Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА

Вазиева А.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» ЧОУ ВПО «Институт экономики управления и права»
Проведен анализ факторов формирования авторитета педагога. Все возможные факторы есть смысл разделить на три группы: 1) заключенные в личности и в деятельности самого педагога, 2) заключенные в различных психологических и социально-психологических параметрах студентов и их групп, 3) заключенные в объективных характеристиках среды взаимодействия между педагогом и студентами. Рассмотрены факторы, определяющие не формирование авторитета конкретного педагога у конкретных студентов и учащихся, а общие факторы, влияющие на особенности данного явления в целом. Несмотря на их, казалось бы, несколько отвлеченный характер, они имеют действительное значение, и игнорировать их нельзя. Кроме этого, выявлено влияние авторитета педагога на эффективность обучения и воспитания, социально-психологические процессы в учебной группе. Наибольшее же влияние авторитета педагога должно наблюдаться в сфере воспитательного воздействия на личность учащегося и студента, в сфере формирования нравственных ценностей, социальных чувств, профессионального выбора и в некоторых других.
факторы
влияние
авторитет
особенности
педагог
1. Алишев Б.С., Нигматуллина А.Р. Что обуславливает авторитет педагога? // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. – 1999. – № 3. – С. 63–69.
2. Вазиева А.Р. Особенности влияния характеристик среды взаимодействия на авторитет педагога // Будущее России: перспективы и стратегии развития. В 5 томах. Том IV. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2005. – 320 с. – С. 129–132.
3. Нигматуллина А.Р. Социально-психологические факторы формирования авторитета преподавателя ССУЗ: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Казань, 2001. – 18 с.
4. Степкин Ю.П. Авторитет руководителя // Промышленная социальная психология. – М., 1982. – С. 141–147.
5. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем. – М.: Педагогика, 1984. – 192 с.

Одним из важных вопросов, нуждающихся в теоретическом анализе, является вопрос о происхождении, формировании авторитета, предполагающего, в свою очередь, рассмотрение факторов, способствующих его формированию. При этом почему именно данная, а не какая-либо другая личность имеет авторитет в данной группе?

Прежде всего, остановимся на самом понятии «фактор». Это общенаучное понятие. Факторами, в общем виде, можно считать любые условия, параметры окружающей среды, оказывающие прямое воздействие на исследуемое явление независимо от силы этого воздействия. Конечно, в любом исследовании наибольший интерес представляют «сильные» факторы, поскольку зачастую небольшое их количество приобретает решающую роль. Но конкретных, частных факторов может оказаться достаточно много, и, приступая к исследованию, часто бывает трудно заранее выделить основные. Это типичная для социально-психологических исследований ситуация, создающая серьезные проблемы. Она вынуждает обращаться к анализу факторов преимущественно «второго» порядка, представляющих собой обобщенные группировки близкородственных частных факторов, т.к. иначе есть риск «утонуть» в мелочах [3].

Все возможные факторы есть смысл разделить на три группы: 1) заключенные в личности и в деятельности самого педагога, 2) заключенные в различных психологических и социально-психологических параметрах студентов и их групп, 3) заключенные в объективных характеристиках среды взаимодействия между педагогом и студентами. Заметим, что параметры объективного происхождения присутствуют и в первых двух группах факторов: например, показатели возраста, пола и т.д. Рассмотрим подробнее содержание каждой из названных групп факторов. Необходимость этого обусловлена тем, что в исследовательском плане приведенная классификация явно недостаточна, т.к. носит слишком обобщенный и формальный характер. Что собой представляют факторы, связанные с особенностями личности педагога (или – более широко – личности носителя авторитета)? Имеются предположения, что в основе авторитета личности лежат ценностные отношения, возникающие между людьми, восприятие одним другого через призму собственных ценностей и ценностных ориентаций [2]. Здесь нужно выделить два аспекта: во-первых, свою систему ценностей имеет обладатель авторитета, во-вторых, она есть и у тех, для кого он является авторитетным.

Очевидно, что жизненные ценности и приоритеты педагога, так или иначе проявляющиеся в его взаимодействии с учащимися и студентами, пусть не сразу, но более или менее постепенно становящиеся ясными для них, оказывают сильное влияние на его авторитет. Есть, например, все основания предположить наличие более высокого авторитета у педагогов, в личности которых ярко выражена ценность познания, творчества, ценность самих учащихся, как личностей и т.д. И, наоборот, низким авторитетом, видимо, должны обладать те, кто ориентирован в ценностном отношении преимущественно на свои собственные, личные проблемы (в частности, материальные) и на их первоочередное решение. В данном исследовании особенности ценностной сферы личности педагога будут рассматриваться в качестве одного из факторов формирования его авторитета. Исследованиям ценностей личности в последние годы посвящено немало работ. Несмотря на наличие теоретических трудностей, противоречивых подходов, несовпадающих результатов, становится все более очевидным, что ценностно-смысловая сфера личности, образующая ее стержень, оказывает решающее влияние на поступки и деятельность. В процессе же восприятия друг друга люди также стремятся, в конечном счете, проникнуть в мир ценностей того, с кем вступают во взаимодействие. Для учащихся старшего возраста и студентов, возможно, не так важны отношения с каждым конкретным преподавателем и его личные психологические характеристики. Но, так или иначе, они воспринимаются и оцениваются, и формирующееся к педагогу отношение во многом зависит именно от того, какими представляются студенту его ценности.

Другие факторы, «исходящие» от преподавателя, целесообразно описать на основе упоминавшихся уже подходов к структуре современных требований к параметрам его личности и деятельности. Иными словами, речь идет о структуре профессионально важных качеств. Перед нами не стоит задача предложить их полную и абсолютно точную классификацию, поэтому ограничимся выделением основных блоков параметров. Ясно, что одним из основных таких блоков, а следовательно, и факторов является профессиональная компетентность, которая особенно важна для формирования функционального авторитета. Профессиональная компетентность для педагога включает в себя знания по предмету и методическое мастерство, т.е. непосредственное умение обучать, владение методиками, приемами, способами и средствами обучения.

Следующий блок факторов образуют организаторские способности и навыки преподавателя, суть которых состоит в его умении организовать и провести учебное занятие, поддерживая на нем дисциплину не силой власти, а иными средствами; в умении организовать и провести интересные внеучебные мероприятия. Сюда же можно отнести умения, связанные с мотивированием и стимулированием учебно-познавательной деятельности студентов, с организацией диадического взаимодействия между ними.

К блоку организаторских свойств и качеств тесно примыкают два других: первый из них представляет собой коммуникативно-технологические, другой – нравственно-коммуникативные черты личности, среди которых решающую роль играет эмпатия. Фактически разделение коммуникативных качеств личности на технологические и нравственные довольно условно, поскольку такие эмпатийные качества, как доброта, терпеливость, сочувствие и др., неизбежно проявляют себя в общении. Более того, их трудно обнаружить вне взаимодействия и общения человека с другими людьми, но все же они не сводятся к чистой коммуникации. Они являются вполне самостоятельными и во взаимодействии в системе «педагог – учащиеся» имеют, несомненно, большое значение. Они оказываются не только ценными для учащихся и студентов, но, как показывает практика, нередко и дефицитными.

Последние три блока факторов обеспечивают формирование морального авторитета педагога. Однако они не исчерпывают всех возможных факторов. Требует отдельного рассмотрения роль таких частных факторов, как кругозор и общая эрудиция педагога, его честность и справедливость во взаимоотношениях с детьми и с молодежью, педагогический такт, а также ряд других качеств, имеющих психологическое содержание. Кроме того, в педагогической деятельности нередко приобретают значение даже особенности внешности преподавателя и некоторые другие, совершенно специфические факторы.

Переходя к анализу факторов, «исходящих» от студентов, напомним еще раз, что именно их ценности, ценностные ожидания, особенно не находящие достаточного удовлетворения, и хотя бы частичное соответствие деятельности и поведения какого-то педагога этим неудовлетворенным ожиданиям обеспечивают ему большие возможности для формирования авторитета. Отсюда следует, что выявить и изучить эти факторы равносильно тому, чтобы определить: а) ведущие ценностные ожидания студентов во взаимодействии с учителями, б) сравнительно редко удовлетворяемые ожидания. Тот педагог, структура личности и деятельности которого будет больше соответствовать этим ожиданиям, имеет хорошие шансы добиться авторитета. Ожидания студентов связаны с различными характеристиками личности и деятельности преподавателей. Отсюда следует, что они могут классифицироваться точно так же, как и сами эти характеристики. То есть рассмотренные чуть ранее блоки факторов, исходящих от личности педагога, сохраняют свое значение и в данном случае.

В сущности, характеристики личности и деятельности педагога и ожидания студентов являются двумя сторонами одной медали. Речь идет, на самом деле, об одних и тех же факторах и тогда, когда за «точку отсчета» берется педагог, и тогда, когда – студенты. Они просто оказываются взаимно «перевернутыми». В связи с этим возникает вопрос, в какой мере является адекватным восприятие студентами преподавателя. Теоретически можно допустить, что такая адекватность имеет место далеко не всегда. Поэтому есть смысл провести сопоставление данных тестирования самих педагогов с теми оценками, которые дают им студенты по тем же самым параметрам. Важным конкретным вопросом является вопрос о том, в какой степени студенты однородны в своих ценностных ожиданиях от педагогов. Некоторые пилотажные опросы, проводившиеся нами, говорят о том, что в целом наблюдается довольно высокая однородность, однако в каждой студенческой группе обнаруживаются индивиды, которые в данном отношении отличаются от основной массы обучаемых. В нашем исследовании не ставится задача подробного изучения указанной проблемы, но в качестве фактора, оказывающего влияние на содержательные особенности авторитета педагога, будут рассмотрены половые характеристики учащихся. Гендерная принадлежность обуславливает определенную специфику ценностей и ожиданий человека. Следовательно, для студентов-юношей и студентов-девушек могут оказаться авторитетными не одни и те же педагоги.

Перейдем к вопросу о факторах авторитета, заключенных в различных характеристиках среды взаимодействия между педагогами и студентами. Это совершенно не изученный вопрос в социальной психологии не только в применении к учебным группам, но и вообще к любым. На наш взгляд, большое значение имеет целый ряд факторов данного типа. В социальной психологии давно говорят о влиянии форм организации совместной деятельности людей на различные групповые явления и процессы. Утверждается, например, что высокая степень общности деятельности, тесноты взаимодействия между людьми в процессе деятельности приводит к повышению их взаимных требований друг к другу и может вносить затруднения в отношения между ними [2]. Примерно такое положение и наблюдается во взаимодействии преподавателя с учащимися и студентами. В том случае, если педагог непосредственно работает с данным классом или учебной группой (ведет уроки и занятия), между ним и учащимися (студентами) возникают очень тесные взаимосвязи. Успехи последних сильно зависят от профессионального мастерства педагога, а результаты труда его самого оцениваются в зависимости от результатов, показываемых его учениками. Вытекает ли отсюда, что педагогу трудно добиться авторитета среди тех учащихся и студентов, с которыми он вступает в наиболее тесное учебное взаимодействие?

Думается, не труднее, чем заслужить доверие и авторитет руководителю в коллективе подчиненных, тем более что ощутимое различие в возрасте, опыте, знаниях создает преподавателю некоторые дополнительные возможности. Совместная, сильно взаимосвязанная деятельность действительно повышает уровень требований людей друг к другу, и в этом смысле она может создавать затруднения в формировании взаимных отношений людей. Но, с другой стороны, авторитет не может сформироваться и вне совместной деятельности преподавателя и студентов (учащихся). Часто он оказывается итогом эффективности этой деятельности для последних. Можно предположить, что одним из важных факторов формирования авторитета педагога является оптимальная организация учебного взаимодействия между педагогом и студентами, снижающая меру их взаимной зависимости. Проверка такого предположения требует специальных исследований [2].

Существенным объективным фактором внешнего, ситуационного характера необходимо считать также общий микросоциальный фон, на котором происходит взаимодействие конкретного преподавателя с конкретными учащимися. Многое зависит просто от кадрового состава педагогического коллектива, состава педагогов, работающих с данным классом, учебной группой. Если имеется сильный состав педагогов, даже очень неплохой преподаватель может оказаться неавторитетным, уступая по многим параметрам своей личности коллегам. И, напротив, этот же самый преподаватель, но в другом педагогическом составе для тех же студентов мог бы стать авторитетным [1].

Еще одним фактором, влияющим на авторитет современного педагога, несомненно, являются макросоциальные условия, которые, как уже отмечалось, в настоящее время, приводят к снижению социального престижа профессии, в том числе в глазах учащихся и студентов. Другая важная сторона макросоциального влияния – происходящие изменения в ценностных ориентациях школьников и студенческой молодежи, происходящие более быстро, чем у лиц старшего возраста. В результате этого увеличивается, по крайней мере, временно разрыв в системах ценностей учителей и студентов, первым становится все труднее и труднее соответствовать «новым» ожиданиям [2].

Выше мы рассматривали факторы, определяющие не формирование авторитета конкретного педагога у конкретных студентов и учащихся, а общие факторы, влияющие на особенности данного явления в целом. Несмотря на их, казалось бы, несколько отвлеченный характер, они имеют действительное значение и игнорировать их нельзя.

Заканчивая обсуждение теоретических аспектов проблемы, остановимся на взаимосвязи авторитета педагога с другими групповыми параметрами. Влияет ли он на эффективность обучения, и воспитания, на социально-психологические процессы в учебной группе, классе? Без сомнения, такое влияние должно наблюдаться, и, как уже отмечалось, в некоторых исследованиях оно было показано. Мы предполагаем, исходя из тех теоретических посылок, что влияние это носит не прямой, а достаточно сложный, опосредованный характер. В процессе обучения, например, авторитет педагога, скорее всего, оказывает влияние на мотивацию учения учащихся, на их старательность, на дисциплину и внимание, а также способствует повышению интереса к учебному предмету, и только через эти промежуточные звенья сказывается на конечных результатах деятельности [2]. Влияние на социально-психологический климат, на сплоченность студенческих и ученических коллективов, по всей видимости, ощутимо лишь в том случае, когда преподаватель является классным руководителем, куратором учебной группы. В большей мере воздействие авторитета преподавателя выявлено в сфере воспитательных мероприятий с учащимися, в условиях формирования нравственных ценностей, эмоциональных характеристик, профессионального решения и в неких других областях.


Библиографическая ссылка

Вазиева А.Р. ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-1. – С. 139-142;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35546 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674