Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ФИЛИАЛ КАФЕДРЫ КАК РЕСУРС ИНТЕГРАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Кострица С.Я. 1 Чекина Е.В. 1
1 УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
В статье рассмотрен потенциал сотрудничества университета и учреждений дошкольного и общего среднего образования на основе договоров на организацию филиалов кафедр педагогического профиля. Целью такого сотрудничества является повышение качества подготовки педагогических кадров посредством конструирования инновационного интегративного образовательно-профессионального пространства и расширения взаимодействия ППС университетских кафедр с педагогами-практиками учреждений дошкольного и общего среднего образования. Авторами определены основные возникающие в процессе учебно-научно-производственного взаимодействия университета с УДО и СШ условия, которыми обеспечивается необходимая степень практико-ориентированности процесса подготовки будущих педагогов, рассмотрены общие контуры сфер ответственности сторон этого взаимодействия. В качестве примера в статье приводится опыт взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и психологии детства Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и сотрудников филиала кафедры, открытого на базе Дошкольного центра развития ребенка № 89 г. Гродно.
университет
высшее образование
филиал кафедры
1. Жук А.И., Торхова А.В. Система педагогического образования Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы развития // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – № 10. – С. 19–25.
2. Концептуальное обоснование и этапы моделирования программы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитателей) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и ДО / Г.Н. Толкачева, Е.И. Изотова, Л.М. Волобуева, М.Ю. Парамонова // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 3. – C. 168–185.
3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редколл.: Я.М. Александрович и др. – Минск: Юнипак, 2004. –200 с.
4. Чекина Е.В. Роль Гродненского государственного университета имени Янки Купалы в социально-экономическом развитии регионана // Народная асвета. – 2015. – № 4. – С. 7–9.
5. Чекина Е.В., Михайлова Н.С., Кострица С.Я. Организационно-содержательное обновление профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях взаимодействия университета с организациями-заказчиками кадров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6. – С. 509–513.

В настоящее время в системе педагогического образования Республики Беларусь четко обозначились проблемы, связанные с необходимостью модернизации и оптимизации подготовки педагогических кадров с учетом изменившихся требований социума и экономики государства, практикоориентированной направленности обучения специалистов, соответствия требованиям рынка труда и ожиданиям работодателей и др. [1]. Система подготовки педагогических кадров, учитывающая динамику социально-экономического развития регионов страны, в условиях современного университета должна в первую очередь, обеспечить подготовку таких выпускников, которые востребованы и конкурентоспособны на рынке труда, адаптированы к условиям производства (рабочего места), готовы к эффективной реализации своего профессионального потенциала, к ответственной реконструкции социальных объектов в интересах современного общества, способны демонстрировать успешность педагогической профессии, в полной мере осознают себя в качестве реальных действующих лиц социального становления и инновационного развития своего региона, общества и государства в целом, обладают преобразующим, а не исполнительским, мышлением, позиционируя себя в качестве социально-гуманитарных инноваторов [3]. Для этого учреждениям высшего образования требуется коренная трансформация основной методической задачи подготовки педагогов, которая по своей сути становится задачей методологической.

Одним из шагов в направлении решения такой задачи является создание филиалов кафедр педагогического профиля на основе договоров на их организацию с учреждениями дошкольного и общего среднего образования. В этом случае университет реализует себя в качестве открытой структуры, способной устанавливать многосторонние горизонтальные связи с внешней средой и выходить на тесное взаимодействие с другими социальными системами, интегрируя их ресурсы для решения ряда важных задач субъектов выстраиваемого взаимодействия, экономики и социума региона: для обучающегося – это пребывание в процессе обучения в условиях рабочего места с освоением необходимых компетенций; для заказчиков кадров – подготовка будущих сотрудников с заданным набором необходимых профессиональных характеристик; для университета – повышение качества образования, обеспечивающего привлекательность в социуме, конкурентоспособность и востребованность образовательных услуг; для экономики региона – усовершенствование системы трудоустройства и найма на работу специалистов сферы образования, увеличение производительности труда молодых специалистов, в т.ч. за счет сокращения периода адаптации к условиям рабочего места [5, с. 510].

Создание и функционирование филиалов кафедр обеспечивает реализацию учебно-научно-производственного взаимодействия учреждения высшего образования и организаций-заказчиков кадров (учреждений дошкольного образования, средних школ) в процессе подготовки будущих педагогов, основанного на кооперации труда и кооперации в использовании основных средств (фонды, технологический потенциал, оборудование). Системообразующей целью деятельности филиалов является повышение качества профессионального образования посредством расширения взаимодействия ППС университетских кафедр с педагогами-практиками УДО и СШ.

Эффективным сотрудничество университета и учреждений дошкольного и общего среднего образования, обусловленное деятельностью соответствующих филиалов кафедр, будет только при выполнении важнейших условий, которыми обеспечивается необходимая степень практико-ориентированности педагогического образования:

1) каждый субъект учебно-научно-производственного взаимодействия (УВО, УДО, СШ) располагает определенным комплексом взаимообогащающих ресурсов (социальных, человеческих, материальных, информационных и т.д.) с открытым доступом к нему для других участников;

2) все субъекты учебно-научно-производственного взаимодействия мотивированы и подготовлены к использованию своих ресурсов для достижения общих целей;

3) сферы ответственности за общий образовательный продукт (подготовку педагогических кадров) распределены между обеими сторонами учебно-научно-производственного взаимодействия [2, с. 170].

Дифференциация функционала сторон учебно-научно-производственного взаимодействия в подготовке педагогических кадров предусматривает нижеприведенные позиции.

Кафедра учреждения высшего образования:

– организует аудиторную и самостоятельную учебную работу студента, разрабатывает практико-ориентированные задания, создает условия для их осмысления и принятия студентом;

– осуществляет подготовку студента к свободному включению в профессиональное сообщество УДО или СШ;

– проводит совместно со студентом анализ возникших у него проблем и затруднений при общении с воспитанниками, их родителями, сотрудниками УДО или СШ;

– обеспечивает помощь студенту в формулировании вопросов для последующего изучения (в т.ч. самостоятельного) в теоретических разделах учебных курсов;

– организует оценивание продуктов самостоятельной работы студентов;

– обеспечивает консультирование студента, оказывает помощь в подготовке к самостоятельному выполнению способов профессиональной деятельности в области приобретаемой профессии;

– реализует оценивание степени освоения студентом образовательной программы с учетом оценки специалистов УДО или СШ.

Организация, на базе которой функционирует филиал кафедры:

– организует ознакомление студентов с УДО или СШ, с профессиональной деятельностью их работников;

– осуществляет помощь студенту при включении в профессиональное сообщество, помогает установить взаимодействие с разными категориями сотрудников УДО или СШ;

– организует демонстрацию образцов профессиональной деятельности педагога УДО или СШ;

– обеспечивает консультирование по вопросам, проблемам, возникшим у студента при наблюдении способов выполнения профессиональной деятельности в области приобретаемой профессии;

– осуществляет поддержку при планировании студентом способов самостоятельного выполнения профессиональной деятельности в области приобретаемой профессии;

– обеспечивает контроль выполнения студентом способов профессиональной деятельности в области приобретаемой профессии с последующим обсуждением его результативности;

– участвует в оценке и (или) реализует оценивание степени освоения студентом образовательной программы.

В качестве примера приведем опыт взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и психологии детства Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и филиала кафедры, открытого на базе Дошкольного центра развития ребенка № 89 г. Гродно в 2012 году. Сотрудники филиала осуществляют работу по модернизации содержания педагогического образования, конструированию инновационных методов и технологий освоения педагогических дисциплин, разработке научно-методического сопровождения адаптации выпускников педагогического факультета ГрГУ имени Янки Купалы к профессиональной деятельности в учреждениях образования, по приобщению студентов, магистрантов УВО и педагогов УДО к научно-исследовательской работе.

Педагоги ДЦРР № 89 совместно с преподавателями университета активно участвуют в организации и проведении семинарских и лабораторных занятий для студентов, проводят для них открытые занятия и мастер-классы. В 2014/2015 учебном году в рамках работы филиала кафедры апробирована новая форма педагогической деятельности – обучающие курсы для студентов университета по освоению образовательных технологий на базе учреждения дошкольного образования, предполагающие посещение УДО группой студентов один раз в неделю в течение семестра. Педагоги ДЦРР провели для студенческой аудитории семинары «ТРИЗ-технологии в детском саду», «Проектная технология и ее реализация в дошкольном учреждении», «Социоигровые технологии» и др., а также предложили посетить открытые занятия и мероприятия с элементами новых образовательных технологий; продемонстрировали возможности использования современных технических средств в дошкольном образовании. К окончанию курсов студентам предлагалось разработать и защитить проекты занятий и мероприятий с использованием новых образовательных технологий и технических средств.

В ДЦРР ежегодно осуществляется видеозапись занятий и воспитательных мероприятий наиболее квалифицированных педагогов. Полученные материалы пополняют педагогическую видеотеку, созданную на педагогическом факультете ГрГУ.

Работа такого рода способствовала продуктивному освоению реалий педагогической профессии, позитивно повлияла на мотивацию педагогической деятельности и готовности к ее компетентному осуществлению. Теперь будущие специалисты уже не боятся не справиться со своими функциональными обязанностями, не опасаются недисциплинированности воспитанников и неумения привлечь внимание и заинтересовать учебным материалом, неумения отбирать и применять эффективные педагогические технологии и т.п. (таблица).

Отношение выпускников педагогических специальностей к профессиональной деятельности

Опасения выпускников

Количество обучавшихся по традиционной системе (в %)

Количество обучавшихся в условиях взаимодействия университета и УДО (в %)

Опасения не справиться с профессиональными обязанностями

49

12

Неумение справиться с недисциплинированностью детей

43

13

Неумение управлять вниманием воспитанников, заинтересовать их

47

15

Неумение отбирать и применять педагогические технологии

42

13

Неумение наладить педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников

57

21

Сотрудничество университета и учреждения дошкольного образования позволяет материализовать также идею интеграции науки и производства в сфере образования [4]. В этом плане интеллектуальный ресурс кафедры позволяет оказать поддержку деятельности учреждения дошкольного образования по следующим позициям:

– разработка разнообразных учебных программ для УДО для оказания ими дополнительных образовательных услуг (кружковой работы и др.) (по заказу УДО);

– научное консультирование педагогов УДО в рамках тематики их работ по самообразованию;

– научно-методическое сопровождение деятельности педагогов УДО при подготовке методических материалов для получения очередной педагогической категории;

– научная поддержка (руководство) выполняемых УДО проектов;

– участие в подготовке научных и учебно-методических публикаций педагогов УДО (консультирование, работа в соавторстве и т.д.);

– организация и проведение научно-практических стажировок педагогов УДО на базе университета;

– выполнение курсовых, дипломных и магистерских исследований на основе заявок и предложений УДО по наиболее актуальным проблемам педагогической науки и образования;

– выполнение заявок на чтение лекций, проведение тренингов и семинаров силами преподавателей университета по тематике, обозначенной специалистами УДО;

– научно-методическая и техническая поддержка Интернет-сайтов УДО;

– разработка диагностических материалов для работы с воспитанниками, их родителями, педагогическими кадрами УДО;

– привлечение педагогических кадров УДО к научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, функционирование филиала кафедры на базе учреждений дошкольного и общего среднего образования позволяет создать практико-ориентированное образовательно-профессиональное пространство, интегрирующее ресурсы науки, образования и производства, в условиях которого к концу обучения по избранной программе подготовки студент не только освоит все виды профессиональной деятельности, но также будет способен эффективно их адаптировать к конкретным условиям рабочего места.


Библиографическая ссылка

Кострица С.Я., Чекина Е.В. ФИЛИАЛ КАФЕДРЫ КАК РЕСУРС ИНТЕГРАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-2. – С. 361-364;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35592 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674