые в ходе выполнения работы, подтверждена ли гипотеза исследования. В заключении отмечается теоретическая значимость и практическая ценность проведенного исследования. В заключении возможны рекомендации по итогам проделанной работы. Рекомендуемый объем заключения: 1-2 страницы.

Завершает научно-исследовательскую работу список используемой литературы.

Оформление списка литературы

Список литературы составляется в алфавитном порядке, сначала указываются отечественные авторы, затем зарубежные. Оформление списка литературы должно быть в соответствии с государственным стандартом на библиографическое описание: ГОСТ Р 7.0.5-2008. Список литературы состоит из 10-15 литературных источников, ссылки на которые должны быть обязательно в основном тексте работы.

Раздел «Приложения» включает второстепенный материал, как, например, первичные данные, результаты измерений, схемы приборов, анкеты и т.д. Каждое приложение нумеруется.

В итоге общий объем оформленной по всем требованиям научно-исследовательской работы должен составлять 30-32 страницы текста, выполненного на лицевой стороне листа. Обратная сторона листа текстом не заполняется.

Приведенные требования носят рекомендательный характер. К некоторым конкурсным работам могут быть другие требования.

Шрифт – Th 14 через полуторный интервал (основной текст, кроме таблиц). Шрифт заголовков глав, введения, выводов, заключения, списка литературы и приложения Th 16 через полуторный интервал. Расстояние между заголовком и последующим текстом – 16 мм. В тексте необходимо выдерживать единство терминологии, условных обозначений и символов.

Поля вокруг текста: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм (до цифрового обозначения страницы); нижнее – 25 мм.

Все страницы работы нумеруются. Первой страницей считается титульный лист (номер на титульной странице не ставится), на следующей странице ставится номер 2. Порядковый номер печатается в середине верхнего поля страницы.

Каждая глава начинается с новой страницы, в отличие от параграфов. Если глава обозначается арабской цифрой, то и подразделы нумеруются арабскими цифрами. Названия глав пишутся заглавными буквами жирным шрифтом, с выравниванием по центру листа, подразделов (параграфов) – строчными, жирным шрифтом. Заголовки отделяются от основного текста тремя интервалами. Точки в конце заголовков и подзаголовков (параграфов) не ставятся, в них не допускаются переносы. Текст должен делиться на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ – 1.25.

Таблицы должны быть компактными и единообразными в построении. При написании таблиц необходимо делать ссылки на них в тексте. Таблицы оформляются по следующему образцу: в правой половине страницы (ближе к краю) впечатывается Таблица (указывается ее номер) и название. Слово «таблица» сокращать нельзя. Далее (посередине страницы) следует указать название таблицы строчными буквами (без кавычек), точки в конце названия таблицы не ставятся, затем форматируется содержание таблицы («сетка», в которой представлены данные).

При оформлении рисунков название пишется внизу (под рисунком, диаграммой, схемой, фотографией). Например: Рисунок 1. Диаграмма изменений показателей ЧСС на уроке (точка после названия не ставится)

После таблицы или рисунка приводится краткое обсуждение табличного (диаграммного) материала.

Важным этапом выполнения научно-исследовательской работы является ее представление на конференции или конкурсе в виде доклада или презентации. Также презентация сопровождает изложение работы в форме доклада.

При подготовке к защите работы конкурсант составляет доклад (время доклада не более 7-9 минут). В докладе должна быть представлена актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, гипотеза, цель и задачи. В докладе должна быть кратко описана методика исследования, приведены основные результаты исследования и их обсуждение. Заканчивается доклад заключением и выводами.

Презентация работы оптимально может содержать 10-12 слайдов, общий цветовой фон слайдов спокойный, не вызывает напряжения зрения, тестовой материал представлен ярко, четко, не должен сливаться с общим фоном. На слайдах должно содержаться минимальное количество словесного материала, выполненного достаточно крупным шрифтом (Th 14 – 16).

1-й слайд – название работы и кто выполнил; 2-й слайд – цели и задачи; 3-й слайд – перечислить название основных используемых методов; 4-й и последующие слайды – графики и диаграммы, построенные на основе табличного материала. Можно использовать и цифровой материал в таблицах, тогда таблицы должны содержать небольшое количество позиций, и цифры показаны шрифтом не менее чем Th 16. Таблицы, рисунки на слайде должны иметь то же название, что и в работе.

В слайдах могут быть отражены этапы и результаты работы, представленные в фотографиях и рисунках. Последние слайды посвящены выводам и заключению.

Примеры оформления титульного листа и содержания работы:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА

г. БОР

Конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»

Секция: «Экология и здоровье человека»

Тема:

Влияние автотранспорта города Бор

на здоровье человека

Выполнила: (класс, ФИО)

Научный руководитель:

(должность, ФИО)

г. Бор

2014

Образец оформления содержания (оглавления) работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………………….............................…5

1.1. Название параграфа (при выделении параграфов в главе)……………………...........…...5

1.2. Название параграфа…………………………………………………………...........………10

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………….............

2.1. Название параграфа…………………………………………...…………….........………….

2.2. Название параграфа…………………………………………...............................................…

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………….......…………

3.1 Название параграфа………………………………………………..........................................

3.2. Название параграфа……………………………………………………….........……….…...

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………………………....

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….....

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..................................


Библиографическая ссылка

Неделяева А.В., Штырлина О.В., Лупандина М.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-6. – С. 1025-1029;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34999 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674