Введение
Общеизвестно, что ценности обусловливают возникновение представлений об идеальных моделях социального взаимодействия.
Роль Конституции РФ в процессе закрепления ценностей заключается в том, что в ней перечисляются предельно обобщенные, выступающие в качестве целей развития общества и государства приоритеты, которые наполняются конкретным содержанием в текущем законодательстве. По сути, ценности, закрепленные в Конституции РФ, являются ориентиром для правового закрепления целей, задач, стоящих перед государством, и конкретного правового регулирования и выступают критерием сбалансированности различных интересов.
Современные ученые едины во мнении о том, что конституционные ценности образуют системное единство [8. с. 5].
Предлагается определение термина «конституционные ценности»: «совокупность универсальных и приоритетных социальных принципов (целей, установок), формализованных в Основном Законе и (или) исходящих из результата конституционно-оценочной деятельности судебных органов конституционного контроля, обеспечивающих наиболее оптимальное развитие личности, общества и государства на основе баланса частных и публичных интересов, опирающегося на принцип справедливости» [7. с. 7].
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ закрепляет «объекты» конституционной защиты. К ним относятся: основы конституционного строя, права и законные интересы людей, обороноспособность и безопасность российского государства. Не вызывает сомнения, что эти объекты являются конституционными ценностями. Понятие конституционных ценностей в данном случае тесно переплетается с понятием основ конституционного строя. В свою очередь, система конституционных ценностей не может быть ограничена рамками гл.1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» [9. с. 28; 12. с. 183; 1. с. 23].
Следовательно, система конституционных ценностей включает в себя не только основы конституционного строя, но и ценности, определяющие правовое положение индивида, а также организацию государственной власти [9. с. 28; 12. с. 183].
Н.В. Бутусова разделяет конституционные ценности на две группы, во вторую группу включая такие ценности, как народовластие (ст. 3), социальное (ст. 7), демократическое, правовое государство (ст. 1) и др. [6. с. 151]. Согласимся с упомянутым автором в том, что, закрепление системы органов государства и демократических принципов их функционирования, являясь несомненной ценностью, выступает в первую очередь в качестве средства создания таких условий развития общества, когда человек, его права и свободы занимают главенствующее место в иерархии социальных ценностей.
По мнению современных ученых, сама по себе Конституция страны является ценностью (Н.С.Бондарь [5. с. 10]), а ее нормы – как форма выражения ценностей (Н.Е. Таева [15. с. 3]). Поддержим высказанную точку зрения – бесспорно, действующая Конституция России, принятая на всенародном референдуме, выражая волю народа и закрепляя новый вектор развития государственности – сама по себе является высшей ценностью.
Н.С. Бондарь выделяет закрепленные в Конституции России и появившиеся путем обоснования в практике Конституционного Суда формально не зафиксированных в Конституции ценностей [5. с. 7]. Автор разделяет высказанное мнение и проведя анализ решений Конституционного Суда России, предлагает дополнительные аргументы. Так, Конституционным Судом России не только названы конституционные ценности, но и высказаны правовые позиции о их защите, в том числе путем баланса конституционных ценностей, а также прав и законных интересов участников конкретных правоотношений (постановления от 18 февраля 2000 года № 3-П, от 14 ноября 2005 года № 10-П, от 26 декабря 2005 года № 14-П, от 16 июля 2008 года № 9-П, от 7 июня 2012 года № 14-П, от 12.03.2015 № 4-П и др.).
Таким образом, часть конституционно-правовых ценностей являются явно выраженными, как человек, его права и свободы – согласно ст. 2 Конституции РФ [10. с. 10], а другая их часть выявляется в процессе интерпретации Конституции РФ, прежде всего Конституционным Судом РФ (к примеру, ценности федерализма, местного самоуправления, разделение властей и др.)
Еще одна категория конституционных ценностей, по мнению автора, формируется в трудах ученых. Например, по мнению Ш.Р. Магадова, Конституция РФ ставит нравственность наравне с такими правовыми явлениями как основы конституционного строя, здоровье, права и законные интересы, оборона страны и безопасность государства, устанавливая правило, согласно которому существует возможность ограничения всех прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты названных правовых ценностей [11. с. 14]. Тем самым, относя категорию нравственности в разряд конституционных ценностей.
Т.М. Пряхина приходит к иному выводу о том, что «Нравственность, являясь понятием оценочным, не может существовать в правовой плоскости как самостоятельная конституционная ценность» [13. с. 52].
Авторы выделяют универсальные и наднациональные конституционные ценности, конституционные ценности и национальные конституционные ценности, конституционно-правовые ценности, универсальные правовые ценности. По мнению Ю.А. Рудт, теоретическая атомарность их существования, не отрицает возможность практического взаимного обмена смысловыми значениями и перемещения правовых ценностей с одного уровня на другой [14. с. 77].
К категории конституционных ценностей, формируемых в трудах ученых, по мнению автора, можно отнести юридическое образование как конституционную ценность [3. с. 26; 4. с. 8], конституционные ценности в конституционном правосудии [2. с. 117] и др.
С точки зрения автора, значимость оценки гражданского мира и согласия; памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; стремление обеспечить благополучие и процветание России, закрепленных преамбулой Конституции России в виде основы для принятия многонациональным народом страны Конституции, нравственности в системе конституционных ценностей России чрезвычайно велика, поскольку самым непосредственным образом влияет на конституционную самоидентификацию Российской Федерации.
В заключении автор приходит к выводу о том, что можно выделить три блока конституционных ценностей: первый блок составляют конституционные ценности, закрепленные в Конституции России и названные таковыми; второй блок – конституционные ценности выявляются в процессе интерпретации Конституционным судом России; третий – выявляются в процессе интерпретации Конституции РФ в трудах ученых.
Библиографическая ссылка
Комарова В.В. НАПОЛНЕНИЕ И ВИДОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ» (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-8. – С. 1385-1387;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35409 (дата обращения: 23.11.2024).