Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» [1] и Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил подготовки граждан к воинской службе, организации и проведения, а также формирования учебно-материальной базы начальной военной подготовки» [3] выдвигают особые требования к системе подготовки допризывной молодежи к защите отечества. Они определяют актуальность проблемы обучения и воспитания допризывной молодежи и подготовки ее к службе в рядах Вооруженных Сил Республики Казахстан. В этих правительственных документах отражена необходимость формирования личности будущего защитника отечества в целях создания благоприятных условий для реализации допризывниками своих потенциальных возможностей, полнокровного и многогранного развития личности, эффективности воспитания в целом.
Все вышеизложенное выдвигает на первый план задачи изучения, диагностики личности будущего защитника отечества в студенческих коллективах.
Педагогическая диагностика как составная часть целостного педагогического процесса в высшей школе возникла и развивалась под влиянием потребностей обучения и воспитания будущего защитника отечества.
Исходя из анализа научной литературы и педагогической практики, под педагогической диагностикой в высшей школе мы понимаем познавательно-преобразующую деятельность по распознаванию и учету обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса и его компонентов в высшей школе, направленную на обеспечение результативности данного процесса и достижение педагогических целей.
Педагогическая диагностика проводилась нами на всех этапах целостного педагогического процесса подготовки бакалавров начальной военной подготовки, главной целью которой было получение и использование в педагогических целях достоверной информации об участниках, условиях, содержании и результативности процесса педагогической диагностики личности будущего защитника отечества (далее допризывника).
При этом педагогическую диагностику в целостном педагогическом процессе высшего учебного заведения мы рассматривали, прежде всего, как распознавание, анализ и оценку уровня обученности, воспитанности, развития, психологической подготовки индивидуальных и групповых психолого-педагогических особенностей участников педагогического процесса (допризывников).
В своей деятельности мы руководствовались следующими основными направлениями проведения педагогической диагностики в педагогическом процессе высшего учебного заведения (рис. 1).
При этом первые четыре направления предусматривают, прежде всего, диагностику обучающихся, а пятое – диагностику педагогов, кураторов групп, которые непосредственно заняты в данном процессе.
Проведение диагностической деятельности по проверке, контролю и оценке уровня обученности достаточно подробно определяется множеством требований, изложенных в приказах МОН РК, типовых правилах и инструкциях, учебных планах и др. нормативных документах. В совокупности эти требования составляют организационно-методическую основу педагогической диагностики по различным учебным дисциплинам.
Наиболее распространенным подходом к диагностике воспитания является выявление уровня воспитанности обучающихся. Полученный в результате диагностики уровень воспитанности используется для выбора методов и приемов психолого-педагогических воздействий на личность будущего защитника отечества, принятия управленческих решений, для оценки эффективности процесса воспитания.
Для диагностики воспитанности мы применили уже существующие конкретные методики диагностирования. Их мы сгруппировали по следующим направлениям (рис. 2).
Наиболее важными, показательными и в наибольшей степени практически используемыми для диагностики уровня воспитанности следует признать данные о личности допризывника, охватывающие три блока информации (рис. 3).
Рис. 1
Рис. 2. Основные направления диагностики воспитанности
Рис. 3. Информация о личности допризывника
Значительную роль играет диагностика индивидуально-психологических особенностей допризывников. При этом основное внимание мы уделяем выявлению допризывников с признаками психических заболеваний, расстройств личности, алкоголизма и наркомании, а также суицидальными намерениями.
Диагностика индивидуально-психологических особенностей и личностного развития допризывников реализуется прежде всего в комплексе мероприятий психологического отбора и воспитательной работы, а также в деятельности профессорско-преподавательского состава, участвующего в данном процессе.
В нашем исследовании мы использовали следующие основные компоненты педагогической диагностики психологических особенностей и личностного развития допризывников (рис. 4).
Принятой формой фиксации результатов диагностики психологических особенностей личности является психологическая карта.
Рис. 4. Основные компоненты педагогической диагностики психологических особенностей развития допризывников
Решение задач обучения и воспитания допризывников требует от преподавательского состава высшего учебного заведения обращения к диагностике разнообразных психолого-педагогических явлений в учебных коллективах. Это такие явления, как взаимоотношения, коллективное мнение, групповые настроения, традиции, адаптация в коллективе, авторитет, лидерство, морально-психологическое состояние коллектива, конфликты, общение и др. Естественно, что необходимы определенные подходы к диагностике психолого-педагогических явлений.
Первый подход включает в себя: рассмотрение структуры психолого-педагогического явления как объекта диагностики; определение и исследование критериев и показателей, характеризующие динамику развития данного явления. На основе определенных критериев формируются методики изучения психолого-педагогических явлений.
Вторым подходом к проведению педагогической диагностики психолого-педагогических явлений является поэтапное выявление и оценка изменения элементов социально-психологической структуры в ходе педагогического воздействия.
Соответственно подходам, методика диагностики психолого-педагогических явлений включает две группы методов.
Первая группа – методы диагностики социально-психологических структур, вторая – методы диагностики педагогического влияния на социально-психологические явления.
В то же время необходимо учитывать, что психолого-педагогические явления имеют как субъективную, так и объективную сторону и являются не только результатом психолого-педагогического воздействия, но и следствием сложного переплетения социальных, психологических и педагогических факторов.
В практике вузов можно выделить следующие основные компоненты диагностики (рис. 5)
Рис. 5. Основные компоненты диагностики психолого-педагогических явлений в учебных коллективах
В целом следует отметить, что результаты диагностики психолого-педагогических явлений в учебных коллективах в значительной степени определяют задачи, условия, методы психолого-педагогических воздействий.
Апробация изложенных в статье положений проводилась на научно-практических и научно-методических республиканских и международных конференциях. Статья является логическим продолжением опубликованных статей в международных научных журналах[3; 4; 5].
Библиографическая ссылка
Прокофьева М.А., Утегенов Е.К. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-2. – С. 369-372;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35594 (дата обращения: 07.11.2024).