«Инновационный процесс – это динамическое единство педагогических новшеств, их освоения и эффективного использования в практике на научной основе»
Н.Р. Юсуфбекова
Ретроспективный анализ научной литературы показывает, что у педагогического моделирования есть «термин – партнер», часто сопровождающий его в научных текстах, – это проектирование. В них оговаривается, что слово «проект», имеет несколько значений. Во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа. Во-вторых, проект надо понимать как некоторую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или организационную форму целенаправленной деятельности. В качестве примера можно отметить один из самых грандиозных международных проектов – Интернет. И третье значение проекта – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели. Что касается проектирования и конструирования, то их различие, считает он, носит достаточно относительный характер. Но все же отличие в том, что проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или в компьютере), а конструирование предполагает материальное (реальное) воплощение проектной деятельности. В своей статье мы задались вопросом проектирования оценки качества сформированности интегрированных качеств личности в условиях обновления содержания образования на квалиметрической основе.
Новая экономическая политика, предложенная Главой государства по реализации пяти институциональных реформ, требует модернизации среднего образования. Об этом было заявлено министром образования и науки А. Саринжиповым на Республиканском августовском совещании работников образования состоявшемся 24–25 августа 2015 года в Астане по теме: «Новые образовательные программы, инновации и компетентностный подход – шаги к успешной школе». Новая модель ставит во главу угла развитие навыков самостоятельного поиска, критического анализа, функциональной грамотности. Основное отличие нового стандарта школьного образования заключается в учебных программах, основанных на компетентностном подходе, в изучении предметов по принципу спирали – от простого к сложному, а также в ориентировании на ожидаемый результат. В основу программ всех уровней образования заложена система ценностей «Мәңгілік Ел» (это казахстанский патриотизм, гражданская ответственность, сотрудничество, труд и творчество, обучение на протяжении всей жизни, открытость и взаимоуважение), которая будет внедряться в школьное содержание через академические предметы, творческую и исследовательскую деятельность, через интеграцию в дополнительное образование.
Вместе с тем, по мнению ученых, на сегодня главной задачей педагогической науки становится поворот от замкнутых педагогических поисков к междисциплинарным, к формированию учителя нового поколения, обладающего межнаучными знаниями о школьниках, о себе на уровне интеграции от цели до результата в подготовке личности. В этих условиях появилась необходимость обратиться к одной из межнаучных категорий – развитие. Философы, психологи, педагоги утверждают, что воспитание, образование, обучение являются лишь внешними условиями, стимулами, средством побуждения его внутренних факторов, таких как «самовоспитание», «самообразование», «самообучение».
Данный подход ориентирован на воспитание у обучающегося чувства уверенности в себе, самостоятельности, собственного достоинства, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности, формирование которых требует у школьников целостного видения картины мира через системное познание содержания образования на основе включения учащихся в работу по выработке надпредметных умений, навыков и отношений на основе сознательного самосовершенствования личности.
Как известно, на сегодня все содержание образования ориентировано на данную стратегию преподавания. Вместе с тем на курсах повышения квалификации педагоги республики осваивают новые технологии преподавания в условиях обновления содержания образования. И в данной статье мы хотим поделится опытом моделирования оценки качества сформированности надпредметных умений творчески развитой личности.
Для начала попытались создать модель личности по К.К. Платонову, где сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По соотношению компонентов структур личности различают четыре уровня подструктур, носящих следующие условные названия.
1. Уровень темперамента, включающий качества, наиболее обусловленные наследственностью; связанные с индивидуальными особенностями нервной системы человека (потребности и инстинкты, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).
2. Уровень особенностей психических процессов, которые образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущения, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. При этом мыслительные логические операции играют огромную роль в процессе обучения (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами).
3. Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют такие, которые формируются в процессе изучения школьных дисциплин – ЗУНы (знания, умения, навыки), и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности – СДП (сфера действенно-практическая).
4. Уровень направленности личности, который объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения (интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение) (рисунок). Ниже в таблице приведены их показатели.
Здесь для нас очень важно, что направленность, потребность, «Я-Концепция» как интегральные качества способствуют созданию саморегулирующей системы и вместе с уровнями составляют каркас целостной личности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что становление и развитие личности представляет процесс вхождения личности в социальную среду и интеграцию в ней. При этом большая роль отводится проблеме сформированности надпредметных умений личности.
Цифры 1, 2, 3, 4 – уровни. Буквы треугольника в модели: М – методологический критерий, П – психологический критерии, П.С. – практическо-созидательный.
Критерии и показатели оценки качества сформированности у школьников надпредметных умений личности
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
1 |
Методологический (интеллектуально- познавательный) |
1. Наличие минимальных необходимых основ общеобразовательных знаний, соответствующих нормативным требованиям образовательного стандарта. 2. Преемственность и внутрипредметность гуманистических ценностей научных знаний. 3. Межпредметность, системность знаний на уровне диалога национальных и общечеловеческих культур. 4. Универсальность, фундаментальность методологических знаний |
2 |
Психологический (мотивационный, эмоционально- волевой) |
1. Положительное отношение к учебно-познавательной деятельности. 2. Устойчивое стремление и интерес к овладению интегрированными знаниями. 3. Умение поддерживать дух творчества, стабильности, наличие аналитического системного мышления способами координации межпредметного поиска. 4. Доминирование устойчивого стремления и воли к аккумулированию общечеловеческих ценностей. |
3 |
Практическо- созидательный (поведенческий процессуальный) |
1. Наличие самостоятельности в выполнении общеучебных умений. 2. Наличие интегрированности в выполнении межпредметных умений. 3. Координирующее действие и наличие стремления к выполнению общей задачи. 4. Наличие умений в овладении надпредметными научными знаниями в условиях образовательного пространства. |
Психологи считают, что человеческое поведение во многом зависит от включенности индивида в разнообразие жизненных обстоятельств, связанных с общей способностью личности «мобилизовать в определенные ситуации приобретенные знания и опыт». Обычно эти способности реализуются через комплекс умений, представляющих собой -компетенцию личности. В этом плане компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, а есть феномен, порождающий умение в действии. Педагогическая ценность данного феномена – синтез интегрированных способностей, основанных на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются благодаря обучению. Следовательно, под компетенцией можно понимать инструмент преобразования личности на основе ее общей подготовленности к действию или возможности совершать действия в специфической ситуации. В нашем случае такую компетенцию могут обеспечить формирование умений более высокого порядка, строящиеся на уровне интеграции. Такие умения мы назвали надпредметными, которые формируются в процессе организованной деятельности, нацеленной на приобретение компетенции в условиях их погружения в область интегрированных научных знаний, отношении во взаимодействии с жизненным опытом. Мы глубоко убеждены в том, что такой подход к формированию надпредметных умений отличается повышенной инструментальностью.
Все вышесказанное послужило нам теоретической основой моделирования оценки качества сформированности надпредметных умений личности.
Так как в таблице приводятся по каждому критерию четыре показателя, они расположены по принципу от простого к сложному.
Тогда содержание их можно сформулировать таким образом.
1. Когнитивная область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового на основе межпредметной интеграции знаний.
2. Психологическая (мотивационно- эмоционально-волевая) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживания тех или иных чувств, формирование ценностного отношения, его осознание и проявление в деятельности.
3. Практическо-созидательная область. Сюда относятся цели, которые связаны с формированием тех или иных видов двигательной деятельности, среди которых деятельность высшего порядка как надпредметные умения.
На основе вышеназванных критериев и показателей были выявлены 4 уровня сформированности надпредметных умений ведущие к формированию интегрированных качеств.
Высокий уровень предусматривает умение реализовать свободу и творчество как признак проявления самодостаточности, гуманности т.е. умение находить нестандартные решения в неожиданных ситуациях, быстрое генерирование идей.
Достаточный уровень исходит из сформированности умений конструировать, проектировать, прогнозировать на основе надпредметных научных знаний в условиях созданного образовательного пространства, ведущие к формированию критичности, креативности.
Средний уровень отражает устойчивое стремление и интерес к овладению интегрированными знаниями; умение поддерживать дух творчества, стабильности, способности мыслить в разных направлениях.
Низкий уровень предусматривает наличие умений запоминания, воспроизведения и понимания, ведущих к самостоятельности.
Учитывая разноуровневую дифференциацию сформированности надпредметных умений школьника мы стремились прогнозировать развитие разносторонних способностей личности.
Отсюда перечисленные критерии, их показатели и уровни создают основу для построения деятельности учащихся, ориентированной на достижение конечной цели и решение главной задачи. Они представляют собой ценности, движущие надпредметную деятельность, для функционирования которой необходимо создание определенной среды в условиях педагогического сотрудничества в системе «педагоги-учащиеся», объединяющие в один комплекс действия всех субъектов целостного педагогического процесса.
Библиографическая ссылка
Мендигалиева Г.К. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ НАДПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-1. – С. 163-166;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35552 (дата обращения: 23.11.2024).