Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ВОСПИТАНИЕ В ФОРМАТЕ 3D – ДЕТСТВО, ДОМ, ДУХОВНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ В ПЕРИОД ДЕТСТВА

Коротаева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Вопросы воспитания подрастающего поколения неразрывно связаны со стратегией национального развития страны и являются частью государственной политики, о чем говорится в «Стратегии 2020». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особо отмечается необходимость программ (ст. 8), которые должны обеспечить воспитание у детей и подростков чувства духовной принадлежности к ближайшему социуму, гордости за свой край, что в целом приводит к формированию патриотических чувств, ценностному принятию малой родины и Родины в целом. В течение двух лет в Свердловской области осуществлялось научно-методическое сопровождение регионально ориентированной программы «Грани Урала» (при поддержке Российского гуманитарного научного фонда), знакомящей детей с Уралом как самобытной областью, что формирует первые представления о месте проживания, чувства сопричастности, гордости, включенности в со-бытийность малой родины. Исследования доказывают, что, основы жизненных ценностей закладываются с детства, при этом чем ранее прививаются ребенку представления о ценностях – семейный очаг, родной язык, чувство принадлежности и сопричастности к событиям ближайшего социума и т.д., тем вернее они трансформируются в осознаваемую жизненную позицию.
ценности и ценностное отношение к малой родине
формирование отношения к малой родине как истоку социальной и гражданской принадлежности
1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Н.Н. Лебедева, А.Г. Лидерс. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 480 с.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
3. Коротаева Е.В. Основы формирования у дошкольников ценностного отношения к малой родине // Социальное развитие ребенка: Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь: сб. мат. III-й городской научно-практической конференции. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 215 с.
4. Ушинский К.Д. Собр. сочинен. В 11 т. – М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. – 1948–1952. – Т. 8. – 439 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 17.08.15).

Вопросы воспитания подрастающего поколения сегодня относятся к приоритетным в области социального развития страны. Это подчеркивается в законе «Об образовании в Российской Федерации», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере образования», в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», Федеральных государственных образовательных стандартах и других документах. При этом воспитание как особый процесс направлено на «создание условий для самоопределения и социализацию обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [5]. В этих документах отмечается, что одной из важнейших социальных задач в целом является сохранение и защита культурного наследия страны, а, следовательно, одной из воспитательных задач – подготовка личностей, способных не только сохранить имеющееся, но и созидать новое, что напрямую связано с формированием у детей и подростков таких ценностных ориентиров, как гуманизм, патриотизм, уважение к труду и родному языку, гражданская ответственность, духовная стойкость и т.д.

В трудах различных ученых, педагогов (Д. Дьюи, А.Г. Здравомыслов, Я.А. Коменский, Д.А. Леонтьев, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Д.И. Фельдштейн, Г.И. Чижакова и др.) говорится о воспитании духа, воспитании души, воспитании духовности. Все это – явления взаимосвязанные, хотя и не синонимичные. Есть то, что их объединяет по форме – это обязательно системность во влияниях, воздействиях, взаимодействиях; не эпизод, не частный случай, но продуманный, целенаправленный, целостный подход. И есть то, что связывает их содержательно: обращение к высшим человеческим ценностям: добро и зло, справедливость, ответственность, трудолюбие, верность и др., – позволяющим индивиду ощущать себя частью чего-то большего, определяющим путь духовного познания себя и мира, способствующим саморазвитию и совершенствованию.

Очевидно, что высшие ценности формируются, развиваются, совершенствуются на протяжении всей жизни индивида.

Это – традиции, которые издавна выполняют важнейшую функцию передачи накопленного опыта, объединения поколений в действиях, в мировосприятии и пр. Традиция в культурной жизни – событие знаковое, отличающееся особой праздничной атрибутикой, особым настроением, духом единения, помогающее через обращение к истокам, укрепить связи «здесь и сейчас».

Традиции, как правило, начинают формироваться в семье, в «доме», который тоже является важнейшим институтом сохранения и передачи системы ценностей. Обычно говоря о семье, мы обращаем внимание на видимый смысл этого слова: «семь я». Но это – просто количественный показатель, на самом деле глубинное понимание этого понятия связано с единением людей, совместностью их быта и мировосприятия. Очевидно, что семейная общность, сохраняя и передавая ценности следующему поколению, сама должна следовать этим установкам: почитай отца твоего и мать, не сотвори себе кумира, не укради, не завидуй, не прелюбодействуй… Чтобы эти поведенческие установки были усвоены с детства, они должны ежедневно исполняться в обыденной жизни окружающими людьми. Если этого не происходит, то в сознании ребенка фиксируется двойственная картинка: можно лгать, насмехаться над окружающими, проявлять сугубо эгоистическую позицию и т.д. Эта противоречивость не может не сказаться в дальнейшем на формировании нравственных представлений маленького человечка.

Поэтому, как отмечал К.Д. Ушинский, «вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности…» [4, с. 19]. Ответ на этот вопрос, как правило, мы ищем в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» (авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [2]. В этом документе предложены базовые национальные ценности: семейная жизнь, культурно-региональное сообщество, культура своего народа, российская гражданская нация. Все перечисленное действительно может служить истоком для духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Но работая с тем или иным возрастом детей, следует каждый раз точно и продуманно конструировать иерархию ценностных оснований.

Так, для детей дошкольного возраста базой формирования ценностных ориентиров могут стать семья, культурно-региональное сообщество, природа, искусство, труд и творчество. Для младшего школьника – труд и творчество («Ученье есть труд и должно остаться трудом», – К.Д. Ушинский), семья, культура своего народа: искусство и литература, патриотизм, природа…. Для подростка основу духовно-нравственного воспитания стоит черпать в труде и творчестве, науке, искусстве и литературе, идее гражданственности, патриотизме, в природе, семье, человечестве, в традиционных российских религиях, в установке на социальную солидарность…

Сегодня идут горячие споры о том, кто должен заниматься воспитанием детей – семья или школа? Эти споры являются свидетельством серьезных проблем в общей системе воспитания и попыткой переложить ответственность за процесс и результат на ту или другую сторону. Но в этом вопросе не должно быть «противоположных» сторон: семья, школа, СМИ, как и общественные нормы поведения должны создавать единое пространство для духовно-нравственного развития ребенка.

Причем это ценностно ориентирующее пространство должно окружать ребенка постоянно (а не только по отдельным праздникам, событиям), побуждая к постоянному (а не эпизодическому) развитию, преодолению, осознанию, взрослению. Г.В. Бурменская подчеркивала, что общение «самого ребенка с окружающим миром <…> оказывает глубокое влияние на все последующие этапы становления его психики в целом» [1]. Действительно, можно ли привить нравственные привычки без усилий и сознательного труда? Можно ли укрепить дух человека без серьезного участия его самого в этом процессе?

Исследования психолого-педагогической науки (работы Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, В.Т. Кудрявцева, Д.И. Фельдштейна и др.) свидетельствуют, что чем ранее осваиваются детьми социальные понятия, одобряемые нормы поведения, касающиеся ответственности, идентификации себя как части конкретного сообщества и т.д., тем устойчивее будет в дальнейшем их позитивная жизненная гражданская позиция.

Одна задач духовного становления подрастающего поколения может быть определена как формирование ценностного отношения к «малой родине». Не так много исследований посвящено феномену отношения человека к месту, где он родился, вырос. Взрослые люди в подавляющем большинстве вспоминают «дом», место, где прошло их детство, с теплотой, с ностальгией, с добрыми эмоциями. Это позитивное запечатление обычно сопровождает человека всю жизнь. Именно «детское» восприятие «дома» – места проживания (а на деле – первичной социализации человека) может обеспечить закрепление, а затем и трансляцию позитивного отношения к родине в «образе мира», «образе жизни». Но такое закрепление должно стать осознанной и целенаправленной воспитательной задачей.

Стоит отметить, что в ряде областей уже существуют программы краеведения, актуализирующие национально-региональный компонент содержания образования. Например, программы регионоведения Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, имеющих давнюю историю, культуру и т.п. Но в отдельных регионах этот социокультурный компонент оказывается не столь явленным, постигаемым и доступным для детей. Поэтому часто педагоги обращаются к уже сложившимся этническим или религиозным традициям как основе программы с национально-региональным компонентом. Но количественное преобладание титульной нации не является характерным для ряда регионов Российской Федерации. Например, этническое и культурное многообразие всегда было отличительной чертой Уральского региона, где проживают русские, коми-пермяки, татары, башкиры, марийцы и др. К тому же сегодня набирает темпы миграция из республик бывшего Советского Союза. Очевидно, что в данных условиях усиленная поддержка одной культурной традиции может рассматриваться как ущемление интересов другой (других).

Следовательно, необходим поиск такого содержания программы формирования ценностного отношения к «дому», к малой родине, которое бы вело не к расслоению, но к единению через общие переживаемые чувства – интерес, любознательность, сопричастность, желания активно участвовать в тех или иных познавательных мероприятиях.

Такой программой стала регионально ориентированная программа «Грани Урала», разработанная на кафедре педагогики и психологии детства УрГПУ и внедряемая в течение последних лет в дошкольных образовательных учреждениях, организациях г. Екатеринбурга и Свердловской области. Процесс разработки и внедрения ориентированной программы «Грани Урала» породил целый ряд оригинальных наработок. Прежде всего, это содержание самой программы, которая знакомит детей с Уральской землей как самобытной областью, обладающей рядом уникальных характеристик – «граней», образ которых, с одной стороны, сразу определяет принадлежность к Уральским горам, а с другой, позволяет варьировать количество осваиваемых «граней» в зависимости от возраста обучаемых и задач обучения.

Цель данной программы заключается в формировании и закреплении у детей дошкольного возраста потребности узнавать об исторических и современных событиях своей малой родине, принимать участие в социально значимых деяниях, формировать чувств сопричастности, осознавать себя субъектом социальной жизни

К задачам регионально ориентированной программы «Грани Урала» отнесены: формирование у детей интереса к историческому и культурному наследию родного края (малой родины); знакомство с народным творчеством, ремеслом, традициями окружающего социума; этот край приобщение к современным праздникам – общим и семейным, к социально ориентированному быту, развитие готовности к созидательной деятельности в ближайшем микросоциуме; воспитание уважения и гордости за свой край, свой город, за людей, населяющих этот край.

Другой оригинальной разработкой в регионально ориентированной программе стали специальные познавательные маршруты для дошкольников. Маршрут, согласно словарю Д.Н. Ушакова, – это заранее намеченный путь следования с указанием основных пунктов. Познавательный маршрут в программе для дошкольников «Грани Урала» – это составленная (спроектированная) взрослым (воспитателем, родителем) образовательная траектория, в процессе освоения которой ребенок приобщается к культурно-историческому окружению родного края, проникается чувствами гордости за малую родину, уважения к труду людей, населяющих этот край, формирует готовность к участию в социально созидательных событиях ближайшего социума [3, с. 8].

Эти маршруты разрабатывались педагогами дошкольных учреждений под руководством преподавателей УрГПУ с учетом специфики и возможностей образовательной организации, субъектов, включенных в реализацию маршрута (воспитателей, родителей и др.), социальных партнеров и т.д. Поэтому содержательная «огранка» программы получилась достаточно разнообразной: «Богатства земли уральской», «Мой Екатеринбург», «Урал – рабочий край державы», «Ключи к уральскому здоровью», «Встреча Европы и Азии», «Уральские самоцветы», «Урал героический», «По сказам Бажова» и многие др.

Через эти познавательные маршруты ребенку задаются векторы освоения «дома» – ближайшего социума. Продуманное, эмоционально насыщенное сопровождение ребенка в этом процессе определяет его возможность погрузиться в те факторы (среда, ближайшие контакты, собственная социальность и пр.), от которых во многом зависит приобщение ребенка к ценностям малой родины.

Так, при знакомстве с таким познавательным маршрутом, как «Достопримечательности земли Уральской», дети узнают об интереснейших памятниках культуры: наклонной Невьянской башней (которую сопоставляют с Пизанской башней в Италии); Екатеринбургским музеем изобразительных искусств, где находится Каслинский чугунный павильон – архитектурное произведение, зарегистрированное в каталоге ЮНЕСКО как раритет; памятником А.С. Попову – русскому физику, одному из изобретателей радио; домом, в котором жил и творил П.П. Бажов, прославивший свой край удивительными по красоте и самобытности сказами и т.д. Познавательный маршрут, посвященный достопримечательностям Екатеринбурга, позволяет развивать у дошкольников эстетическое восприятие мира, уважать наследие, созданное другими людьми, воспринимать свой город как значимый в культуре всей России.

В процессе реализации этих познавательных маршрутов проводятся как информативно ознакомительные, так и активно действенные мероприятия для детей: экскурсии по историческим местам, организация и посещение выставок, знакомство с уральскими художниками, писателями, из произведениями, участие в соответствующих социально-педагогических проектах, муниципальных конкурсах: «Я живу на Урале», «Мой дом», «Памятники нашего города» и др. Все это позволяет эмоционально обогатить процесс постижения детьми окружающего пространства малой родины, насыщая не только знаниевую, но и ценностную составляющую образовательного процесса.

Новое для освоения содержание, которое корректировалось в процессе живой практики, потребовало соответствующих форм реализации: слайд-шоу, экскурсии реальные и виртуальные, «путешествия в историю», живые – интерактивные – журналы событий, социально значимые акции («Сделаем нашу улицу чистой!»), конкурсы рисунков, поделок, семейных альбомов, освещающих рабочие династии, театрализации на тему сказов и мифов, связанных с историей Урала и т.д.

Необходимо отметить, что эта практико ориентированная деятельность детей и педагогов проводилась параллельно с продуманным научно-методическим сопровождением, которое включало: разработку собственно самой регионально ориентированной программы «Грани Урала», повышение квалификации педагогов, включенных в практику, организация семинаров, мастер-классов как формы коррекции в апробации программы на инновационных площадках, проведение научно-практических конференций «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь!», организацию открытых мероприятий по программе «Грани Урала» в образовательном пространстве муниципальных образований области и отдельных образовательных учреждений и др.

Помимо этого, освоение регионально ориентированной программы «Грани Урала» позволило наладить, сформировать и укрепить сетевое взаимодействие образовательных организаций друг с другом в рамках обмена опытом по программе, а также с социально-культурными учреждениями: библиотеками, музеями, театрами и т.д. г. Екатеринбурга и Свердловской области. И это тоже расширило представление взрослых и детей о «доме», о социально-педагогических возможностях окружающей среды.

Подведем некоторые итоги.

Под воспитанием ценностного отношения к малой родине мы понимаем познавательное взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на приобщение к истокам региональной культуры, природе, формирование чувства эмоциональной сопричастности и созидательно действенного отношения к ближайшему окружению – близким людям, родному краю.

Реализация регионально ориентированной программы «Грани Урала» для дошкольной ступени образования способствует: целенаправленному, системному освоению информации об Урале как самобытной области; формированию у субъектов, включенных в проект (детей дошкольного возраста, педагогов, родителей), чувства сопричастности, гордости, включенности в со-бытийность Уральского региона; созданию в образовательных упреждениях таких условий, которые способствуют формированию у детей целостной (для их возраста) «картины мира», основ гражданственности, а также интереса к своей малой и большой Родине»; консолидации педагогического сообщества на основе идеи формирования у детей и взрослых ценностного отношения к малой родине для субъектов.

В таком контексте очевидно, что разработка и внедрение регионально ориентированных программ, в целом, и программы «Грани Урала», в частности, является актуальным ответом на социально-педагогический запрос, обозначенный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [5], где говорится о необходимости «разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (ст. 8). Очевидно, что подобные программы обладают значительными возможностями в воспитании подрастающего поколения, даже если изначально они обращены к формированию у детей и подростков ценностного отношения к своей малой родине.


Библиографическая ссылка

Коротаева Е.В. ВОСПИТАНИЕ В ФОРМАТЕ 3D – ДЕТСТВО, ДОМ, ДУХОВНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ В ПЕРИОД ДЕТСТВА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 547-551;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35632 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674