Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Евсеева А.В. 1, 2 Жесткова Е.А. 1, 2
1 МБОУ «СОШ №15»
2 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Лобачевского» (Арзамасский филиал)
Раскрыты основные элементы процесса социализации школьника, одной из составляющих которого является профессиональное самоопределение. Представлен опыт работы федеральной инновационной экспериментальной площадки «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающей практико-ориентированный характер их обучения в образовательных учреждениях различного типа».
профессиональное самоопределение
выпускник
школа
профессиональная ориентация
1. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 39–42.
2. Жесткова Е.А. Изучение профессионального самоопределения школьников / Е.А. Жесткова // Акмеология. 2014. – Т. 1–2. – С. 80–81.
3. Жесткова Е.А. Инновационная деятельность современной школы / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. – С. 50–52.
4. Пряжникова Е.Ю. Исторические предпосылки возникновения и становления профориентации в России и тенденции ее развития на современном этапе / Е.Ю. Пряжникова, А.Ю. Тужилкин // Нижегородское образование. – 2013. – № 4. – С. 2–9.

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе, предполагают необходимость специальной организации деятельности учащихся, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, о возможностях быть востребованными на современном рынке труда.

В данной статье представим опыт работы МБОУ СОШ № 15 города Арзамаса Нижегородской области по федеральной инновационной экспериментальной площадке «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающей практико-ориентированный характер их обучения в образовательных учреждениях различного типа» на базе НИРО.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за него и готовыми к профессиональной мобильности.

На решение этих задач направлена программа развития школы «Шаг в будущее» (Модель школы социального и профессионального самоопределения), приоритетным направлением которой является создание оптимальной модели профориентационной работы. В рамках программы развития организована деятельность инновационной площадки, реализация которой предполагает создание модели непрерывного технологического образования на этапах начального, основного и среднего общего образования, ведение предпрофильного курса «Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда» для всех учащихся 8–9 классов. В 2014–2015 учебном году заключены договора о сотрудничестве с учреждениями СПО: Арзамасским коммерческо-техническим техникумом, АФ Нижегородского экономико-технологического колледжа, учреждениями высшего профессионального образования.

Формы и методы реализации программы социализации и профессионального самоопределения обширны. В качестве приоритетных нами определены интеграция основного и дополнительного образования на всех этапах обучения, совершенствование содержания предметных областей «Технология» и «Экономика».

На практическом этапе эксперимента в качестве положительных результатов можно выделить несколько позиций:

1. Реализация системно-деятельностного подхода и обеспечение технологической грамотности на уровне начального и основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Взаимодействие всех сторон образовательных отношений: учащихся – учителей – родителей, сотрудничество с учреждениями СПО ВПО предприятиями города по профессиональному самоопределению учащихся.

3. Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика сформированности профессиональных компетенций и технологической грамотности.

4. Организация обучения педагогического коллектива с целью повышения профессиональной компетентности через курсовую подготовку, обучающие и проблемные семинары.

В 2014–2015 учебном году внесены изменения в рабочие программы по предмету «Технология», направленные на воспитание уважения к людям и результатам их труда, целостного социально ориентированного взгляда на мир, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование профориентационной грамотности.

Интеграция уроков и системы дополнительного образования дает ребенку представление о технологическом процессе, показывает, как использовать эти знания в разных сферах практической деятельности: подготовке исследовательских работ и проектов, презентаций на темы: «Профессия моей семьи», «Трудовые династии», «Мир профессий». Практическая деятельность на уроках технологии становится и средством становления личности ребенка, формирования социально значимых личностных качеств, а также системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Эффективной формой развития сотрудничества в рамках реализации экспериментальной площадки стали мастер-классы: «Анализ материалов с помощью микроскопа» (5–7 кл.) , «Применение и устройство гироскопов» (9–11 кл.), «3D-принтер» (5–6 кл.), «Робототехника» (5–11 кл.), проведенные на базе коммерческо-технического техникума и Арзамасского политехнического института. Учащиеся получили представление о цифровом оборудовании, использовании электронных образовательных ресурсов для подготовки современных специалистов. Удачным и интересным для 9-классников стал конкурс «Попробуй профессию на вкус» на базе АФ НЭТКА, который завершился проведением профессиональных проб. Важно, что учащиеся попробовали себя в разных видах деятельности, получили представление о ранее неизвестных профессиях.

В рамках сотрудничества с центром занятости населения проведены встречи специалистов с учащимися 9–11 классов, на которых намечены перспективы их дальнейшего трудоустройства с учетом возможностей и потребностей рынка труда.

Сильное эмоциональное воздействие произвела встреча учащихся 7–8 классов с ветеранами труда Арзамасского машиностроительного завода, проходившая в музее истории завода в формате диалогового общения. Результатом встречи стало понимание учащимися важности этических, нравственных качеств в профессиональной карьере, непрерывности совершенствования профессионального мастерства для достижения жизненного успеха.

Взаимосвязь школы и семьи – один из составных компонентов профориентационной работы. В рамках реализации программы по профориентации проведены родительские собрания «Что значит выбрать профессию», «Особенности запроса рынка труда на профессии», конкурсы семейных сочинений, ознакомление родителей с результатами анкетирования по выявлению склонностей и способностей учащихся, индивидуальные консультации по профориентации, педагогическая конференция «Как я помогаю ребенку в выборе профессии».

В рамках психолого-педагогического сопровождения главная цель – создать такие социально-педагогические условия, в которых каждый школьник мог бы стать субъектом своего социального и профессионального развития. Поэтому разработана и реализуется программа тренингов, ролевых игр в соответствии с рекомендациями и разработками профессора Е.Н. Пряжниковой. Анализ вводной и промежуточной диагностики позволяет сделать вывод о том, что сформирована устойчивая мотивация учащихся к осознанному выбору профессии. Более 80 % учащихся 8–9 классов и их родители выбрали для изучения факультативный предпрофильный курс «Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда».

Социокультурной нормой становится понимание родителями, учащимися и учителями важности практико-ориентированного обучения, расширение информационной и технологической грамотности для успешного будущего выпускников.

Систематизация работы по профессиональному самоопределению обуславливает необходимость созданий внутришкольной системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, уровня профессиональной компетенции как в области преподаваемого предмета, так и в области личностного, социального и профессионального воспитания учащихся. В рамках этой работы мы сформулировали основные подходы к организации системы повышения квалификации: работа в исследовательских группах, проблемных семинарах, круглых столах. Научно-методическое сопровождение реализации программы развития и экспериментальной работы позволяет постоянно осуществлять консультативную, диагностическую и коррекционную поддержку процесса развития. Опыт работы в данном направлении был представлен на научно-практическом семинаре учителей технологии и экономики.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении происходит в процессе практической деятельности образовательного учреждения и призвано обеспечить успешную социализацию и профессиональное самоопределение учащихся.


Библиографическая ссылка

Евсеева А.В., Евсеева А.В., Жесткова Е.А., Жесткова Е.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-1. – С. 148-150;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35548 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674