Современные мировые тенденции требуют пересмотра ключевых факторов развития социального пространства. Сегодня происходит формирование новых принципов управления разных уровней, постоянно развивается система общественных отношений, устанавливаются взаимосвязи между участниками как единого социального пространства, так и обособленной административной территории. Потребности изучения и управления данными процессами связаны с возможностью перспектив развития территории. В связи с этим социальное пространство территории можно рассматривать с разных сфер [3, 130; 6, 94]. Эволюция рекреационного комплекса представляется как наиболее перспективная сфера с точки зрения устойчивого развития как Тюменской области, так и страны в целом.
В докладе «Наше общее будущее», подготовленном в 1987 году Комиссией Г.Х. Брундтланд, дано следующее определение: «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает два ключевых понятия:
– понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;
– понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности» [8, 13].
Цель работы заключается в оценке рекреационного потенциала Тюменской области.
В 1969 г. В.С. Преображенским и Л.И. Мухиной сформулировано понятие модели рекреационной системы, при этом было подчеркнуто, что рекреационная деятельность происходит в условиях системной организации.
Территориально-рекреационная система (ТРС) – это социальная географическая система, которая состоит из взаимосвязанных компонентов (подсистем): природных и культурных комплексов, технических сооружений и органов управления, отдыхающих, обслуживающего персонала [2, с. 8].
Объектом исследования является рекреационный комплекс региона как основная часть территориально-рекреационной системы Тюменской области (без автономных округов). В современной отечественной литературе нет точного определения понятия рекреационный комплекс. В работе рекреационный комплекс рассматривается как совокупность природных и культурных рекреационных ресурсов, санаторно-курортных учреждений, туристских предприятий, а также других предприятий сферы услуг, обеспечивающих комфортный отдых.
Тюменская область располагает ресурсами подземных минеральных лечебных вод: хлоридные натриевые бромные и йодобромные воды с широким диапазоном минерализации: от 5–10 до 30–40 г/дм3. Для питьевого лечения используются минеральные воды с минерализацией до 15 г/дм3; более высокоминерализованные воды (20–40 г/дм3) являются ценным лечебным средством для бальнеотерапии. Во всех крупных городах области действуют водолечебницы и плавательные бассейны с минеральной водой. Выпускаются столовые минеральные воды «Тюменская», «Тараскульская», «Исетская». В бальнеологическом отношении изучено 15 озер (Большой и Малый Тараскуль, Ахманка, Тулубаево, Лебяжье и др.), содержащих сапропелевые лечебные грязи, сапропели бессульфидные, пресноводные. В 267 озерах Тюменской области имеются залежи сапропеля, из них 174 – оценены и разведаны (Сундукуль, Айгинское, Мергень и др.). Месторождения региона, особенно Малый Тараскуль, располагают большими запасами сапропелей [5, с. 57].
В Тюменской области существуют предпосылки для создания и развития крупного рекреационного комплекса:
1. Сегодня на рынке санаторно-курортных услуг предложение ограничено. В среднем только 2,9–3,5 % населения ежегодно лечатся и отдыхают у себя дома, в Тюменской области.
2. Действующие санатории почти не имеют конкурентов, получают значительную долю отдыхающих через систему государственного заказа.
3. На тюменском рынке практически отсутствуют предложения загородных отелей. Имеющиеся базы отдыха (исторически так сложилось) специализируются на отдыхе выходного дня.
4. Вновь организованные и открытые базы отдыха из-за отсутствия маркетинговой политики не занимаются продвижением своих услуг.
5. У жителей области есть интерес к «водному» отдыху и развлечениям. Однако у нас нет аквапарка, подобного аквапарку «Лимпопо» в Екатеринбурге. Предложения услуг в SPA-отелях минимальны.
6. В основном жители области предпочитают отдыхать на зарубежных курортах или отправляются «на землю».
7. Горячие минеральные источники пользуются спросом у жителей соседних областей, Свердловской, Омской и Челябинской [7, с. 117].
На Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.) было отмечено, что реализация концепции мирового устойчивого развития тесно связана с развитием туризма, ориентирующегося на рациональное природопользование. При этом устойчивое развитие туризма обеспечивает единство трех составляющих:
– экологическая устойчивость за счет развития туризма и рекреации в гармонии с основными экологическими процессами;
– экономическая устойчивость благодаря доходам от туризма как эффективной отрасли местной экономики;
– социально-культурная устойчивость, позволяющая повысить занятость и доходы населения регионов, сохранить историко-культурные памятники, укрепить местную самобытность и сложившийся уклад жизни [8, с. 28].
Рассмотрим основные положительные и отрицательные эффекты развития рекреации и туризма в Тюменской области.
Рекреация и туризм помогают сохранению окружающей среды. Происходит «экологизация» всех отраслей экономики. В Тюменской области большое внимание уделяется охране окружающей среды, поддержке особо охраняемых природных территорий, охране редких видов животных и растений, а также экосистем. Однако существует целый ряд отрицательных внешних факторов развития рекреации: интенсивное и не всегда рациональное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды (табл. 1).
Таблица 1
Экологические эффекты развития рекреации Тюменской области [4, с. 71]
Положительные |
Отрицательные |
1. Облагораживание заброшенной территории. Создание аттрактивного облика городов для привлечения туристов путем облагораживания заброшенных территорий в черте города Тюмени – набережная р. Тура, парки, зоны отдыха и заброшенные территории за пределами города (санатории, усадьбы, пляжи, базы отдыха: «Кулига Парк», «Лагуна», «Радуга» и др.). 2. Поддержка и развитие охраняемых территорий. В области учреждены 95 особо охраняемых природных территорий регионального значения (36 заказников, 58 памятников природы и полигон экологического мониторинга), общая площадь которых составляет 824,5 тыс. га. Постановлением Правительства Тюменской области 12.09.2011 утверждена Схема развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Тюменской области на 2011–2014 гг.: для государственных нужд для создания ООПТ зарезервированы 39 земельных участков общей площадью 1073230,5 га, на которых расположены уникальные, эталонные, особо ценные природные комплексы и компоненты. Восьми участкам общей площадью 7492,1 га уже присвоен статус особо охраняемых природных территорий. 3. Рационализация землепользования. В Тюменской области выделено 30 природно-экономических районов, объединенных в два «блока». В состав первого вошли отрасли традиционного природопользования, второго – индустриального комплекса. Предложенная группировка районов по видам землепользования дает возможность учесть их специализацию, определить пути рационализации землепользования с учетом географических условий местности, соблюдения природоохранных норм и требований. В 2006 году в рамках реализации федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы» были выполнены работы по реконструкции каналов протяженностью 14,9 км, построено 11 трубчатых переездов, проведена корчёвка кустарника и мелколесья на площади 3 га. 4. Охрана редких видов и экосистем. Созданы комиссии по охране и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений, грибов; создана региональная Красная книга. Комплексные ботанико-зоологические экспедиции в лесостепь и южно-таежную подзону, проведенные под эгидой изучения биоразнообразия и выявления популяций видов, нуждающихся в охране, координировались и финансировались департаментом по охране окружающей среды администрации области |
1. Интенсивное использование водных ресурсов для обеспечения гостиниц бассейнов. Воды Тюменской области загрязнены повсеместно. Даже в заповедных зонах, вдали от промышленной деятельности, качество речных и озерных вод не всегда отвечает стандартам. Это связано с природными факторами. Воды Тюменской области богаты железом, содержание которого может превышать предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 20–50 раз, марганцем (до 50–75 ПДК), цинком (до 20 ПДК), медью (до 10 ПДК). На достаточно низкокачественный фон накладывается антропогенное загрязнение. 2. Истощение земельных ресурсов в результате строительства зданий гостиниц т.д. Из-за рубок для предоставления площадей под рекреацию происходит резкое сокращение старовозрастных лесов, представляющих особую ценность с точки зрения биологического разнообразия. В результате недоруба расчетной лесосеки в труднодоступных районах и переруба на освоенных землях происходит общее сокращение площади лесов, а также истощение земельных ресурсов. 3. Увеличение загрязнения атмосферы, воздействие на биологическое разнообразие. Интенсивное освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса на территории Тюменской области является мощным фактором развития отраслей народного хозяйства и одновременно оказывается сильнейшее отрицательное воздействие на окружающую среду, которому подверглись все природные сферы: повысился уровень загрязнения; наблюдается деградация экосистем и целых биогеоценозов; научно необоснованная и слабо контролируемая эксплуатация биологических ресурсов привела к снижению численности животных, рыбных запасов, площади лесов |
Рекреация и туризм способствует стабильному экономическому развитию нашего региона. Формируя рекреационные зоны, предлагая качественные услуги, область получает доходы от реализации туристского продукта. Создаются новые рабочие места не только в туристской индустрии, но и на предприятиях строительной отрасли, предприятиях, предоставляющих услуги и продающих товары. В области реализуются инвестиционные проекты. Негативные экономические эффекты: рост цен на основные товары и услуги, затраты на развитие туристской инфраструктуры за счет местных бюджетов (табл. 2).
Таблица 2
Экономические эффекты развития рекреации Тюменской области [4, с. 71]
Положительные |
Отрицательные |
1. Увеличение доходов, поступающих в регион от развития туризма и рекреации. Поступления доходов в бюджеты региона и муниципалитетов через налоги от деятельности санаториев, баз отдыха, лечебниц и т.д. Оценочное значение совокупных расходов туристов в Тюменской области в 2013 году составило почти 12 млрд рублей, что выше значения предыдущего года на 11,7 %, рост за 3 года составил 58,1 %. 2. Создание новых рабочих мест. Число занятых в сфере туризма с 2007 года увеличилось почти на 35 % (5,7 тыс. новых рабочих мест), что является высоким показателем развития отрасли. Всего в Тюменской области в туристской отрасли задействовано около 22 тыс. человек. Развитие в районе туристических направлений поможет развитию целого ряда сопутствующих услуг, что в свою очередь приведет к созданию новых рабочих мест. Уменьшается количество безработных. Идет увеличение общей численности занятых в сфере туризма. 3. Мультипликативное воздействие на экономику. Развитие делового туризма за счет нефтегазовой промышленности. В целях развития делового туризма в Тюменской области в 2011 году открыты три гостиницы в городе Тюмени: «Арена» (24 номера), «Спасская» (84 номера) и «Грин-хаус» (40 номеров) в 2013 отель бренда «Mercure», многофункциональный комплекс «ARSIB TOWER», гостиница «DominaHotelTyumen», гостиница «Тюменьспорт» для спортсменов. 4. Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры. Примеры межрегионального сотрудничества – это Царские дни, паломнические туры. Перспективное сотрудничество с Ямалом в круизных маршрутах. В регионе реализуется большое количество инвестиционных проектов в сфере придорожного сервиса, на сегодняшний день более 30 таких проектов находится в стадии реализации, общее количество создаваемых рабочих мест – свыше 700 единиц |
1. Увеличение затрат на развитие инфраструктуры за счет местных бюджетов. Утвержденный объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Тюменской области «Основные направления развития внутреннего и въездного туризма» в 2014 году составил 6 815,00 тыс. рублей. 2. Сезонность туризма. Рекреационный комплекс региона в основном ориентирован на летний сезон, что отрицательно сказывается на доходах отрасли, а также снижение числа занятых в данной сфере в низкий сезон. 3. Несоответствующая современным требованиям материально-техническая база. Развитие внутреннего и въездного туризма тормозится, т.к. существует слабая обеспеченность информационными технологиями, низкий уровень развития туристских маршрутов в области, не отвечающий современным требованиям уровень оказываемых сервисных услуг. Тюменская область остро испытывает недостаток выставочных площадей. В настоящее время в областном центре действует один выставочный комплекс «Тюменская ярмарка». В год данный комплекс проводит около 40 выставок |
Развитие рекреации помогает сохранению культурно-исторических ресурсов, сближению культур народов, проживающих в области, созданию рабочих мест, улучшению качества жизни. Существуют и отрицательные социальные последствия: изменяется жизнь и традиционный быт коренных и малочисленных народов, проживающих в области, появляются вредные привычки, несвойственные местному населению (табл. 3).
Таблица 3
Социально-культурные эффекты развития рекреации Тюменской области [4, с. 71]
Положительные |
Отрицательные |
1. Обеспечение культурного обмена между народами: В Тюменской области проходят, ставшие традиционными, Дни культуры коренных малочисленных народов Севера. 2. Укрепление местных сообществ за счет сохранения и развития различных фестивалей местной культуры; повышение образовательного, культурного и духовного уровня населения: Творческие форумы проводится с целью сохранения и развития уникальной самобытной культуры народов Севера, а также привлечения внимания общественности к вопросам сохранения и развития традиционного уклада жизни этих народов. Центр творческого развития и гуманитарного развития «Этнос» не первый год организовывают мероприятия, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству северных народов для укрепления местных сообществ, а также повышения образовательного, культурного и духовного уровня населения. Одним из значимых мероприятий является научно-практическая конференция «Северные народы Тюменской области: проблемы правового обеспечения», которая проходит на базе Института проблем освоения Севера. Конференция посвящена взаимодействию общественных организаций коренных народов Севера с органами законодательной и исполнительной власти, предприятиями топливно-энергетического комплекса по вопросам социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов, проживающих на юге Тюменской области. Также в Тюмени существует «МИСНЭ» – благотворительный фонд развития культурного наследия и поддержки коренных малочисленных народов Севера. 3. Создание местных услуг и удобств: Размещение, питание, развлечения, розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия |
1. Изменение местной индивидуальности и ценностей местной культуры из-за стремления максимального извлечения прибыли. У отдыхающих часто преобладает потребительское отношение к природным рекреационным объектам, они вносят свой образ жизни и поведения на территорию где отдыхают. Такое поведение наносит ущерб природным ресурсам |
Результаты исследования были опубликованы в сборниках научных статей и представлены на научно-практической конференции «Современные проблемы науки туриндустрии» (г. Челябинск) [4, с. 71].
Выводы
В статье отмечены предпосылки для устойчивого развития рекреационного комплекса Тюменской области. Однако необходима дальнейшая работа в области управления рекреационными ресурсами. Для минимизации отрицательного экологического воздействия надо внедрять новейшие ресурсосберегающие технологии и технические средства, которые помогут уменьшить загрязнения окружающей природной среды. Проводить общественную экспертизу новых рекреационных проектов. Уделять внимание экологической культуре, воспитанию, просвещению рекреантов. Для снижения негативных экономических эффектов привлекать инвестиции в развитие рекреационного комплекса. Осуществлять поддержку предпринимателей, работающих в туристской сфере. Ориентировать рекреационный комплекс региона на всесезонность для уменьшения зависимости от высокого летного спроса. Вести подготовку квалифицированных кадров, что будет способствовать повышению производительности труда. Издержки социально-культурной сферы возможно снизить путем представления туристам объективной информации о состоянии природной среды, экологических мероприятиях, проводимых в местах отдыха, это поможет приблизить их ожидания к реальным представлениям о рекреации.
Заключение
22 декабря 2015 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) постановила провозгласить 2017 год Международным годом устойчивого туризма в интересах развития, подтверждая свою резолюцию 70/1 от 25 сентября 2015 года под названием «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» и свою приверженность обеспечению достижения устойчивого развития в трех его компонентах – экономическом, социальном и экологическом – сбалансированным и комплексным образом и осуществлению деятельности в развитие результатов, достигнутых в период действия целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и для завершения незаконченной работы по реализации этих целей.
Рекомендует всем государствам, системе Организации Объединенных Наций и всем другим заинтересованным сторонам воспользоваться проведением Международного года для содействия принятию мер на всех уровнях, в том числе по линии международного сотрудничества, и оказания поддержки устойчивому туризму как одному из средств поощрения и ускорения устойчивого развития, особенно ликвидации нищеты [1].
Рекреация в регионе должна развиваться так, чтобы усиливать местную экономику, создавать рабочие места, учитывать особенности территории. В решении проблем, возникающих в связи с развитием рекреационного комплекса, необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон: региональных властей, бизнес-сообщества, местных жителей, рекреантов. Следует стремиться к балансу экономических, экологических и социальных факторов, что увеличит инвестиционную привлекательность рекреационного комплекса Тюменской области в целом.
Библиографическая ссылка
Третьякова О.В., Созонова Е.Ю. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Успехи современного естествознания. – 2016. – № 7. – С. 173-178;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36025 (дата обращения: 21.11.2024).