Производственная практика на сегодняшний день рассматривается как средство формирования профессиональной адаптации, развития познавательной и творческой активности будущих специалистов, диагностирования уровня профессиональной направленности и подготовки, формирования профессиональных компетенций. Сформированная система практики не позволяет в полной мере развивать у студентов творческую активность и самостоятельность в ходе освоения профессиональной деятельности. Студенты не всегда осознают связь теоретических знаний с конкретными задачами, которые они сами выполняют во время практики, что значительно затрудняет процесс формирования профессиональной компетентности специалиста.
В связи с этим остается актуальной проблема разработки современных подходов (в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 3 поколения) к организации и проведению производственной практики с целью формирования у студентов умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач, как учебных, так и практических. Одной из приоритетных задач при этом становится обеспечение методическими разработками по практике, направленными на выявление оптимальных условий для трансформирования учебной деятельности в профессиональную. Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями обучаемого к самоопределению и самовыражению в условиях глубоких экономических, социально-культурных [1].
Теоретическое обоснование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов студентов в процессе проведения производственной практики (как одного из важнейших элементов формирования профессиональной компетентности) является приоритетом данного исследования.
С целью обоснования построения индивидуального образовательного маршрута студента были определены основные принципы организации практики, такие как: непрерывность, преемственность и комплексность методов оценивания компетенций студентов; установлена взаимосвязь системы организации производственной практики и уровня становления профессиональной компетентности будущего врача; определена его структура и содержание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями обучающихся.
В Омском государственном медицинском университете ежегодно проводится анкетирование студентов по вопросам удовлетворенности качеством проведения практики.
По результатам проведенного исследования показателей удовлетворенности студентов проведенной производственной практикой педиатрического факультета можно констатировать следующее:
1. По критерию «иллюстративный материал по практике» у студентов 2-го курса выявлен низкий показатель удовлетворенности, следовательно, предстоит разработка корректирующих действий – подготовка раздаточного иллюстративного материала для каждого студента.
2. Средние показатели удовлетворенности выявлены по критериям:
– «интерес к деятельности в отделениях лечебно-профилактических учреждений», «доступность выполнения манипуляций сводного отчета по практике» и «иллюстративный материал по практике» у студентов 1 курса;
– «интерес к деятельности в отделениях лечебно-профилактических учреждений», «доступность выполнения манипуляций сводного отчета по практике» и «дисциплина» у студентов 2 курса;
– «иллюстративный материал» у студентов 3-го и 5-го курсов.
3. Высокие показатели у студентов всех опрошенных курсов определены по критериям: «организация самостоятельной работы студентов», «помощь со стороны ответственных сотрудников отделений в прохождении практики», «объективность в оценке учебных достижений», «вклад практики в профессиональную подготовку», «удовлетворенность качеством практики».
Программа освоения необходимых профессиональных навыков, опирающаяся на современные модели формирования профессиональных компетенций у обучающихся, в том числе широкое внедрение современных тренажерных комплексов нового поколения, помогает студенту в подготовке к производственной практике. Современный уровень развития медицинской науки и практики предъявляет повышенные требования к врачам-выпускникам по степени освоения практических навыков и умений, способности быстро ориентироваться в сложных клинических ситуациях.
Для реализации указанных целей в Омском государственном медицинском университете работает симуляционный центр, который показал преимущества обучения на фантомах, муляжах и тренажерах:
во-первых, появилась возможность моделировать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для пациентов;
во-вторых, профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки умения и ликвидации ошибок;
в-третьих, созданы условия для выработки и поддержания навыков профессиональных действий в нестандартных ситуациях, необходимых каждому врачу (например, сердечно-легочная реанимация).
В практике подготовки медицинских специалистов все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда взрослые пациенты и тем более родители больных детей отказываются общаться со студентами, ссылаясь на добровольное мотивированное согласие или право отказа от обследования и лечения. Еще сложнее обстоит дело с отработкой навыков по оказанию помощи новорожденных детям в критических состояниях. Освоить такие манипуляции возможно только при использовании различных видов тренажерного оборудования, в частности, таких как манекены-имитаторы пациента.
В ходе образовательного процесса происходит раскрытие творческого потенциала и возможности самореализации каждой личности в интересах всего общества. Реализация ФГОС 3 в системе зачетных единиц предполагает индивидуализацию образовательных маршрутов (ИОМ) студентов, формирование индивидуального образовательного пространства каждого студента, в котором протекает его личностное и профессиональное развитие [4].
Многообразие компетенций, обозначенных в ФГОС, в том числе и профессиональных, подразумевает индивидуализацию обучения. Индивидуализация предполагает в процессе обучения реализацию возможности выбора для каждого, исходя из интересов личности. Только в таком случае он сможет превратиться из управляемого объекта обучения в субъект управления своей собственной деятельностью [3].
ИОМ – образовательная программа достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающегося [2]. Учебный модуль позволяет скорректировать индивидуальный образовательный маршрут студента.
Принцип поддержки индивидуализации, который предполагает учет следующих требований: создание у студентов мотивации к изучению и учету своих способностей и осуществлению профессиональной деятельности; осуществление диагностики сфер индивидуальности студента; установление взаимосвязи между этапами развития индивидуальности студента и обеспечения необходимости перехода от одного этапа к другому; развитие у студентов способности к целеполаганию, дидактическому проектированию, рефлексии; обеспечение в учебном процессе перехода от деятельности, организуемой преподавателем, к деятельности, самоорганизуемой студентом, был использован нами при проектировании ИОМ [6].
Выбор индивидуально-образовательного маршрута студента осуществляется на первом курсе его обучения в вузе и в дальнейшем корректируется по необходимости, в зависимости от потребностей и индивидуальных способностей студентов. Составив свой индивидуально-образовательный маршрут, студент может форсировать или удлинять процесс изучения дисциплин в рамках специализации в зависимости от сложности, познавательных потребностей и мотивации в обучении [4]. В процессе обучения студент может получить дополнительную специализацию.
Перед прохождением производственной практики возможно изменение индивидуально-образовательного маршрута, которое предлагается проводить после окончания 2, 4 курсов. Однако могут возникать ситуации, когда индивидуально-образовательный маршрут студента будет нуждаться в изменении непосредственно во время обучения по данной образовательной программе. Основаниями для этого могут быть трудности в реализации данного образовательного маршрута, изменение жизненных планов студентов, низкий уровень трудности маршрута, не соответствующего высокому уровню образованности студента.
Выбор индивидуально-образовательного маршрута перед прохождением практики предполагает следующую процедуру: прием заявлений с указанием желаемого маршрута; собеседование со студентами, с целью определения их мотивации для обучения по тому или иному индивидуально-образовательному маршруту, изучения их индивидуальных особенностей и уровня готовности к обучению по выбранному маршруту; обсуждение преподавателями и психологами обоснованности выбора студентом определенного образовательного маршрута; окончательное определение выбора образовательного маршрута студента и утверждение маршрута на заседании кафедры.
При условии положительного решения кафедры или совета факультета осуществляется перевод студента на ИОМ прохождения производственной практики повышенного уровня и организуется поддержка студента для преодоления возникающих трудностей.
В случае отрицательного решения, проводится собеседование со студентом и объясняются мотивы данного решения. При повторном выборе студентом ИОМ формируются основания по его изменению и процедура повторяется.
Основаниями для выбора индивидуально-образовательного маршрута производственной практики являются: профессиональные и жизненные планы студента; достижение студентом уровня образованности, необходимого для успешного продвижения студента по данному образовательному маршруту; успехи в учебной, творческой и социальной деятельности; состояние здоровья и другие, не зависящие от учебного процесса причины.
При этом студенту предоставляются определенные «степени свободы»: право на участие в формировании своего собственного индивидуального образовательного маршрута; право выбора формы прохождения практики (групповая, индивидуальная, дневная, вечерняя); право сокращать или удлинять (в пределах допустимого) процесс прохождения практики и т.п.
Каждый студент должен быть подготовлен к тому, чтобы правильно воспользоваться данными «степенями свободы» с целью личностной и профессиональной самореализации. Все это возможно при самостоятельности и целеустремленности студента, квалифицированно организованной гибкой структуре прохождения производственной практики, консультирующей помощи преподавателей [5].
Реализация технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента предусматривает совместную деятельность в форме сотрудничества преподавателя со студентом, студентов между собой.
По итогам практики проводится тестирование, собеседование, защита дневника, оценка уровня практических навыков с выставлением итоговой отметки по пятибалльной шкале. Уровень освоения производственной практики оценивается по следующим критериям: положительная оценка на тестовый контроль; полный ответ на вопросы при собеседовании; защита «Дневника производственной практики»; правильное использование студентом медицинской терминологии; перечень выполненных работ и приобретенных практических навыков и манипуляций; положительная характеристика с места прохождения практики.
Основные проблемы прохождения практики для 1-го курса заключались в заполнении дневника (15 %), составлении конспектов (12 %) и написании отчётов (23 %), так как это для студентов являлось новым видом деятельности. 11 % студентов отмечают недостаточность знаний перед началом практики. У 39 % студентов практика не вызвала затруднений. Эффективность и успешность, заключались в качественной организации и квалифицированном сопровождении каждого студента своим руководителем.
К концу практики большинству студентов удается решить текущие проблемы, и, по данным опроса, практика в медицинских учреждениях закрепляет у подавляющего большинства студентов интерес к профессии.
Постоянный мониторинг уровня подготовки будущих врачей свидетельствует о том, что активное внедрение новых инновационных форм и технологий, наряду с совершенствованием существующих методов обучения, является в настоящее время объективной потребностью в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов.
Наше исследование подтверждает, что использование ИОМ в период прохождения производственной практики обеспечивает развитие профессиональных компетенций и повышение соответствия личностных особенностей профилю выбранной специальности, а также усиление базового мотива, направленного на развитие профессиональных умений и навыков и стремление осуществить карьеру в выбранной сфере деятельности (по специальности).
Библиографическая ссылка
Котенко Е.Н., Гетман Н.А., Радченко Е.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТАМИ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-1. – С. 159-162;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35551 (дата обращения: 23.11.2024).