Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе, предполагают необходимость специальной организации деятельности учащихся, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, о возможностях быть востребованными на современном рынке труда.
В данной статье представим опыт работы МБОУ СОШ № 15 города Арзамаса Нижегородской области по федеральной инновационной экспериментальной площадке «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающей практико-ориентированный характер их обучения в образовательных учреждениях различного типа» на базе НИРО.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за него и готовыми к профессиональной мобильности.
На решение этих задач направлена программа развития школы «Шаг в будущее» (Модель школы социального и профессионального самоопределения), приоритетным направлением которой является создание оптимальной модели профориентационной работы. В рамках программы развития организована деятельность инновационной площадки, реализация которой предполагает создание модели непрерывного технологического образования на этапах начального, основного и среднего общего образования, ведение предпрофильного курса «Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда» для всех учащихся 8–9 классов. В 2014–2015 учебном году заключены договора о сотрудничестве с учреждениями СПО: Арзамасским коммерческо-техническим техникумом, АФ Нижегородского экономико-технологического колледжа, учреждениями высшего профессионального образования.
Формы и методы реализации программы социализации и профессионального самоопределения обширны. В качестве приоритетных нами определены интеграция основного и дополнительного образования на всех этапах обучения, совершенствование содержания предметных областей «Технология» и «Экономика».
На практическом этапе эксперимента в качестве положительных результатов можно выделить несколько позиций:
1. Реализация системно-деятельностного подхода и обеспечение технологической грамотности на уровне начального и основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Взаимодействие всех сторон образовательных отношений: учащихся – учителей – родителей, сотрудничество с учреждениями СПО ВПО предприятиями города по профессиональному самоопределению учащихся.
3. Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика сформированности профессиональных компетенций и технологической грамотности.
4. Организация обучения педагогического коллектива с целью повышения профессиональной компетентности через курсовую подготовку, обучающие и проблемные семинары.
В 2014–2015 учебном году внесены изменения в рабочие программы по предмету «Технология», направленные на воспитание уважения к людям и результатам их труда, целостного социально ориентированного взгляда на мир, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование профориентационной грамотности.
Интеграция уроков и системы дополнительного образования дает ребенку представление о технологическом процессе, показывает, как использовать эти знания в разных сферах практической деятельности: подготовке исследовательских работ и проектов, презентаций на темы: «Профессия моей семьи», «Трудовые династии», «Мир профессий». Практическая деятельность на уроках технологии становится и средством становления личности ребенка, формирования социально значимых личностных качеств, а также системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Эффективной формой развития сотрудничества в рамках реализации экспериментальной площадки стали мастер-классы: «Анализ материалов с помощью микроскопа» (5–7 кл.) , «Применение и устройство гироскопов» (9–11 кл.), «3D-принтер» (5–6 кл.), «Робототехника» (5–11 кл.), проведенные на базе коммерческо-технического техникума и Арзамасского политехнического института. Учащиеся получили представление о цифровом оборудовании, использовании электронных образовательных ресурсов для подготовки современных специалистов. Удачным и интересным для 9-классников стал конкурс «Попробуй профессию на вкус» на базе АФ НЭТКА, который завершился проведением профессиональных проб. Важно, что учащиеся попробовали себя в разных видах деятельности, получили представление о ранее неизвестных профессиях.
В рамках сотрудничества с центром занятости населения проведены встречи специалистов с учащимися 9–11 классов, на которых намечены перспективы их дальнейшего трудоустройства с учетом возможностей и потребностей рынка труда.
Сильное эмоциональное воздействие произвела встреча учащихся 7–8 классов с ветеранами труда Арзамасского машиностроительного завода, проходившая в музее истории завода в формате диалогового общения. Результатом встречи стало понимание учащимися важности этических, нравственных качеств в профессиональной карьере, непрерывности совершенствования профессионального мастерства для достижения жизненного успеха.
Взаимосвязь школы и семьи – один из составных компонентов профориентационной работы. В рамках реализации программы по профориентации проведены родительские собрания «Что значит выбрать профессию», «Особенности запроса рынка труда на профессии», конкурсы семейных сочинений, ознакомление родителей с результатами анкетирования по выявлению склонностей и способностей учащихся, индивидуальные консультации по профориентации, педагогическая конференция «Как я помогаю ребенку в выборе профессии».
В рамках психолого-педагогического сопровождения главная цель – создать такие социально-педагогические условия, в которых каждый школьник мог бы стать субъектом своего социального и профессионального развития. Поэтому разработана и реализуется программа тренингов, ролевых игр в соответствии с рекомендациями и разработками профессора Е.Н. Пряжниковой. Анализ вводной и промежуточной диагностики позволяет сделать вывод о том, что сформирована устойчивая мотивация учащихся к осознанному выбору профессии. Более 80 % учащихся 8–9 классов и их родители выбрали для изучения факультативный предпрофильный курс «Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда».
Социокультурной нормой становится понимание родителями, учащимися и учителями важности практико-ориентированного обучения, расширение информационной и технологической грамотности для успешного будущего выпускников.
Систематизация работы по профессиональному самоопределению обуславливает необходимость созданий внутришкольной системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, уровня профессиональной компетенции как в области преподаваемого предмета, так и в области личностного, социального и профессионального воспитания учащихся. В рамках этой работы мы сформулировали основные подходы к организации системы повышения квалификации: работа в исследовательских группах, проблемных семинарах, круглых столах. Научно-методическое сопровождение реализации программы развития и экспериментальной работы позволяет постоянно осуществлять консультативную, диагностическую и коррекционную поддержку процесса развития. Опыт работы в данном направлении был представлен на научно-практическом семинаре учителей технологии и экономики.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении происходит в процессе практической деятельности образовательного учреждения и призвано обеспечить успешную социализацию и профессиональное самоопределение учащихся.
Библиографическая ссылка
Евсеева А.В., Евсеева А.В., Жесткова Е.А., Жесткова Е.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-1. – С. 148-150;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35548 (дата обращения: 21.11.2024).