Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КУРОРТНЫМ ФОНДОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Лимонов В.И. 1
1 ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Для рационального управления санаторно-курортной сферой необходимо в первую очередь обладать в полном объеме информацией обо всех составляющих курортного фонда. Это невозможно без создания и ведения единой информационной системы с базой данных о ресурсном потенциале курортов и о санаторно-курортных организациях. В статье рассматриваются проблемы создания и функционирования системы Государственного реестра курортного фонда, важнейшего информационно-аналитического инструмента управления ресурсным потенциалом курортов и природных лечебных ресурсов, всем санаторно-курортным комплексом РФ.
природные лечебные ресурсы
курортный фонд
государственный реестр курортного фонда
автоматизированная информационная система курортного реестра
1. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон № 26-ФЗ от 23 февраля 1995 г.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
3. Приказ Минздравсоцразвития России № 522 от 06 августа 2007 г. «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» (с изменениями на 16 февраля 2009 года). Приложение. Порядок ведения государственного реестра курортного фонда Российской Федерации.
4. Проект приказа Минздравсоцразвития России от 14 марта 2011 г. «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра курортного фонда Российской Федерации».
5. Федеральный закон № 26-ФЗ от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Сегодня невозможно представить себе систему охраны здоровья без санаторно-курортного лечения. Эффективность использования целебных возможностей природных лечебных ресурсов для оздоровления людей давно доказана. Практически нет таких заболеваний, которые нельзя лечить на курортах. Курортное дело на протяжении длительного времени было успешной составной частью здравоохранения и играло активную роль в профилактике и реабилитации больных многими заболеваниями.

В условиях перехода российской экономики на рыночные принципы хозяйствования рациональное использование российских курортов приобретает еще большее значение. И дело не только в том, что поддержание здоровья населения в стране стало стратегической задачей с точки зрения обеспечения национальной безопасности в связи с неблагоприятной демографической ситуацией и ухудшением здоровья населения, в том числе детей и подростков, высоким уровнем профессиональной заболеваемости и инвалидности граждан. Проблема обеспечения здоровья населения, традиционно рассматривается как в социальном (качество, образ и уровень жизни), так и в экономическом (обеспечение способности к производительному труду) аспектах.

Переход экономики на рыночные принципы хозяйствования принципиально изменил условия функционирования санаторно-курортной сферы и привел к существенным негативным последствиям социально-экономического характера в области регулирования использования ресурсного потенциала курортов.

Санаторно-курортная сфера связана, с одной стороны, с эксплуатацией природных лечебных ресурсов, а с другой – с организацией лечебного процесса. Она включает почти 2000 санаторно-курортных организаций, более 2000 месторождений минеральных вод и лечебных грязей, многие из которых переданы в эксплуатацию и представляют собой надежную гидроминеральную базу для здравниц и организаций промышленного розлива минеральных вод, большое количество лечебно-оздоровительных местностей, курортов, курортных регионов (районов), расположенных по всей территории страны.

В новых экономических условиях необходимо обеспечение сохранения и воспроизводство природных лечебных ресурсов, курортов и лечебных местностей как важнейшего природного богатства страны, непосредственно воздействующего на здоровье человека. От того, насколько эффективно государство регулирует отношения между субъектами использования природных лечебных факторов, зависит развитие их использования, его социально-экономические результаты, повышение уровня и качества жизни населения.

В связи с этим важной теоретической и практической задачей является совершенствование механизмов управления результатами использования природного лечебного потенциала.

Управление результатами использования природных лечебных факторов представляет собой не только процесс в рамках деятельности органов управления курортным делом, но и формирование системы экономических отношений, возникающих между государством, бизнесом и обществом по поводу использования природных лечебных факторов, его социально-экономических результатов, в том числе налоговых и неналоговых платежей.

Эффективность государственного управления курортным фондом определяется выполнением следующих экономических принципов, обеспечивающих выполнение стратегической цели устойчивого управления ресурсным потенциалом курортов:

– равновесие экологических, экономических и социальных целей;

– экономическая ответственность субъектов отношений по поводу использования природных лечебных факторов в соответствии с предоставленными им полномочиями и правами; экономическая заинтересованность всех субъектов курортных отношений в реализации стратегии устойчивого управления ресурсным потенциалом курортов и природных лечебных ресурсов.

Важным элементом в системе управления использования курортного фонда является информационное обеспечение отрасли. Для разработки и осуществления мер и механизмов действенной государственной санаторно-курортной политики, принятия различных управленческих решений необходимы планомерные комплексные исследования процессов в санаторно-курортной сфере, анализ современного состояния и перспектив развития курортного дела. Для этого необходима информация, которая в состоянии адекватно отразить все стороны курортного дела как сложного общественно-экономического явления, и в первую очередь информация о потенциале природных лечебных ресурсов и курортов.

Значительные трудности в полноценном информационном обеспечении отрасли, связанные с особенностями современного периода, состоят в сокращении объектов, масштабов и полноты обязательной статистической отчетности, статистическая и ведомственная информация характеризуется существенной узостью, неполнотой; отдельные показатели имеют лишь приблизительную значимость; новые разновидности показателей иногда оказываются несопоставимы с ранее применявшимися, наиболее полно исследуются только отдельные компоненты санаторно-курортной сферы, при этом ее значительная часть пока остается вне рамок рассмотрения и учета.

Таким образом, актуальность исследования санаторно-курортной сферы обусловлена, с одной стороны, особой ролью санаторно-курортного комплекса в охране здоровья населения, с другой стороны – недостаточной и неполной его изученностью, не позволяющей иметь целостное представление о текущем состоянии и перспективах развития.

Сегодня государственное управление курортами осуществляется в условиях жесткой конкуренции и военно-политического давления, тем самым требует создания на новых организационных основаниях, на новых информационных технологиях системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления отрасли взамен управления «по наитию», что во многом имеет место в отрасли в настоящее время.

Одним из важнейших условий развития и совершенствования системы управления курортным делом в России, совершенствования деятельности санаторно-курортных организаций должен стать переход на автоматизированное управление, суть которого заключается в разработке и внедрении во все звенья организационных структур информационных и телекоммуникационных технологий.

Такая постановка вопроса определяет актуальность задачи создания Автоматизированной информационной системы «Государственный реестр курортного фонда» (АИС ГРКФ).

АИС ГРКФ позволит построить единое информационное пространство органов управления курортным делом всех уровней власти и других субъектов санаторно-курортной деятельности, организовать таким образом совместное использование поступающей и накопленной информации всеми участниками указанной сферы деятельности.

Разрабатываемая АИС ГРКФ для ведения и внесения изменений в государственный реестр курортного фонда предназначена для автоматизации функций сбора, систематизации, накопления, обработки, выдачи, отображения и передачи данных для их анализа, обобщения, выработки соответствующих управленческих решений, их доведения до потребителей; контроля их исполнения в органах управления всех уровней; автоматизации информационного обеспечения других характерных для санаторно-курортной отрасли видов деятельности, а также информационного взаимодействия с внешними автоматизированными системами, включая интеграцию в глобальную компьютерную сеть Интернет.

Она позволит органам исполнительной власти в санаторно-курортной области не только принимать эффективные управленческие решения, но и решить ряд существующих проблем (большой объем бумажных документов, неавтоматизированная подготовка большого объема документов, недостаток отлаженных процедур сбора информации, отсутствие баз данных, дублирующиеся запросы на предоставление одной и той же информации, изменение форматов отчетности, дублирование информации в отчетности, сложность некоторых отчетных форм, низкая квалификация сотрудников).

Главной целью создания АИС является обеспечение органов управления курортным делом федерального, регионального и местного уровней эффективным средством формирования информации о потенциале природных лечебных ресурсов и курортов для разработки и осуществления мер и механизмов действенной государственной санаторно-курортной политики, принятия различных управленческих решений.

Первая версия системы АИС курортного реестра выявила ряд принципиальных проблем:

– существенная неполнота данных, вызванная недостоверностью полученных данных, непредставлением субъектами РФ, ведомствами и здравницами необходимой информации (немотивированность и незаинтересованность), использованием ограниченного числа (практически одного) источника информации;

– ограниченность и неинформативность состава системы показателей. Состав показателей государственного реестра курортного фонда не ориентирован на принятие эффективных принимаемых решений, по которым выполняются действия, приносящие положительный результат санаторно-курортной системе и выработке адекватной санаторно-курортной политики государства. Многие показатели реестра не актуальны для этих целей, других – недостает. Вместе с тем состав показателей не в полной мере удовлетворяет интересы и других заинтересованных пользователей;

– преимущественное предоставление на традиционных (бумажных) носителях исходной информации существенно ограничивает возможность ее использования. Время поиска информации существенно увеличивается, релевантность снижается, что не устраивает специалистов. Бумажные документы, отчеты и каталоги разрушаются из-за физического износа или утраты частей массивов. Кроме того, темп современной жизни диктует необходимость оперативного принятия решений на основе больших объемов как исходной, так и перерабатываемой информации, который можно осуществить только с применением компьютерной техники.

В настоящий момент проблему информатизации санаторно-курортного комплекса рассматриваемый продукт не решает.

Государственный реестр курортного фонда представляет собой систематизированный свод документированной информации о лечебно-оздоровительных местностях и курортах федерального, регионального и местного значения, а также находящихся на их территориях природных лечебных ресурсах (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний) и санаторно-курортных организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в части работ (услуг), выполняемых при осуществлении санаторно-курортной помощи.

Ведение реестра курортного фонда предполагает сбор, хранение, внесение изменений и анализ следующей информации:

– перечень и характеристика (количественная, качественная, экономическая) лечебно-оздоровительных местностей, курортов, курортных регионов (районов) с указанием наименования, правового статуса (федеральный, региональный, муниципальный), географического положения и типа курорта;

– перечень источников и характеристика минеральной воды (для крупных объектов – каталог минеральных вод, включающий эксплуатационные, резервные, наблюдательные скважины и источники);

– перечень и характеристика месторождения лечебной грязи и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины и др.);

– медико-климатическая характеристика лечебно-оздоровительной местности или курорта;

– перечень и характеристика санаторно-курортных организаций (санаторий, санаторий детский, санаторий для детей с родителями, санаторий-профилакторий, бальнео- и грязелечебница, курортная поликлиника, санаторный и оздоровительный лагерь круглогодичного действия);

– информация о предоставлении и использовании лечебно-оздоровительных местностей, курортов, курортных регионов (районов), месторождений природных лечебных ресурсов гражданам и юридическим лицам.

Ведение государственного реестра курортного фонда осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Полномочия Минздрава РФ по ведению государственного реестра курортного фонда включают в себя:

– установление порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти содержащейся в государственном реестре курортного фонда документированной информации органами государственной власти, органами местного самоуправления;

– установление перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный реестр курортного фонда и внесение в нее изменений;

– ведение государственного реестра курортного фонда в отношении лечебно-оздоровительных местностей, курортов, курортных регионов (районов), месторождений природных лечебных ресурсов, санаторно-курортных организаций, расположенных в границах территории Российской Федерации;

– предоставление выписок из государственного реестра курортного фонда заинтересованным лицам и органам государственной власти.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по ведению государственного реестра курортного фонда:

– ведение государственного реестра курортного фонда в отношении лечебно-оздоровительных местностей, курортов, курортных регионов (районов), месторождений природных лечебных ресурсов, санаторно-курортных организаций, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

– предоставление выписок из государственного реестра курортного фонда заинтересованным лицам и органам государственной власти.

Документированные сведения в государственный реестр курортного фонда предоставляются в обязательном порядке на безвозмездной основе:

– лицами, осуществляющими использование лечебно-оздоровительных местностей, курортов, курортных регионов (районов), месторождений природных лечебных ресурсов, санаторно-курортных организаций;

– органами государственной власти, осуществляющими управление в санаторно-курортной области.

Документированная информация, внесенная в государственный реестр курортного фонда, представляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими ведение государственного реестра курортного фонда, в Минздрав РФ (уполномоченную организацию) согласно формам.

Предоставление информации, содержащейся в государственном реестре курортного фонда, осуществляется в виде выписок из государственного реестра курортного фонда по запросам заинтересованных лиц по стандартным или формируемым формам.

Реализация поставленных задач на базе АИС позволит:

– улучшить контроль и взаимодействие по всей вертикали Министерство – региональные органы управления курортным делом – санаторно-курортная организация;

– повысить экономическую эффективность управления санаторно-курортной сферой, в частности курортным фондом страны;

– улучшить планирование развития отрасли и контроль использования ресурсного потенциала курортов;

– гарантировать защиту курортного фонда;

– привлечь дополнительные источники финансирования проектов в санаторно-курортной сфере за счет повышения информированности инвесторов о государственном курортном фонде;

– автоматизировать документооборот и отчетность, существенно сократить объем трудоемких рутинных операций, сократить количество ошибок, допускаемых при ручной обработке информации.

Одним из основных факторов, определяющих успешное выполнение работ по информатизации государственного реестра курортного фонда, является принятие организационно-правовых мер по обеспечению выполнения приказа Минздрава РФ об обязательном (мотивированном) представлении в уполномоченную организацию электронной копии первичных данных курортного реестра.


Библиографическая ссылка

Лимонов В.И. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КУРОРТНЫМ ФОНДОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 7. – С. 12-16;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35480 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674